Забытые страницы Великой войны
Монстры против монстров
Адмирал 
Альфред фон Тирпиц

В ночь на 1 июня 1916 года в Северном море в сотне километров от датского побережья завершилось 2-дневное сражение, ставшее крупнейшей морской битвой в истории войн.
К началу Первой мировой войны Германия располагала современным и мощным флотом, создание которого было инициировано и организовано адмиралом Альфредом фон Тирпицем. Годом рождения Флота Открытого моря – такое название получили ВМС Второго рейха – можно считать 1907 год. Германские стратеги, готовясь к большой войне в Европе, отлично понимали, что без сильного флота, способного противостоять «владычице морей» Британии, страна окажется в морской блокаде. А в начале ХХ века экономическая составляющая войны вышла на первое место.
Парадокс первых двух лет ПМВ для Флота Открытого моря заключался в том, что сотни тяжелых орудий на палубах могучих линкоров и крейсеров оказались-таки заперты в бухтах северного побережья Германии. После нескольких безуспешных попыток прорвать блокаду в локальных морских сражениях, немецкие адмиралы утратили инициативу. Дошло до того, что командовавший флотом адмирал Гуго фон Поль запретил своим ударным кораблям отдаляться от мест базирования далее 100 миль. Зимой 1916 года его сменил куда более энергичный адмирал Рейнхард Шеер. Новый начальник был убежден, что, во-первых, атаковать британский Grant fleet жизненно необходимо, а во-вторых, бить более мощного противника надо по частям и хитростью.
Главная хитрость грядущей битвы гигантов заключалась, по мнению германского военно-морского штаба и самого Шеера, в том, чтобы взять крупную часть британского флота «на живца». Эту роль должна была сыграть эскадра адмирала Франца фон Хиппера, состоявшая из 5 линейных крейсеров и 6 кораблей сопровождения. 31 мая 1916 года в 4.00 эскадра ушла от причальных стенок в Северное море. Предполагалось, что узнав о ее передвижении, британцы вышлют навстречу внушительную группировку. Но едва противники вступят в бой, как к Хипперу присоединится сам Шеер со всеми своими линкорами, – они покинут бухты ровно через полчаса после крейсеров и пойдут за ними вторым эшелоном. Флот Открытого моря, безусловно, победит часть Grand fleet и после сражения окажется сильнее его сохранившейся части. А дальше – атака англичан вблизи их баз, еще одна победа – и немецкий флот станет господином всего океана. Возобновятся морские поставки металлов, угля, топлива, провианта для уже порядком уставшей экономики, и у армии откроется «второе дыхание». 

Тяжелый крейсер типа "Admiral Hipper"

Первый пункт плана был выполнен с немецкой пунктуальностью. 99 вымпелов вышли в море. За 5 крейсерами Хиппера следовали 16 дредноутов, 6 эскадренных броненосцев и прочие корабли. Кроме того вперед были высланы 18 подводных лодок для наблюдения за противником. А вот дальше случилось то, чего германские адмиралы предусмотреть не могли.
Английская военно-морская разведка контролировала радиосвязь немцев, и Адмиралтейство заранее оказалось в курсе их планов. Зная, что весь Флот Открытого моря пойдет курсом юг-север, весь Grand fleet покинул базы и двинулся наперерез. 155 вымпелов также шли двумя колоннами: в «южной» – 6 линейных крейсеров адмирала Дэвида Битти и 4 дредноута под флагом контр-адмирала Хью Эван-Томаса, сопровождаемые легкими крейсерами и эсминцами, в «северной» – 16 дредноутов главкома флота адмирала Джона Джеллико, 3 линейных крейсера адмирала Горацио Худа, 4 броненосных крейсера адмирала Герберта Хита в сопровождении легких крейсеров и эсминцев. Поблизости от них шла эскадра адмирала Мартина Джерама из 8 дредноутов, 4 устаревших броненосных крейсера под флагом адмирала Роберта Арбетнота и эсминцы.
Оба флота соблюдали полное радиомолчание. И вполне могли разминуться, если б не случайность. В середине дня почти одновременно на кораблях Битти и Хиппера заметили маленький датский пароход. Два британских легких крейсера и германский эсминец с разных сторон направились к нему для проверки «купца». Тут и состоялась историческая встреча. Полноценное сражение началось в 15.20. Выполняя приказ по заманиванию британцев в ловушку, Хиппер развернул эскадру на юг, откуда приближались линкоры Шеера. Противники шли параллельными курсами и вели артиллерийскую дуэль. Немцы приспособились первыми, и Битти стал нести потери. Первым взорвался и пошел ко дну линейный крейсер «Индефатигебл» («Неутомимый») с командой в 1017 человек. Через 20 минут – взрыв бомбовых погребов уничтожил линейный крейсер «Куин Мэри» и 1266 матросов и офицеров экипажа. А когда в небе появились дымы дредноутов Шеера, британцы сообразили: пора удирать. Но так, чтобы вывести Флот Открытого моря под главный калибр линкоров Джеллико. 
Битти умело развернул корабли на 180 градусов. Немцы, торжествующие победу, без сомнений пошли за ними. Через два часа после начала боя на помощь Битти и Эван-Томасу подоспели три линейных крейсера адмирала Худа из передовой колонны главных сил. Пошли потери и у германской стороны. Флагман Худа «Инвинсибл» («Незыблемый») в несколько минут потопил легкий крейсер «Висбаден», серьезно повредил «Пилау» и «Франкфурт». Но вскоре от чудовищного взрыва разломился пополам. Вместе с крейсером погибло 1026 членов экипажа.

Эскадренный броненосец "Pommern"

Примерно в это время Шеер понял, что охотник не он, а его английский визави Джеллико. Понял потому, что британский дредноут «Мальборо» открыл огонь главным калибром по его линейным кораблям. Настал черед разворачиваться на 180 и отрываться от погони германским тяжелым кораблям. Каким-то чудом колонна Шеера выполнила сложнейший маневр «все вдруг», и забрезжила надежда на спасение. Кое-где еще продолжался обмен ударами, но без особых успехов. Стрельба затихла только в 19.30, и корабли противников продолжали двигаться на юг, к германским берегам. Не сказать, чтоб к этому времени стемнело, но в надвигающихся сумерках британский главком принял решение преследовать врага, не вступая в артиллерийский бой. Под утро 1 июня стало ясно, что это была его грубейшая ошибка. Шееру удалось вернуться в базы прежде, чем Джеллико отрезал его от побережья.
Отдельные стычки продолжались и ночью. В 1.45 английские эсминцы торпедной атакой потопили эскадренный броненосец «Поммерн». Примерно в те же минуты ушел на дно линейный крейсер «Лютцов», служивший флагманом адмиралу Хипперу. 24 попадания тяжелыми снарядами не сразу, но все-таки убили этот германский корабль. Чудом доплелись до дома два других линейных крейсера из эскадры Хиппера – «Мольтке» и «Зейдлиц». Они вернулись в гавань с пятью пушками на двоих и с голыми палубами – без мачт и надстроек. Ночью же был расстрелян старый британский броненосный крейсер «Блэк принс». Он заблудился в темноте и вышел под главный калибр германского линкора «Тюринген». 

Гибель крейсера «Индефетигебл»

И в Германии, и в Британии до сих пор спорят, кто победил в Ютландской битве. Немецкие военные историки считают свою страну выигравшей потому, что англичане понесли куда большие потери. Те, в свою очередь, говорят о том, что победа определяется не потерями, а достигнутым результатом. Раз немцы своих целей не достигли и оказались запертыми в гаванях вплоть до окончания войны, значит, праздновать успех стоит на Британских островах. Незаинтересованные стороны склонны считать, что битва завершилась вничью. 

Потери сторон: англичане – 6784 человека из 60 000 членов экипажей, немцы – 3058 человек из 36 000. Количество раненых у англичан – 510, немцев – 507. Британия лишилась 3 линейных крейсеров, 3 броненосных крейсеров, 8 эсминцев. Всего – 14 кораблей из 151, принявших участие в бою (общий тоннаж – 111 000 тонн). Германия потеряла броненосец, линейный крейсер, 4 легких крейсера, 5 эсминцев. Всего – 11 кораблей из 99 (общий тоннаж – 62 000 тонн).

Стоит отметить, что суммарно орудий крупного калибра на британских тяжелых кораблях было 272 против 200 у немцев. Мощь бортового залпа – 150 тонн против 60. Однако реализовать это преимущество адмиралу Джеллико не удалось. Тем не менее, за Ютландский бой российский император Николай II наградил его орденом св. Георгия III степени.
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
13 июня 2016 00:00 1568
0
0