Забытые страницы Великой войны
Капитан Гобято и другие
Немецкий деревянный миномет, 1916 год

Во время Горлицкого прорыва 5-13 мая 1915 года германские войска помимо полевой и тяжелой артиллерии с успехом использовали такой вид оружия, как минометы. Их в атакующей русские позиции 11-армии немецкого генерала Макензена было не менее 90 штук.

Участники боев на Юго-Западном фронте весной-летом 1915 года вспоминали, что минометные обстрелы помимо боевых результатов наносили и громадный психологический вред. Мины, особенно крупного калибра, пугали подвергшихся обстрелу солдат непредсказуемостью, глубиной воронок и силой взрывов, поднимающих в небо клочья земли. Казалось бы, и тут германцы впереди планеты всей – изобрели новый и крайне эффективный вид вооружений. И ведь на самом деле, в канун ПМВ только немецкая армия обладала минометами.

На самом деле миномет был изобретен в России. Разумеется, у этого вида оружия имелись прототипы. Издревле в различных армиях были озабочены созданием такого вида артиллерии, чтобы появилась возможность вести навесной огонь, особенно при осаде крепостей или в сражениях на море.

В определенном смысле прототипом миномета можно считать древнеримскую катапульту, которая выбрасывала снаряды (камни или кувшины с горящей смолой) весом в несколько десятков килограммов по навесной траектории на 2-3 сотни метров. В средние века во время осад использовалось довольно примитивное орудие – фрондибола, способное метать подобные снаряды на расстояние в несколько десятков метров. Орудие работало по принципу колодезного «журавля». Что касается корабельного боя, то в Византийской империи с успехом использовали так называемый «греческий огонь», изобретенный в 7 веке нашей эры. Специальная смесь под давлением выбрасывалась из трубы, называвшейся «сифоном», и поражала вражеские корабли на дистанции в 20-30 метров. Впрочем, есть сведения о том, что нечто подобное использовали древнегреческие воины в сухопутном сражении еще в 424 году до нашей эры. Другое дело, что сейчас вряд ли возможно установить, по какой именно траектории летела смертельная смесь из нефти, сера и масла. Что у эллинов, что у византийцев.

Л. Гобято. Генерал-лейтенант, русский конструктор артиллерийского вооружения

Полноценный миномет, как и многие другие виды вооружения, был изобретен … в России. Случилось это во время русско-японской войны. При обороне Порт-Артура окопы противников находились порой в 30-50 метрах друг от друга. На таком расстоянии вести артиллерийский огонь было бессмысленно. А в стрелковый бой вступали только тогда, когда пехота поднималась из окопов в атаку.

Едва началась осада Порт-Артура, командир батареи 4-й Восточно-Сибирской стрелковой бригады капитан Леонид Гобято озаботился мыслью, что бы такое придумать, чтобы поражать японца в окопах артиллерийским огнем без риска зацепить своих. И придумал. Спустя считанные недели после начала осады в русской артиллерии появился новый вид вооружения: двум 75-миллиметровым гаубицам укоротили стволы и попробовали заряжать их надкалиберными минами. Это такие штуки, диаметр активной части которых больше, чем диаметр ствола орудия, из которого они выстреливаются. Помимо прочего, это позволяет значительно увеличивать мощность заряда.

Изобретение Гобято прошло необходимые испытания, причем надо отметить, что без обычных для армии проволочек. И было принято на вооружение. Осенью 1904 года гаубицы заменили 47-мм морскими пушками, поставив их на легкий колесный лафет. Все это устройство и получило название – «миномет». Все делалось, как сегодня: заряд весом в 12 килограммов вставлялся в орудие с дула. Летела мина на 50-400 метров при угле возвышения до 65 градусов. Для того чтобы регулировать дальность стрельбы, меняли массу заряда. Официальным днем рождения миномета принято считать 22 ноября 1905 года, когда новое оружие помогло отразить очередной штурм Порт-Артура.

Миномет системы Гобято на позициях горы Высокая

Так случилось, что после очередной атаки на Порт-Артур один экземпляр изобретения капитана Гобято попало в руки японцев. Благодаря военным корреспондентам из Европы он стал всеобщим достоянием. Но вот что любопытно: серьезное внимание к миномету проявили только германцы. И, усовершенствовав продукт, незадолго до ПМВ приступили к его серийному производству. Правда, серии оказались скромными: было выпущено 160 штук. Из них средних – 116, тяжелых – 44. В русском арсенале к моменту начала ПМВ имелись только опытные экземпляры.

Эффективность нового оружия во время ПМВ оценили довольно быстро. К концу войны германцы выпустили 16 тысяч минометов, французы – в десять раз меньше. Россия к моменту выхода из ПМВ произвела 1720 штук. Спросом пользовались малые минометы калибра 47 мм, созданные конструктором Лихониным и калибра 89-мм, разработанные на Ижорском заводе. Заряжались они надкалиберными минами с оперением в 21 и 80 килограммов соответственно, летели на расстояние до километра. Прозрение пришло позже: уже в Советском Союзе после трудной и кровавой финской войны количество минометов в середине 1940 года достигло внушительной цифры в 23 тысячи штук. Правда, использовались, в основном, по-прежнему  малые калибры.

Несколько слов о русских изобретателях минометов. Леонид Гобято родился в 1875 году в Таганроге. Военное образование получил в 3-м Московском кадетском корпусе, Михайловском артиллерийском училище в Петербурге, Михайловской артиллерийской академии, которую окончил по первому разряду в 1902 году. Из училища, между прочим, вышел в 1-ю Гвардейскую артиллерийскую бригаду, что говорит о том, что и в училище Гобято был среди первых. За русско-японскую войну награжден пятью боевыми орденами, в том числе орденом св. Георгия IV cтепени и Золотым Георгиевским оружием. Был ранен. В Первую мировую войну уже генерал-майор Гобято, командовавший артиллерийской бригадой, был смертельно ранен в начале боев за крепость Перемышль. Посмертно он был произведен в генерал-лейтенанты. В перерыве межу войнами Гобято, будучи преподавателем Офицерской артиллерийской школы и Академии Генерального штаба активно пропагандировал обучение артиллеристов стрельбе с закрытых позиций. Что во время ПМВ крайне положительно сказалось на действиях русской артиллерии, считавшейся самой лучшей как в армиях Антанты, так и в армиях Тройственного союза. Генерал Гобято – кавалер 11 орденов Российской империи.

Первый артиллерийский снаряд с хвостовым оперением — шестовая мина к миномету С. Н. Власьева и Л. Н. Гобято

В Порт-Артуре Леониду Гобято ассистировал мичман Сергей Власьев. Именно он предложил разместить минометные стволы на 47-мм корабельных пушках. Во время ПМВ С. Власьев служил на Балтийском флоте, командовал подводной лодкой «Акула», которая первой среди русских подлодок совершила торпедную атаку в сентябре 1914 года. Во время ПМВ с Власьевым случилась неприятность: по неизвестной причине он ранил из револьвера корабельного врача, за что был приговорен к заключению в крепости с отложенным исполнением приговора до конца войны. Но в 1917 году грянули перевороты, Власьев оказался в Добровольческой армии генерала Деникина/Русской армии генерала Врангеля. Известно, что многие русские офицеры в эмиграции работали в Париже таксистами. Так вот, после ПМВ и Гражданской войны капитан 1-го ранга Власьев оказался среди них. Несмотря на то, что Власьев после Второй мировой войны получил советский паспорт, он остался во Франции, где и умер в 1955 году.  

Полковник Владимир Стендер, капитан Евгений Лихонин, поручик Василевский занимались усовершенствованием проекта Гобято-Власьева или созданием собственных минометов непосредственно в ходе боев на ПМВ. Конструкции, предложенные ими, были довольно просты, но крайне эффективны. Например, «продукт» полковника Стендера делали из обычного артиллерийского ствола. Только его для надежности обжимали металлическими кольцами. Стрельба велась крупным калибром – мины делали из 152-мм морских артиллерийских снарядов. Надежно и сердито. Минометы Лихонина, напротив, были легкими и мобильными, так как калибр ствола был всего-то 47-мм. Как и в Порт-Артуре. Василевский вообще мудрить не стал. Брался стакан крупнокалиберного шрапнельного австрийского снаряда, его притягивали проволокой к деревянному брусу, для создания угла возвышения подкладывали поперечный брус – и миномет готов. Первую атаку шесть бомбометов Василевского произвели в начале марта 1915 года на Северном фронте. В конце года полноценный миномет конструкции Василевского был принят на вооружение после испытаний на главном артиллерийском полигоне.

Также созданием минометов в годы ПМВ занимались капитан Розенберг, прапорщик Бубенин, конструкторы Рдултовский, Седых. Детища создателей отличались разнообразием. Самым легким был миномет Лихонина образца 1916 года – 16 килограммов, самым тяжелым оказалось изобретение конструкторов Ижорского завода – более тонны. 
Михаил БЫКОВ,
специально для «Почты полевой»
22 мая 2015 00:00 2695
0
2