Забытые страницы Великой войны
Охота на Тигре
6-я османская армия в Месопотамии

В самом конце апреля 1916 года боевые действия в Месопотамии временно прекратились. Причиной тому стали успехи 6-й турецкой армии и поражение британских войск.
Современный Ирак издревле называли Междуречьем, что на древнегреческом – Месопотамия. Оно и понятно: страна тянулась с северо-запада на юго-восток от Армянского нагорья к Персидскому заливу долинами двух мощных рек – Тигра и Евфрата. Надо заметить, Месопотамия – далеко не первое название этих земель. Ранее существовали названия Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Халдея… Именно здесь возникли одни из первых государств мира. Впоследствии какие только царства не располагались на этих землях, но в 1555 году на три с половиной века Месопотамия вошла в состав Османской империи. Для турецких властей было характерно потребительское и равнодушное отношение к собственным окраинам. Месопотамия в начале ХХ века была заселена арабами, курдами и персами общим числом в 3 миллиона человек. Но все административные должности занимали турки. Территории не развивались, жили преимущественно аграрным трудом. Дорог почти не было. Багдадская железная дорога только строилась, да и то кусками. Главными транспортными артериями были караванные пути.
Став союзником Германии и Австро-Венгрии в августе 1914 года, Турция хотела вступить в войну с развернутой армией. И вскоре развернула до 30 дивизий. Но в Месопотамии все оставалось по-прежнему: на огромной территории располагалось около пехотной дивизии и несколько курдских конных отрядов. Ни в Константинополе, ни в Берлине не придали значения тому, что на самом юге, на границе Персии и Месопотамии, где дельта реки Шатт-эль-Араб (за 200 км до Персидского залива Тигр и Евфрат сливаются в один поток – «Арабский берег») образует остров Абадан. На нем в 1909 году построили нефтяной терминал, по которому «черное золото» Англо-Персидской нефтяной компании из рядом расположенных скважин потекло в корабельные танки. В канун войны главным акционером АПНК стало правительство Великобритании, чему поспособствовал первый лорд адмиралтейства Уинстон Черчилль. Военно-морской министр империи прекрасно понимал, как важна для его боевых кораблей нефть, уже вытеснявшая к тому времени уголь из топок.

Английская канонерская лодка в устье Евфрата

За несколько дней до вступления Турции в войну, 23 октября 1914 года предусмотрительные британцы высадили на Абадане пехотную бригаду, состоявшую из индийцев. В канун объявления войны, 4 ноября, – еще две бригады. Через две недели они занимают крупнейший город южной Месопотамии – Басру, где сливаются Тигр и Евфрат. До Багдада – 450 километров. 
Пришел 1915 год, а Османская империя все еще медлила с открытием Месопотамского фронта. Пополнения не поступали. В тоже время британцы довели численность войск на направлении Басра – Багдад до армейского корпуса в составе трех дивизий. Командовавший группировкой генерал-майор Чарльз Таунсенд получил из Лондона приказ: взять Багдад. В сентябре 1915-го он захватил город Кут-эль Амара в 160 км от Багдада, в ноябре – руины древней столицы Парфянского царства Ктесифон. Это – 35 км от Багдада.
Однако на этом победы британского генерала закончились. Турки опомнились, и к Ктесифону подошли два корпуса специально сформированной 6-й армии, которую возглавил фельдмаршал германской армии Кольмар фон дер Гольц (Гольц-паша), хотя формально главкомом был турецкий генерал Нуреддин-паша. Генерал Таунсенд растерял свои части по дороге к Багдаду по примеру Наполеона в России. Всюду по пути требовалось оставлять гарнизоны для охраны растянутых коммуникаций и обеспечения хоть какого-то снабжения в нищих провинциях. К Ктесифону он смог привести только пехотную дивизию и кавалерийскую бригаду. Всего примерно 15 000 штыков и сабель. У Гольца в распоряжении было не менее 3 дивизий и конная бригада. Если учесть, что штатный пехотный полк турецкой армии состоял из 2600 строевых, нетрудно подсчитать, что преимущество турок было минимум 1,5 к 1. Бой под Ктесифоном, завязавшийся 22 ноября, был упорным и кровопролитным. Англичане потеряли треть личного состава (4 600 убитыми, ранеными и пленными), турки – 6 500. Таунсенд принял решение начать отступление, зацепиться в Кут-эль-Амара и ждать обещанного подкрепления в две дивизии. 3 декабря его отряд был осажден в Эль-Куте, где продержался почти 5 месяцев. Перед самым окружением британский командир отправил по реке несколько транспортов с кавалерийской бригадой и ранеными. По оценкам историков под его началом в Куте осталось от 10,5 до 12 тысяч солдат. 

Немецкий генерал-фельдмаршал
Кольмар фон дер Гольц

Фон дер Гольц не спешил. И голод сделал свое дело. Англичане сдались 29 апреля 1916 года вместе со своим начальником. Правда, сам германский фельдмаршал этого часа не дождался. Он умер за несколько дней до сдачи. Официально – от тифа, но бродит версия, что был отравлен. Вполне может быть, если учесть нравы Османской империи и ревность турецких пашей. Обещанные резервы так и не помогли британцам. Пока Таунсенд держался, прибывшие из Франции подразделения двух индийских бригад так и не смогли разблокировать Эль-Кут. Речных транспортов на Тигре не хватало, а переброшенные германские аэропланы бдительно охраняли подступы к городу и с реки, и с суши. Позже, когда в Британии обсуждали эту «позорную для репутации английской армии» сдачу в плен, признали на уровне высших чиновников, что операция была подготовлена из рук вон плохо. Недостаток ощущался во всем: от тяжелых пушек и самолетов до одеял и бинтов. 
В ситуации, когда отряд Таунсенда умирал, но еще держался, английские власти обратились в русскую Ставку с просьбой о помощи, которая им виделась следующим образом: экспедиционный корпус генерал-лейтенанта Николая Баратова, действовавший в Персии, должен был ударить во фланг 6-й турецкой армии. В это же время Азербайджанский отряд генерал-лейтенанта Федора Чернозубова из района озера Урмия должен был выступить на юг и насесть на Халил-пашу, сменившего фон Гольца, с тыла. В теории все было хорошо, только на практике у Баратова под началом оставалось примерно 10 000 штыков и сабель, у Чернозубова – около 5 000. И все это войска хоть и закаленные, но находившиеся в походе много недель. Далее: британцы довольно долго тянули с просьбой и помощи. И когда все-таки решились, любые действия Баратова ситуацию не исправили бы. Генерал попросту не успевал. Наконец, начинался жаркий сезон, когда любые активные действия затруднительны, а войска пребывают под риском эпидемий. Тем не менее, русские пошли на выручку. 21 марта 1916 года Экспедиционный корпус получил приказ приступить к выполнению Багдадской наступательной операции. Керманшахский отряд в составе 7000 человек при 22 орудиях князя Белосельского-Белозерского перешел в наступление в направлении Керманшаха, Ханекина, Багдада. Наступление началось в горно-пустынной местности, с караванными тропами в безводных местах. Русские драгуны, казаки и пограничники показали свои лучшие боевые качества: в боях под Кериндом и Касре-Шерином они разгромили Стамбульский гвардейский уланский полк и Арабистанский конный полк. Были захвачены 4 орудия и большое количество боеприпасов. 25 апреля русские войска захватили Ханакин (город в Месопотамии, 150 км от Багдада).

Дальнейшее продвижение было остановлено, так как Халил-паша перебросил освободившиеся под Эль-Кутом силы против русского корпуса. Силы оказались слишком не равными, Баратов вернулся в Персию. Однако в эти дни русским удалось встретиться с англичанами. В ночь на 6 мая 1916 года в лагерь британской армии у селения Али-Гарби (ныне – город Али-эль-Гарби, 220 км к юго-востоку от Багдада) вошла сотня 1 го Уманского полка Кубанского Казачьего Войска под командованием сотника Василия Гамалия. За 10 дней сотня в составе 107 казаков и 4 офицеров осилила более 300 верст по тылам турецкой армии и диких кочевых племен и вышла на связь с британцами.
Затишье на Месопотамском фронте длилось долго – до 9 января 1917 года, когда накопившие силы и пересмотревшие отношение к операции англичане двинулись в наступление. Ослабленная турецкая 6-я армия, огрызаясь, отходила, англичане медленно, но верно давили массой и техникой. 24 января пал Кут-эль-Амара, 10 марта – Багдад. К концу апреля турки оказались отброшены к Тикриту, где и окопались в преддверии летней жары. После перерыва на «жаркий сезон» британцы двинулись дальше. Последовательно к 31 октября 1918 года они заняли все основные города на севере Месопотамии: Тикрит, Эр-Рамади, Мосул. К этому моменту 6-я турецкая армия, брошенная на произвол судьбы Константинополем, капитулировала. После войны Османскую империю расчленили, и территория Месопотамии попала под мандат Великобритании. Что и следовало ожидать. Ирак, ставший королевством, получил независимость только в 1932 году. 

Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты Полевой»
11 апреля 2016 00:00 1151
0
0