Забытые страницы Великой войны
Падение Перемышля
Оборонительные укрепления крепости Перемышль, 1915 год

22 марта 1915 года сдалась австрийская крепость Перемышль (ныне – город Пшемысль, Польша). Русские войска взяли в плен девять генералов во главе с комендантом гарнизона крепости генералом от инфантерии Германом Кусмаником, 93 штаб-офицера, 2 204 обер-офицера и 113 890 нижних чинов. Среди трофеев – более 900 орудий различного калибра (в разном состоянии исправности), а также запасы вооружения и прочие материальные ценности.

Военные специалисты и историки до сих пор дискутируют по поводу того, была ли сдача, а тем более длительная осада главной крепости Австро-Венгерской империи, столь важная в контексте боевых действий 1914-1915 годов на Восточном фронте I Мировой войны, как это преподносилось в России в тот период, когда эти события происходили. 

Попробуем разобраться.

Среди прочих, кто считал 133-дневную осаду крепости ошибкой, особенно яростно выступал знаменитый русский военный историк-эмигрант Антон Керсновский, писавший, что «Русская стратегия требовала очередного географического объекта ‒ "пунктика", обозначенного на карте жирным шрифтом или звездочкой. Таковой оказался налицо и был крепостью Перемышлем. Перемышль, подобно магниту, притянул к себе все русские армии. (...) Три австрийские дивизии в Перемышле связали руки 38 русским! Ставка отнеслась к этой досадной авантюре несочувственно, но не сумела настоять на ее отмене (и даже полусогласилась на штурм)». Иными словами, вместо того, чтобы после ряда побед на Юго-Западном фронте в 1914 году (Галицийские и Варшавско-Ивангородская операции) максимально интенсивно двинуть войска в наступление с целью выйти на оперативный простор Венгерской равнины (через Северные Карпаты) и на Краков (расстояние от Перемышля до Кракова  – 210 км), русские дивизии застряли в глубоком тылу вокруг Перемышля.

Оборона австрийцами Перемышля, 1915 год

Так, да не так. Начнем с того, что представляла из себя сама большая и мощная крепость Австро-Венгрии. Это в средневековье понятием «крепость» обозначалось некое место, защищенное цитаделью и крепостными стенами по периметру. Нечто вроде русских кремлей. К концу XIX века понятие «крепость» имело совершенно другое наполнение. Правильнее было бы называть такие объекты «крепостными районами». Именно таковым и был Перемышль. Одна из крупнейших крепостей Европы, издавна построенная на притоке Вислы – реке Сан, состояла из восьми секторов обороны. Первые два сектора включали внутренний обвод протяженностью 15 км и радиусом 6 км. Всего в рамках внутреннего обвода крепости было возведено 18 фортов и 4 батареи. Внешний обвод крепости общей протяженностью 45 км подразделялся на шесть секторов обороны в составе 15 главных и 29 вспомогательных фортов. Между фортами размещались 25 артиллерийских батарей. Большинство фортов крепости были оснащены современной артиллерией: 150-мм гаубицами, 53-мм скорострельными орудиями и 210-мм мортирами. Все главные и броневые форты имели электроснабжение, радиосвязь, прожектора, лифты, вентиляторы, помпы, рефлекторы для улучшения условий круглосуточной обороны. Такой узел обороны был способен блокировать наступление противника на довольно широком фронте. А в случае охвата с флангов и дальнейшего продвижения вглубь обороны, не будучи захваченным, оставался «миной замедленного действия» в тылу. Особенно в случае Перемышля, имевшего гарнизон, по численности соответствовавший численности полевой армии. Страшно подумать, какую роль смог бы сыграть  гарнизон Перемышля в дни трагического для русской армии Горлицкого прорыва австро-германцев в начале мая 1915 года, если бы крепость не сдалась за полтора месяца до этого.
Штурм Перемышля, 1915 год

Теперь по поводу «38-ми русских дивизий», стянутых под Перемышль без всякого на то серьезного основания и «скованных 3-мя австрийскими дивизиями». Первоначально в осаде Перемышля формально участвовали соединения 3-й (генерал от инфантерии Радко Дмитриев), 4-й (генерал от инфантерии Алексей Эверт), 5-й (генерал от кавалерии Павел Плеве) и 8-й (генерал от кавалерии Алексей Брусилов) армий Юго-Западного фронта. Отсюда и пресловутые 38 дивизий…

На самом деле взятие крепости, гарнизон которой осенью 1914 года составлял не более 40 тысяч человек, но при этом постоянно пополнявшийся солдатами отступавших из Галиции австрийских частей, было поручено командиру IX корпуса 3-й армии Юго-Западного фронта генерал-лейтенанту Дмитрию Щербачеву, чей осадный отряд составлял только 6,5 пехотных дивизий. В сентябре 1914-го о долгой осаде никто не помышлял. Крепость предполагалось взять с боя. Но трехдневный штурм «с горяча» к успеху не привел, а части Щербачева потеряли около 10 тысяч солдат и офицеров. Тот редкий случай в ПМВ, когда потери австрийцев оказались на порядок ниже, чем потери русских. В общей сложности гарнизон Перемышля лишился около 1 тысячи человек.

Пока шла Варшавско-Ивангородская операция, обеим враждующим сторонам было не до Перемышля. Блокированная крепость ожидала, пока ее судьба решится севернее – на Висле. После победы русской армии стало ясно, что будущее крепости – в руках ее собственного гарнизона. Линия фронта к концу осени 1914 года отодвинулась на запад более чем на 100 километров – к Тырнову и реке Дунаец (ныне – Польша).

В ноябре началась полноценная осада крепости Перемышль. Эта работа была поручена специально сформированной Блокадной (Осадной) армии  67-летнего генерал-лейтенанта Андрея Селиванова, в считанные дни преобразованной в Особую 11-ю армию Юго-Западного фронта. Андрей Николаевич и не помышлял о штурме Перемышля, посчитав, что находившийся в глубоком тылу гарнизон крепости рано или поздно выбросит белый флаг.

Русские войска в Перемышле

Всю зиму 1914-1915 годов стороны выжидали. В начале весны 1915-го австрийские войска под началом генерала Конрада фон Хетцендорфа попытались было прорваться к крепости, но были отброшены частями 8-й армии Брусилова, потеряв при этом до 130 тысяч солдат. Попытки прорвать блокаду предпринимались и комендантом крепости генералом Кусманеком. 18 марта 1915 года части гарнизона сделали вылазку, но для австрийцев все закончилось печально. Одними пленными гарнизон потерял свыше 4 000 человек. Любопытно, что во время этих боев получил ранение в ногу будущий герой Советского Союза генерал-лейтенант, а тогда капитан  Карбышев. Вероятно, после этой попытки прорвать кольцо окружения Кусманек пришел к выводу о безнадежности положения и спустя четыре дня принял решение сдать Перемышль. 

Разумеется, дело было не только в том, что попытки прорвать блокаду окончились неудачей. Постоянные обстрелы русской тяжелой осадной артиллерией (230 мм орудия, прибывшие из Кронштадта), тиф и холера, голод среди населения и солдатской массы – все это не способствовало сохранению боевого духа в гарнизоне. При организации жизни в осаде командованием были допущены организационные и психологические просчеты. Когда русские части вошли в Перемышль, выяснилось, что голодать приходилось только нижним чинам и местным жителям-славянам, а австрийское офицерство позволяло себе вполне приемлемое 3-разовое питание с вином, кофе и настоящими сигарами. Кроме того, в гарнизоне начались конфликты на этнической почве между славянами, мадьярами и австрийцами.

Несмотря на то, что перед капитуляцией генерал Кусманек отдал приказ уничтожить все крепостные запасы, включая артиллерию и орудия, русские войска получили более 10 тысяч винтовок, 20 тысяч снарядов и около 50 исправных пушек (из 900 захваченных).

Военные обстоятельства сложились так, что уже в июне, во время Великого отступления 1915 года русские войска оставили Перемышль. Но этот факт нисколько не умаляет их предшествующего успеха. Тем более, что психологический эффект после падения крепости в марте 1915 года в России имел огромное значение. С другой стороны, чем выше забираешься, тем больнее падать. Наверное, не стоит проводить прямые параллели между уходом русском армии из Перемышля в июне 1915 года с судьбой генерала Селиванова, равно как и сдачу крепости в марте 1915-го генералом Кусманеком. Но оба военачальника после эпопеи Перемышля дальнейшей славы не снискали. 

Пленные австрийцы на улицах Петрограда

Селиванов ввиду болезни не смог принять 11-ю полевую армию, сформированную на базе его Блокадной армии (носила тот же номер) весной 1915 года после взятия крепости. Фактически Андрей Николаевич участия в ПМВ больше не принимал. Числился членом Государственного совета. Ушел из жизни в июле 1917-го.

Кусманек фон Бургнойштэдтен был освобожден из русского плена только весной 1918 года, после подписания Советской Россией Брест-Литовского мира. Несмотря на то, что на родине его иначе как «львом Перемышля» не называли, никакого назначения в армии он не получил и в том же году вышел в отставку. Из шести награжденных орденом св. Георгия II степени в ПМВ были четыре русских генерала. Великий князь Николай Николаевич-младший получил своего «Второго Георгия» за Перемышль в марте 1915 года. Спустя считанные месяцы он был смещен с должности Главковерха и отправился на Кавказский фронт. А, в сущности, в забвение. Вот такая она – крепость Перемышль!
      
      Михаил Быков,
специально для «Почты полевой»
18 мая 2015 16:53 2753
0
0