Забытые страницы Великой войны
Дирижабль, к бою!
Русский военный дирижабль «Альбатрос» времён 1-й мировой войны 1914—1918

За годы Великой Отечественной войны дирижабли Красной армии совершили более 1500 полетов. Но полноценный боевой дебют этого вида воздушной техники состоялся в 1914-м, во время Первой мировой.

Заводилами стали германцы. Как в дирижаблестроении, так и в применении небесных гигантов в бою. А самым рьяным оказался граф Фердинанд фон Цеппелин. Именно под его началом был разработан самый эффективный проект. Конструкция графских дирижаблей получила название «жесткая», так как оболочка, содержавшая газ, натягивалась на металлический или деревянный каркас. Длина этих чудовищ достигала четверти километра. 

Уже в самом начале ХХ века производство цеппелинов поставили на промышленные рельсы. К 1914 году германский воздушный флот насчитывал 15 воздушных линкоров. Из них – 11 цеппелинов. Экипажи были обучены воздушной разведке и фотосъемке, бомбометанию и корректировке артиллерийского огня. Кроме того, дирижаблям предстояло выполнять транспортную функцию. Благо, гиганты обладали грузоподъемностью в среднем 10 тонн.

Первая крупная операция цеппелинов случилась 26 августа в Бельгии. Вот что писали тогда русские газеты о бомбардировке  Антверпена  германским  дирижаблем: «В ночь на 12-ое  августа  (старый стиль) над городом  Антверпеном  на незначительной высоте пролетел управляемый аэростат, типа цеппелин и последовательно бросил 3 бомбы большой разрывной силы. Следствием выяснено, что убито 10 человек, в том числе 4 женщины, и 8 ранено, некоторые смертельно. Одна бомба разорвалась над дворцом, где находилась королева и трое королевских детей. Материальный ущерб, причиненный бомбами, значителен. Бомбардировка является нарушением параграфа 26-го 4-ой конвенции, заключенной в Гааге в 1907  году». К этому стоит добавить, что было полностью разрушено 90 домов и повреждено не менее 600. Так что информация о 3 бомбах была ошибочной. Общий вес сброшенного смертоносного груза составил более 10 тонн.

Немецкая открытка выпуска 1914-1915 годов

23 августа 1914 года с боевыми цеппелинами познакомились и русские солдаты. Это произошло в Восточной Пруссии, в городке Млава (ныне – Польша). Дирижабль отбомбился над местным железнодорожным узлом и вокзалом. Несколько человек погибло.

Довольно скоро немцы убедились в том, что боевая эффективность дирижаблей значительно уступает рискам, которые несет их применение в бою. Воздушные монстры гибли не только от орудий и пулеметов народившейся в 1914 году ПВО, от нападений самолетов-истребителей, но и по сугубо объективным причинам: они были слишком зависимы от капризов природы. Так, осенью 1917 года 11 цеппелинов отправились бомбить Англию. Эскадра попала в бурю и без всякого участия противника потеряла 5 машин.

С течением войны нарабатываемый опыт постоянно корректировал боевую работу дирижаблей. Немцы все реже использовали их для бомбардировок, все чаще и чаще гиганты занимались только разведкой. Но на рабочих высотах – до 2 000 метров – они оставались удобной мишенью для сухопутных частей ПВО. По этой причине большинство разведывательных полетов во второй половине ПМВ проводилось над морскими коммуникациями.

Всего в годы войны германская промышленность выпустила в небо 123 дирижабля. Они провели более 1200 боевых вылетов, из которых 60 % – разведка. Сбросили 165 тонн бомб, из которых более половины – на Восточном фронте. Потери воздухоплавателей были колоссальны. Из 123 машин – 79. Плюс сами германцы сразу после подписания мира уничтожили еще 12 кораблей. Итого: 91 дирижабль. Почти треть из них немцы потеряли от несчастных случаев, штормов, отказов техники. 31 аппарат в войне не задействовали вовсе – оказались не готовы к эксплуатации. Таким образом, к концу 1918 года в боевом строю германского воздушного флота оставался только… 1 дирижабль.

Огнеслав Костович, чертеж жесткого воздушного судна - дирижабль "Россия"

Ну а что союзники по Антанте?

В канун ПМВ отряд дирижаблей Франции насчитывал 3 корабля, еще 2 находились в процессе строительства. Англичане располагали 7 аппаратами. Россия имела 15 кораблей. Но эта цифра нуждается в пояснениях. С собственным дирижаблестроением как-то не заладилось еще с конца XIX века, когда принявший российское подданство сербский изобретатель Огнеслав Костович предлагал построить первый в мире дирижабль полужесткого типа. Несмотря на весьма прохладное отношение к проекту в целом Костовичу удалось убедить военное ведомство выделить средства на постройку. Семь лет потребовалось энтузиасту, чтобы подготовить к сборке все элементы дирижабля. В том числе уникальный карбюраторный двигатель. Нечто похожее в Германии изобрели некие господа Даймлер и Майбах, но только двумя годами позже. 

Приступить к сборке в скромном эллинге-сарае на Охте не успели. Вмешался шторм. Для восстановления утраченного требовалось еще одно финансовое вливание со стороны государства. Но в 1889 году военное ведомство посчитало, что строительство дирижабля «Россия» не актуально.

Костович был не единственным, кто предлагал наладить отечественное дирижаблестроение. Было «положено под сукно» еще как минимум 7 проектов, в том числе, и Константина Циолковского. Ситуациия изменилась только в 1907 году, когда военные власти проанализировали процесс строительства боевых цеппелинов в Германии. Помогли запросы с фронта на новый вид вооружений во время русско-японской войны. За семь предвоенных лет Россия сама построила 7 дирижаблей и закупила в Европе еще 8. «Иностранцы» подпадали под квалификацию «большие крепостные корабли», имели длину от 70 до 88 метров, летали на высотах от 1500 до 3000 метров со скоростью от 40 до 70 км/ч. Отечественные аппараты относились к классу «малые полевые». Отсюда и параметры – длина около 10 метров, высота полета – 1000-2000 метров, скорость – 36-55 км/ч. Для сравнения: германские цеппелины в длину достигали более 200 метров, поднимались на высоты свыше 4,5 км, летали со скоростью от 80 до 120 км/ч. 

Немецкий военно-морской цеппелин L 20 после вынужденной посадки возле побережья Норвегии, 1916 год

Необходимо отметить, что склонность германцев к гигантомании не разделяла не только Россия, но и ее союзники. И дело тут не только в уникальных разработках графа Цеппелина и его команды, до которых не могли дотянуться конструкторы Антанты. Причина еще и в том, что разные национальные военные школы по-разному видели будущее военного воздухоплавания, его цели и задачи. Немцы пытались создать самостоятельный дирижабельный флот, способный проводить серьезные боевые операции собственными силами и по собственным планам. В России были уверены, что дирижабль – это вспомогательный аппарат, не более. Да, он хорош для разведки, неожиданных и стремительных атак на различные цели на передовой и в ближних тылах, перевозки определенного рода грузов. Поэтому машины должны быть компактными, легкими и быстро разбираемыми, чтобы воздухоплавательные отряды могли следовать за строевыми частями, чтобы не привязывались к дорогостоящим и стационарным базам обслуживания. Генштаб считал, что в стратегическом плане дирижабли большой ценности не представляют. Первая мировая война показала, что правыми были, скорее, русские штабисты. Ну и британцы с французами, куда ж без них?

Эту концепцию подтвердили практикой. Не случайно после начала войны машины распределили по воздухоплавательным ротам (неуправляемые аэростаты, воздушные шары, дирижабли), расположив их в относительной близости от линии фронта: Ковно (ныне – Каунас, Литва), Гродно, Лида, Брест-Литовск (все – в Белоруссии), Бердичев, Луцк (все – Украина), Белосток (Польша).

Немецкая открытка выпуска 1915-1916 годов. Германский цеппелин над Варшавой

Эту концепцию подтвердили практикой. Не случайно после начала войны машины распределили по воздухоплавательным ротам (неуправляемые аэростаты, воздушные шары, дирижабли), расположив их в относительной близости от линии фронта: Ковно (ныне – Каунас, Литва), Гродно, Лида, Брест-Литовск (все – в Белоруссии), Бердичев, Луцк (все – Украина), Белосток (Польша).

Боевую работу русские «малыши» начали довольно бойко. Но вылетать на задания удавалось, по большому счету, только четырем «свежим» – 1913 года постройки – аппаратам: «Кондору», «Астре», «Буревестнику» и «Альбатросу». К слову, только последний был построен в России. И он же оказался самым невезучим кораблем. Мало того, что сделал аж 7 боевых вылетов на бомбометание за 2,5 месяца на фронте – и все неудачно, так еще сам попал под «дружественный огонь» сибирских стрелков, только что прибывших на фронт и впервые видевших это чудо в небе. Едва отремонтировали, как ошибки экипажа во время полета привели к тому, что «Альбатрос» навсегда выбыл из строя.

«Кондор» и «Буревестник» непосредственной боевой работой не занимались. «Кондор» по той причине, что, будучи оборудован радиостанцией, являлся передвижным пунктом связи между штабами фронта и армий и Ставкой Верховного Главнокомандующего. «Буревестник» был настолько слаб, что его было попросту опасно отправлять на бомбежку или разведку. Он не мог подняться выше километра, а на такой высоте дирижабль был 100-процентной мишенью. «Кондор» сгинул в бою в начале 1915 года, несколькими неделями позже прекратил существование «Буревестник», но на земле, в эллинге. Его разобрали навсегда.

Немецкие открытки выпуска 1914-1917 годов. Германские цеппелины бомбят побережье Англии (слева) и Лондон

Последняя – и весьма успешная – атака удалась «Астре» в начале июня 1915 года. Дирижабль отработал по городу Лык (ныне – Элк, Польша), сбросив на объекты более 300 килограммов бомб. Но спустя считанные дни «Астра» была разобрана, так как ее оболочка уже напоминала «тришкин кафтан».

1916 год похоронил последние попытки создать в империи собственный большой дирижабль. К реализации проекта капитана Афанасия Шабского приступили еще в 1912 году на эллинге под Гатчиной. Зимой аппарат, получивший обязывающее название «Гигант», впервые поднялся в небо. Короткий полет закончился катастрофой, цеппелин упал в лес и сложился пополам. Пока выбивали финансирование, пока ремонтировали, пока искали водород для новых испытаний, наступило лето 1916-го. Шефу  Главного военно-технического управления великому князю Александру Михайловичу, отвечавшему за воздухоплавание и авиацию, стало не до «Гиганта», место которому на фронте уже не просматривалось. Посчитали, что устарел. Работы были прекращены. Такая же участь постигла два других проекта – «Большой крейсер», строившийся на Ижорском заводе, и «Клеман Баяр», заказанный одноименной французской фирме.
На этом, собственно, спор между дирижаблями и аэропланами за первенство закончился победой вторых.
            Михаил Быков,
         специально для «Почты Полевой»

18 июня 2015 00:00 2575
0
0