Забытые страницы Великой войны
Бойня на Сомме. Эпизод второй
генерал
 Фриц фон Белов

3 сентября после относительного затишья на северо-востоке Франции в провинции Пикардия началось новое наступление войск Антанты. Оно стало вторым активным этапом одного из крупнейших сражений Первой мировой войны.
После первого этапа наступления в июле стороны понесли огромные потери. Но если германские солдаты гибли по большей части от грамотной стрельбы французской артиллерии, то сами французы и особенно британцы уничтожались пулеметно-винтовочным огнем непосредственно во время атак на позиции немцев, которые непрерывно укреплялись и обновлялись в течение двух предыдущих лет. Как уже говорилось ранее, только в первой атаке 1 июля 1916 года из 100 000 британских солдат, покинувших окопы, назад целыми и невредимыми вернулись только 40 000. Пятая часть личного состава 200 батальонов осталась на поле сражения. 
В августе противники спешно пополняли ряды. Если в начале битвы «антантовцам» противостояли всего 8 пехотных дивизий 2-й армии генерала Фрица фон Белова, то уже в августе их число достигло 31, а к началу наступления союзников на Сомме – 40 дивизий, сконцентрированных в трех полевых армиях под общим командованием баварского кронпринца генерала-фельдмаршала Рупрехта Виттельсбаха. Англичане с французами тоже не дремали. Им в четырех армиях удалось собрать 58 дивизий. Однако же достичь июльского преимущества в живой силе в три с лишним раза уже не вышло. Слишком большие потери понесла Франция под Верденом. Конечно, не стоит безоговорочно верить данным, которые представил в послевоенных мемуарах немецкий генерал Эрих фон Фалькенхайн, с 14 сентября 1914-го по 28 августа 1916 года возглавлявший германский полевой Генеральный штаб. Он писал: «Около 90 французских дивизий, то есть около 2/3 их общей вооруженной силы были перемолоты на мельнице Вердена». Мягко говоря, цифры не точны. Под Верденом сражалось 74 французские дивизии и 66 германских. Но что до потерь – они были колоссальны. С обеих сторон. Только убитыми – более 300 000. И размер германских потерь немногим уступает французским. Так уверенность немецких генералов под Соммой в том, что Верден обескровил силы союзников до такой степени, что они не смогут возобновить наступление в Пикардии осенью, оказалась серьезной ошибкой.

Танк Mark I «самец». 1916 год

Артподготовка была проведена на совесть. В ней участвовало 1900 тяжелых стволов калибра до 400 мм. За два летних месяца британские пехотинцы-добровольцы заметно прибавили в боевом мастерстве. Наконец, к передовой были переброшены новые боевые машины – танки. Правда, когда 15 сентября у деревушек Флёр и Гведекур дело дошло до них, сразу выяснилось, что из 49 «Марков» в бой могут идти только 18. Впрочем, для деморализации немецких пехотинцев хватило и этого. В тот день за 5 часов союзники отодвинули германские позиции на 5 км, что для нудных и кровавых боев на Сомме явилось своеобразным рекордом. Судите сами: за всю кампанию в Пикардии «антантовцы» продвинулись на фронте шириной в 35 км на 10 км в глубину. А сколько за это заплатили? Но о потерях – позже. А сейчас о том, что в целом активная фаза наступления растянулась примерно на две недели. И закончилась той самой первой в истории войн танковой атакой. 
Да, территории, взятые французами и англичанами, кажутся ничтожными, но что это были за территории? Немцы медленно, но верно отдавали полоски земли, укрепленные так, что, казалось, взять их невозможно. 12 сентября французам на довольно узком участке удалось взломать третью и последнюю линию обороны в полосе наступления 6-й армии генерала Эмиля-Мари Файоля. Оставался еще один шаг, чтобы перевести стратегический замысел фронтальной операции в Пикардии в практическую плоскость. А именно: после осуществления прорыва всех линий обороны немцев пустить в образовавшуюся брешь кавалерийские массы, которые возьмут под контроль территории вплоть до бельгийской границы (75-80 км) и даже дальше – до Брюсселя (140 км) и Льежа (200 км) с выходом на германскую границу. А что это, если не стратегический успех?
Не сбылось. На следующий же день, подтянув резервы, германцы двумя фланговыми ударами брешь заделали наглухо. Многим стало ясно, что активная фаза наступления вновь выдыхается так, как это было в середине июля. Многие погибли или были тяжело ранены, а остававшиеся в живых уже не имели ни моральных, ни физических сил для того, чтобы демонстрировать недавний героизм и самопожертвование. В большей мере это относилось к англо-французам, измученным в бесчисленных атаках. Немцы оборонялись стойко, бились до конца, не помышляя о белом флаге, чем сильно напоминали русскую боевую традицию. Так было, например, у деревеньки Комбль на полдороге между столицей Пикардии Амьеном и городом Камбре, который войдет в историю позже, в ноябре-декабре 1917 года. Небольшой немецкий гарнизон защищал Комбль целый месяц. И только после долгой и массированной обработки начиненными газом снарядами высота пала. Но пленных французам брать не пришлось. Сдаваться в плен было не кому. Защитники пали. 

Битва при Сомме

Несколько иначе вели себя германские солдаты во время танковой атаки. Уж слишком велик был шок от вида надвигающихся монстров. Сохранились воспоминания, описавшие панику в немецких окопах, после того как какой-то солдате в ужасе прокричал, что перед ним – дьявол во плоти. Редкий случай, когда германский солдат бежал с позиций со всех ног. 
Тут уместно сказать о том, что в германских полноценных дивизиях на Сомме воевали лучшие солдаты, сохранившиеся в армии Второго рейха. Последний солдатский и унтер-офицерский кадр довоенного времени. Здесь старались не использовать только что мобилизованных и резервистов ландвера. В том числе и по этой причине результат сражения в Пикардии отразился на боевых качествах немецкой армии значительно сильнее, чем на армиях союзников. Верден начался в феврале 1916- го, Сомма завершилась в ноябре. О потерях немцев под Верденом уже сказано: не менее полумиллиона солдат.  На Сомме они составили еще примерно полмиллиона человек, из которых убитыми на поле боя – более 164 000. Таким образом, Германия потеряла лучшую и значительную часть армии, не улучшив своего положения в Лотарингии и ухудшив его в Пикардии. Там пришлось отступать на так называемую «линию Гинденбурга» – новую систему обороны на северо-востоке Франции, которую еще предстояло достроить и укрепить.
Впрочем, строить еще было кому. А вот с воинами… Эту проблему до конца войны Германия решить уже не могла. Объективно. По каким еще причинам считается в среде военных ученых, историков, политиков, что именно битва на Сомме предрешила исход ПМВ? Стало ясно, что в военно-техническом отношении Антанта не только догнала, но и обошла германский ВПК. Дело не только в танках. У Антанты явно обозначилось преимущество в современных видах вооружения –  аэропланах, легких пулеметах, минометах, тяжелой артиллерии. Стало очевидно, что стратегическая инициатива перешла к союзникам. Еще один немаловажный стратегический аспект: в отличие от германцев французам и англичанам наступать для того, чтобы взять Берлин, было вовсе не обязательно. Имея преимущество в технике, тыловой продукции и, конечно, в живой силе, ведя дело с достаточно уставшим и надломленным противником, Париж и Лондон вполне могли себе позволить вести войну не истощение. Видимо, самые прозорливые германские (и не только германские) генералы уже поняли, что пробиться к Парижу через меловые холмы и бесчисленные речки Пикардии или через знающую природу войны Лотарингию уже не получится. Не хватит ресурсов. А тут еще и на Восточном фронте ситуация обострилась до предела. Русские, как та птица Феникс, возродились и чуть не выбросили из войны единственного относительно надежного немецкого союзника – Австро-Венгрию.

В конце сентября – начале ноября масштабных боев на Сомме уже не было. Немцы сидели в укрытиях, обрабатываемые огнем тяжелой французской артиллерии. Французы и британцы на рожон не лезли, предпочитая разрушать на расстоянии. Среди прочего Сомма войдет в историю, как самое кровопролитное сражение для британской армии за всю ее историю. На Сомму пришлась половина британских военных сухопутных потерь в ПМВ. По разным оценкам – от 420 000 до 460 000 убитыми, ранеными, пленными.
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой»
22 сентября 2016 00:00 993
0
0