Забытые страницы Великой войны
Провал в проливе
Турецкая батарея в Галлиполи

Один-единственный раз в Первой мировой войне союзники России – Великобритания и Франция – попытались оказать действенную военную помощь Русской армии. 

Обычно происходило наоборот. Русский солдат спасал француза от поражений в августе-сентябре 1914-го, летом 1916-го, летом 1917-го. Вопреки стратегическим интересам наших войск Ставка Верховного Главнокомандующего по просьбе союзников бросала в наступление русские корпуса на Восточном фронте тогда, когда на Западе армиям Антанты становилось совсем плохо. Русская армия в 1916-1917 годах спасала от полного разгрома Румынию, вступившую в войну на стороне Антанты после Луцкого (Брусиловского) прорыва. Русские бригады Экспедиционного корпуса дрались с немцами в Шампани и Македонии в 1916-1917 годах.

И вдруг…

В конце октября 1914 году Россия была вынуждена открыть второй фронт в Закавказье в связи со вступлением в ПМВ Турции на стороне Центрального блока. Несмотря на то, что русские войска сразу начали теснить и громить османов в Восточной Турции, Ставка запросила поддержки у Франции и Англии против Блистательной Порты. В телеграмме великого князя Николая Николаевича-младшего, отправленной в Лондон в конце декабря 1914 года, говорилось о том, что отвлекающий удар союзников на европейской территории Турции пришелся бы весьма кстати. Вопреки привычке британцы среагировали быстро. Вскоре была определена единственная точка возможного удара: пролив Дарданеллы и полуостров Галлиполи, лежащий на западном (европейском) берегу пролива. Этот полуостров, протянувшийся между Эгейским морем и проливом Дарданеллы с юго-запада на северо-восток почти на 100 километров, мог бы стать идеальным плацдармом для наступления на столицу Турции Константинополь (Стамбул).

Французский броненосец Bouvet в Дарданеллах

Вероятно, тут-то и кроется ответ на вопрос, почему столь прижимистые на помощь союзники активно включились в разработку этой операции. Согласно различным договоренностям главных участников Антанты, в случае победы в ПМВ России должны были отойти проливы Босфор и Дарданеллы, соединяющие Черное и Средиземное моря и обеспечивающие контроль над ситуацией в этом чрезвычайно привлекательном регионе, а также трансконтинентальные торговые коммуникации. Договориться-то договорились, но могла ли «Владычица морей» Англия не использовать хотя бы малейший шанс, чтобы столь невыгодные для нее договоренности не аннулировать под благовидным предлогом. И этим предлогом вполне могла стать успешная войсковая операция на европейской части Турции.

Русское руководство, правда, тоже было не лыком шито. В Ставке разрабатывался план на случай успеха союзников в Дарданеллах. Случись победа, и в Босфор отправили бы крупный русский десант при поддержке эскадры Черноморского флота. А Константинополь стоит на Босфоре…

Первоначально в Лондоне и Париже решили обойтись малой кровью. 19 февраля 1915 года из Эгейского моря к Дарданеллам подошла мощная англо-французская эскадра из 12 тяжелых кораблей, 11 из которых – броненосцы. Главный калибр принялся долбить позиции турецких береговых батарей на Галлиполи и азиатском берегу, прикрывающих вход в пролив. Результат не заставил себя ждать. Корабли Антанты беспрепятственно проникли в пролив и углубились в него на десяток километров, продолжая бомбардировать берега полуострова. В этом районе ширина пролива около 6 километров. Для главного калибра линкоров и броненосцев такие расстояния – сущая ерунда. Турки сопротивлялись вяло. К тому же особо нечем было: в фортах царил снарядный голод. Да и преимущество корабельной артиллерии над береговой было в 7-8 раз. Правда, стреляли союзные корабли плохо. Позднее выяснилось, что бомбардировкой было уничтожено всего 8 береговых орудий противника. 

Тонущий "Ирресистибл"

У турок дошло до того, что специальные команды вылавливали «блуждающие» в районе Босфора русские мины и переправляли их в Дарданеллы. Как ни удивительно, но именно мины, установленные в проливе, решили исход первой фазы операции. В середине марта подорвался и затонул французский броненосец «Буве», получили тяжелые повреждения и были затоплены командами британские броненосцы «Оушен» и Ирресистибл». Моряки союзной эскадры занервничали. А командование, наконец, сообразило, что кораблями, какой бы мощной артиллерией они ни обладали, сухопутную армию победить невозможно и береговые укрепления не взять. Спешно приступили к разработке второй фазы операции. 

Войска десанта начали концентрировать на острове Лемнос в Эгейском море в 70 километрах от входа в Дарданеллы. Довольно быстро туда перебросили до 80 тысяч пехоты. Особенность этой группировки в том, что в нее входили не только британские и французские части, но и впервые в истории ПМВ были привлечены австралийские и новозеландские солдаты, слегка разбавленные бойцами из Индии. Среди кораблей огромной эскадры (только броненосцев и линкоров собралось 17 штук), готовившей десант, был виден и русский Андреевский флаг. Он развевался над бронепалубным крейсером «Аскольд» (34 орудия различных калибров, 6 торпедных аппаратов).

Десантирование на побережье полуострова Галлиполи и на азиатский берег пролива в районе Кум-Кале началось 25 апреля 1915 года одновременно на нескольких участках. «Азиатский» вариант, который должны были реализовать французы, сорвался через несколько дней, и все усилия были сконцентрированы на плацдармах АНЗАК (Австралийско-новозеландский армейский корпус) и Хеллес (британцы, индийцы).

Турецкая пехота на рубеже

Довольно скоро выяснилось, что союзники оказались слабо подготовлены к операции. Вплоть до того, что офицеры в отсутствии предварительной разведки и точной топографии плохо представляли, где и в каких условиях придется вести бои. Хуже того, внятного плана захвата полуострова у командования операцией не было. Также стало понятно, что турки, которым на Галлиполи активно помогали германские специалисты, подготовились изрядно. И имели преимущество практически по всем позициям. Начиная с небольшого численного превосходства и заканчивая боевым духом. Кроме того, на их стороне были ландшафтные условия. Турецкие позиции нависали над берегами, где предстояло окапываться противнику. 

После первых боев союзникам удалось закрепиться на двух крошечных плацдармах по берегам пролива и Эгейского моря – АНЗАК и Хеллес (плацдарм Сувла на Эгейском море севернее АНЗАК был захвачен в августе), – на которых, собственно, и шли бои в течение 259 дней. Продвинуться вглубь полуострова турки союзникам не позволили. Это обошлось им в 186 тысяч человек из 700 тысяч, задействованных в обороне Галлиполи. Общие потери союзников составили около 150 тысяч из полумиллиона переброшенных на полуостров солдат. Кроме того, погибли 6 линейных кораблей. По уровню потерь видно, насколько интенсивными и жестокими оказались бои на полуострове.

Уже осенью 1915 года стало понятно, что поставленные задачи союзники выполнить не в состоянии. В декабре были эвакуированы силы с плацдармов АНЗАК и Сувла, 9 января 1916 года последние солдаты покинули самый южный плацдарм – Хеллес. 

Крейсер «Аскольд»

Поражение на Галлиполи, само собой, отразилось на планах русской Ставки по высадке десанта на Босфоре – операция была отложена на 1916 год, потом – на 1917-й... Кроме того, что не менее существенно, проливы окончательно и наглухо закрылись и для союзников, и для России, что заставило их использовать дальние морские коммуникации – из Европы в Россию корабли и суда могли ходить только кружным путем через океаны.

Ну а что наш доблестный крейсер «Аскольд»? В дни высадки десанта  корабль сражался за азиатский плацдарм Кум-Кале на самом входе в пролив Дарданеллы. Он огнем и плавсредствами обеспечил высадку 3000 французских десантников. Задачу по подавлению двух фортов – Кум-Кале и Оркание – выполнить не удалось, но активные помехи 240 мм и 210 мм пушкам турок «Аскольд» обеспечил. При этом умудрился не получить ни одного попадания. В отличие от партнера – французского крейсера «Жанна д'Арк», которому 24-сантиметровым снарядом снесло носовую артиллерийскую башню.

«Аскольд» отбился от германских самолетов, сбросивших несколько бомб. Огнем орудий заставил полтысячи турецких солдат, не выдержавших методичной обработки 150 мм снарядами их окопов, сдаться французскому десанту. От ударов корабельной артиллерии погибло более 700 турецких солдат. Спустя сутки крейсер целый день вел артиллерийскую дуэль с турецкими батареями и вновь – без повреждений. Расстреляв почти весь боезапас и опустошив угольные ямы, «Аскольд» вышел из боя и отправился на остров Лемнос для бункировки. Более в активных боевых действиях Дарданелльской операции участия не принимал. Потери экипажа составили шесть человек. Все они погибли, сопровождая высадку десанта на шлюпках крейсера.

Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
28 мая 2015 00:00 1286
0
0