Забытые страницы Великой войны
Бойня на Cомме. Этап первый.
Британские солдаты в окопе

1 июля 1916 года началось одно из самых продолжительных и кровавых сражений Первой мировой войны. На сей раз на берегах французской реки Сомма в Пикардии сошлись германцы и британцы с помогавшими им французами.
Битву на Сомме можно разделить на 4 этапа. 1-й (1-10 июля) – активное наступление союзников и локальный успех. 2-й (11 июля – 2 сентября) – позиционные бои на истощение. 3-й (3-28 сентября) – большое наступление союзников. 4-й (29 сентября – 18 ноября) – остаточные и бессмысленные попытки изменить положение дел. 

Это сражение было запланировано заранее. Еще в конце 1915 года, когда друзья по Антанте разработали общую военную кампанию во французском городе Шантильи (Шантийи). Тогда были установлены два срока: русские на восточном фронте начинают 15 июня, союзники на западном стартуют 1 июля. Правда, после огромных потерь, понесенных французской армией в битве за Верден, более известной под названием «Верденская мясорубка», эти планы были значительно скорректированы. Русские армии Юго-Западного фронта на десять дней раньше – 4 июня ринулись в прорыв, чем заметно ослабили давление немцев под Верденом и спасли итальянскую армию от поражения в Южном Тироле и неизбежной затем капитуляции. Но эти события нисколько не сподвигли англо-французских генералов хотя бы незначительно изменить сроки. 1 июля – значит, 1 июля!
Так что коррекция планов коснулась вовсе не сроков их исполнения, а состава участников. Первоначально задумывалось, что наступление в Пикардии (менее 75 км от франко-бельгийской границы) начнут пять полевых армий: три французские и две английские. Но, как уже сказано, «мясорубка» под Верденом изрядно сократила человеческие ресурсы французской армии, и ее представительство сократилось до одной 6-й армии генерала Эмиля-Мари Файоля. Британцы сдержали слово и поставили на Сомму две армии: ударную 4-ю генерала Генри Сеймура Роулинсона и 3-ю  генерала Эдмунда Генри Алленби. Участок прорыва сократился с 70 до 25 километров, осуществить его предстояло 32 пехотным и 6 кавалерийским дивизиям с помощью 2189 орудий, 1160 минометов и 350 самолетов. Как выяснится позже – 15 сентября – при поддержке еще и десятков танков. Прорыв намечался по линии городов Бапом – Камбрэ – Валансьен с выходом к уже бельгийскому городу Монс.

Позиция 400-милиметровой французской пушки

Англо-французским войскам противостояла 2-я армия генерала Карла фон Бюлова. Военная доктрина начала ХХ века содержала положение, согласно которому для успешного наступления атакующая армия должна иметь 3-4-кратное превосходство в живой силе. Союзникам удалось этого добиться, несмотря на сложности у французов. Фон Бюлов имел в 4 с лишним раза меньше пехотинцев, в 2,7 раза – орудий и в 3 раза – самолетов. Но обреченным себя не чувствовал. Немцы копали в этих местах два года и
 накопали многоуровневую систему полевых и стационарных укреплений. Глубина 3 оборонительных линий – до 8 километров. И это – сплошные траншеи, ходы сообщений, опорные пункты, артиллерийские укрытия, колючая проволока, минные поля и т.д. Кроме того, в германских штабах не очень-то верили в наступательный потенциал британской пехоты. По мнению офицеров Второго рейха, в обороне островитяне были еще туда-сюда, но в атаке – полные неумехи. Время показало, что во многом немцы были правы.
Из одного военного учебника в другой кочует утверждение, что к битве на Сомме союзники готовились около 5 месяцев и очень тщательно. Мол, с утра до вечера отрабатывали тактические навыки. Что касается французской артиллерии, то она действительно готовилась. И доказала это в течение 7-дневной артиллерийской подготовки, которая началась 24 июня. Согласно данным военного исследователя Дмитрия Вержховского, французы выпустили по германским позициям около 2,5 миллионов снарядов. Ранее другой известный военный историк, в прошлом генерал императорской армии и участник Брусиловского прорыва Андрей Зайончковский, писал, что французы заготовили примерно 8,5 миллионов снарядов, из них 2,4 миллиона – тяжелых и мортирных. Выходит, молотили так, что в неделю почти на треть опорожнили артиллерийские парки. 

Немецкие пулеметчики

Тяжелые снаряды крушили германские оборонительные линии, и командованию в Берлине стало понятно, что фон Бюлову спешно нужна поддержка. К имеющимся 8 дивизиям подбросили еще 3, а также 30 батарей тяжелой артиллерии.
Час пехоты пробил 1 июля. В бой пошли не только английские батальоны, но и французские. И довольно скоро выяснилось, что последние подготовлены не в пример лучше. А главное, они отменно взаимодействовали с собственной артиллерией. Пушки били «огненным валом», за которым вплотную шла французская пехота. И когда вал перекатывался через германскую траншею, у немцев не находилось лишней секунды, чтобы успеть реагировать на прыгающего в окоп противника. «Подготовленные» британцы воевали иначе: они шли в бой густыми цепями, как говорится, в плотных боевых порядках. Как будто все еще находились под Ватерлоо в 1815 году. А британские пушкари били по пристрелянным целям, но собственную пехоту прикрывать «огненным валом» и не думали. Попросту – не умели. Отсюда и колоссальные потери, понесенные 4-й британской армией. В бой были посланы 200 батальонов общей численностью 100 000 человек. После первых атак в строю осталось едва 40 процентов. Безвозвратные боевые потери составили 21 000 солдат и офицеров. В чем англичанам не откажешь, так это в высоком боевом духе, которым солдаты с островов отличались почти всегда. Так было и в первый день битвы на Сомме.
Командир 2-й роты 8-го батальона Восточно-Сурейского полка капитан Уилфред Невилл ломал голову, как поднять своих солдат в атаку, как избавить их от страха перед 250 метрами, отделяющими от немецких окопов. Ведь когда рота получит приказ, эти метры превратятся в полосу огня. И Невилл придумал. Откуда-то достал два футбольных мяча. На одном краской написал"Большой Европейский кубок — финал. Восточный Суррей — Бавария.", на втором — "Игра без судьи", намекнув, что на войне правил нет. Сигнал прозвучал в 7 часов 30 минут. И солдаты побежали в атаку в перепас двумя мячами. Первый удар по одному мячу сделал сам капитан Невилл. Второй мяч в гущу солдат отправил офицер 8-го батальона капитан Торн.

Британские солдаты

Невилл из боя не вернулся. А батальон добрался до германских окопов и с боем взял первую линию. Интересно, что солдаты роты Невилла нашли среди трупов и воронок один из двух мячей и сохранили его до конца войны. Сейчас он хранится в полковом музее. Второй мяч был обнаружен в 2011 году совершенно случайно в одном из кафе местечка Карнуа, на кладбище которого похоронен Невилл. Хозяин кафе нашел его в поле вместе с ранцами британских солдат, погибших там 100 лет назад.  
Каков же результат первых боевых дней? Англичанам удалось вклиниться в оборону германцев на участке двух правофланговых корпусов и взять первую линию обороны. То есть, продвинуться на километр. Остальные три корпуса 4-й армии не добились ничего. У французов успехи оказались поярче. Хотя, откровенно говоря, только в сравнении с английскими «достижениями». 6-я французская армия, наступавшая по обоим берегам Соммы, южнее реки взяла две укрепленные позиции и несколько населенных пунктов, севернее – продвинулась не далее британцев, связанная с ними же общим темпом наступления. Бежать быстрее англичан было нельзя, иначе оголился бы фланг.
Справка по поводу двух берегов. Привычнее, когда река является линией фронта. Однако в данном случае все иначе. Южнее Амьена, главного пикардийского города, Сомма резко поворачивает на северо-восток, в сторону Бельгии. Это направление полностью совпадает с направлением главного удара англо-французской группировки. 
Итак, к концу первой декады наступавшие армии начали выдыхаться. Одновременно с этим немцы, также понесшие серьезные потери (в основном, от артиллерийского огня), получили большие подкрепления.  А именно: 11 пехотных дивизий и 42 артиллерийские батареи, 27 из которых – тяжелые. За вычетом потерь преимущество франко-английских сил резко сошло почти на нет: 1 к 1,6. Для наступающих частей это не столько плюс, сколько минус. На некоторое время лобовые атаки в полосе наступления целых корпусов прекратились. Начались артдуэли и локальные стычки на отдельных участках, где одни хотели улучшить свое положение, другие – вернуть статус кво. Первый этап битвы на Сомме завершился.
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой»
19 июля 2016 00:00 1091
0
0