Забытые страницы Великой войны
Потаенные корабли
Потопление трёх британских крейсеров Веддигеном на почтовой открытке

Пятьдесят пять лодок семнадцати типов и модификаций – таков был состав подводного флота Российской империи во время Первой мировой войны. Двенадцать лодок по тем или иным причинам погибло.

Сейчас все ядерные боеголовки, находящиеся на вооружении Франции и Великобритании, находятся на подводных ракетоносцах флотов этих стран. Кто бы мог подумать, что всего век понадобится субмаринам, чтобы превратиться в одно из самых эффективных боевых средств на планете?

А начиналось все куда скромнее. Даже в начале Первой мировой войны русские адмиралы были уверены, что предел задач для подводной лодки – это работать «передвижной минной банкой», по меткому выражению одного из первых отечественных конструкторов подводного флота Бубнова. Так же думали адмиралы всех стран-участниц Первой мировой войны, в чьих флотах имелись субмарины. Например, в Германии до войны построили только 28 лодок, будучи уверенными, что они пригодятся только для береговой охраны и дозорной службы. Основная боевая нагрузка должна была лечь на линейные корабли, коих спустили на воду более 40 штук. А вот представитель сугубо мирной профессии, писатель и «отец» Шерлока Холмса Артур Конан Дойл, еще в 1913 году предсказывал, что подводный флот станет очень опасным для флота надводного. И оказался прав.

Новое понимание пришло в адмиралтейства уже в ходе боевых действий. А именно, в сентябре 1914 года, когда германская субмарина U-9 отправила на дно сразу три британских крейсера: «Абукир», «Хог» и «Кресси». Английский флот в один момент потерял полторы тысячи моряков.

На русском флоте окончательно прозрели после того, как в октябре 1914-го немецкая лодка U-26 потопила броненосный крейсер Балтийского флота «Паллада» со всем экипажем.

Акула и Рюрик в 1913 году

Первую торпедную атаку русская лодка провела тоже осенью 1914 года – на Балтике. Однако, субмарина «Акула», находившаяся в походе у шведских берегов, промахнулась. Выстрел был сделан с примерно километровой дистанции (7 кабельтовых), и на борту немецкого крейсера «Аугсбург» вовремя заметили пенный след. Успели отвернуть.

Надо заметить, что лодки, находившиеся в строю в начале войны, в большинстве своем были устаревшими, малоскоростными, с коротким запасом хода. На Балтике исключением была как раз «Акула». На Черном море современные субмарины появились в 1916 году.

Что представляли собой русские подлодки начала ХХ века? Добрая половина типов была придумана отечественными конструкторами. К зарубежным приобретениям относятся лодки типа АГ (фирма «Холланд», США), «Холланд», типа 27В (малые лодки), лодки американской фирмы Саймона Лейка («Осетр» и «Сом»), германской фирмы Крупп («Карп», «Карась», «Камбала») и итальянской компании «Фиат». АГ было приобретено 11 штук, «малышей» – 3 штуки, фиатовскую продукцию закупили в единственном экземпляре. Лодка получила имя – «Св. Георгий Победоносец». Кроме того, Германия подарила России лодку «Форель».

Отечественные корабелы оснастили флот лодками следующих типов: «Касатка», «Кайман», «Морж», «Барс», «Нарвал» (модернизированный вариант американского «Холланда»). В одном экземпляре сошли со стапелей такие субмарины как «Акула», «Минога», «Дельфин», «Почтовый» и «Краб». Последний тип – особенный. Это не ударная лодка, а подводный минный заградитель, способный брать на борт до 60 мин. Торпедные установки, впрочем, тоже имелись.

Подводная лодка «Волк», 1916 год

Ошибкой было бы думать, что идеей создания подводной лодки озаботились только в ХХ веке. Первый подобный проект в России предложил еще Петру I мастеровой Ефим Никонов в 1718 году. Затем было много всяких конструкций, но использовать боевые подлодки начали только в русско-японскую войну. Тогда в русском флоте имелось 20 лодок: 6 на Балтике и 14 на Тихом океане.

В начале ХХ века подводный флот сильно менялся по качественным характеристикам. Сравним толком так не воевавшую в ПМВ лодку «Дельфин», спуск которой на воду в октябре 1903 года считается днем рождения отечественных подводных сил, и лодку «Волк», рожденную в 1916-м и наделавшую много шума на Балтике в ПМВ.

«Дельфин»: водоизмещение (подводное) – 120 тонн, длина – 19,6 м, ширина – 3,4 м, осадка – 2,9 м, бензиновый мотор – 300 л.с. электромотор – 120 л.с., максимальная скорость – 9/4,5 узлов (надводная/подводная), дальность хода – до 300 миль, глубина погружения – 50 м, вооружение – 3 торпеды, экипаж – 64 человека.

«Волк» (тип – «Барс»): водоизмещение (подводное) – 600 тонн, длина – 68 м, ширина – 4,5 м, осадка – 3,9 м, два дизеля – 500 л.с., два электромотора – 900 л.с., максимальная скорость – 12,5/9,5 узла, дальность хода – 1900 миль, глубина погружения – 100 м, вооружение – два орудия, пулемет, 12 торпед, экипаж – 39 человек.

Цифры говорят сами за себя.

Кстати, о «Волке». Эта лодка вступила в строй в апреле 1916 года. До выхода России из ПМВ она успела совершить 9 боевых походов. Один оказался особенно удачным. 

Подводная лодка «Тюлень» в Севастополе, осень 1915

Германская военная промышленность сильно зависела от поставок руды из нейтральной Швеции. Груженные сухогрузы один за другим шастали из немецких портов в порты шведские. «Волк» получил задание прервать морские коммуникации немцев. Чем и занялся в мае 1916 года. На выходе из бухты шведского порта Норчепинг «Волк» в течение одной атаки потопил три германских парохода: «Гера», «Колга» и «Бьянка», суммарный тоннаж которых превышал 10 тысяч тонн. Судовым командам экипаж «Волка» дал возможность спастись. Чудом избавившись от настырного германского эсминца, субмарина вернулась в Ревель (ныне – Таллинн, Эстония). На некоторое время немецкие пароходы прекратили выходить в море в направлении Балтики. Спустя несколько недель «Волк» потопил еще одно германское судно – пароход «Дорита» с грузом контрабандной руды. Возвращаясь на базу, «Волк» столкнулся с рогатой миной. Поразительно, но несмотря на силу удара – мине погнуло два рога – взрыва не случилось.

Второй знаменитой лодкой Балтийского флота стала «Пантера» (проект «Барс»). Ее экипажу удалось торпедировать два германских боевых корабля. Грозой немецких броненосных крейсеров стала субмарина «Дракон» (тип «Кайман»). 40-метровая лодка совершила 18 боевых походов и через раз натыкалась в море на немецких монстров, в частности, на крейсера «Блюхер», «Тетис», «Бремен», «Любек», «Колберг». Все попытки атаковать завершились неудачей, но настырный «Дракон» изрядно попортил нервы германским морякам, раз за разом заставляя их менять планы походов, а то и вовсе возвращаться на базу из-за угрозы торпедной атаки.

Самой отличившейся лодкой на Черном море стала лодка «Тюлень». Эта субмарина – представитель семейства «Морж». Встала в строй в 1913 году. Подводное водоизмещение – 760 тонн, длина – 67 м, ширина – 4,5 м, осадка – 3,9 м, глубина погружения – 91 метр, скорость – 11/9 узлов (надводная/подводная), вооружение – две пушки, 12 торпед, экипаж – 47 человек. В течение 1915-1917 годов «Тюлень» уничтожил 8 пароходов и 33 шхуны противника. Это своеобразный рекорд.

Спуск на воду подводного заградителя «Краб» 12 августа 1912 года

Не без эффекта сражался на Черном море и минный заградитель «Краб». Эта субмарина ставила мины на коммуникациях турецко-германского флота, в том числе прямо у входа в пролив Босфор. Точно известно, что на одной из мин «Краба» подорвалась турецкая канонерская лодка. Некоторые специалисты считают, что подрыв германского легкого крейсера «Бреслау» (в турецком варианте – «Мидилли») – тоже на счету «Краба».

Всего в ходе ПМВ русские подлодки потопили и взяли в плен около 200 кораблей и судов противника.

Были потери и у наших подводников. Погибли на Балтике лодки «Минога» и «Акула» (первыми – в конце 1915 года), «Барс», «Единорог», «Гепард», «Львица», АГ-14. На Черном море – «Сом», «Морж». Две лодки из состава флотилии Северного Ледовитого океана были потеряны прямо у причальной стенки. Это многострадальный «Дельфин» и малютка 27В №1, стоявшие рядом и во время шторма смертельно повредившие друг друга.  Лодка 27В №2 погибла во время шторма в Белом море. 

Причины гибели лодок, не вернувшихся из боевых походов на Балтике и Черном море, в большинстве неизвестны. Ясна лишь судьба субмарины «Сом». Находясь в подводном положении, она столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд» на Балтике и затонула. Остальные трагедии, как это часто случается с подводниками, останутся, скорее всего, неразгаданными.
              Михаил Быков,
Специально для «Почты Полевой»
20 мая 2015 00:00 1289
1
0