Забытые страницы Великой войны
Осталось меньше месяца

Десятки лет об этой дате в СССР-России не вспоминали. Поначалу вспоминать о Первой мировой войне было запрещено. Потом, ближе к XXI веку стало уже некому. Участники покинули этот мир, а в прежних учебниках истории – страничка невнятного текста, мемуары и исторические исследования на эту тему почти не издавались, искусство и литература, как правило, обходили тему стороной. Рефлекс любопытства на тему ПМВ у подавляющего большинства населения был отбит.

Ситуация стала меняться на глазах считанные годы назад. И, похоже, памятную дату 100-летия начала Первой мировой страна встретит достойно. Но для многих соотечественников, особенно молодых, эта война пока остается неизвестной войной. Поэтому цикл заметок о ПМВ хочется начать с самой простой, базовой информации. Тем более, что во многих вопросах полной ясности в умах историков и прочих специалистов пока нет.

Солдаты Первой мировой войны

Итак, Первая мировая война началась 1 августа 1914 года. И именно в этот день в России будут поминать это трагическое в истории человечества событие. Но – стоп! 1 августа в войну вступила Россия, так как Германия объявила ей эту войну. Но сама ПМВ началась чуть раньше: Австро-Венгрия объявила войну Сербии 28 июля. Как-то в споре мой противник заметил, что конфликт Австро-Венгрии и Сербии – это еще не мировая война, а локальная. Но есть два контраргумента. Первый: можно сравнить ситуацию с той, что сложилась в 1939 году, когда началась Вторая мировая. 1 сентября Гитлер напал на Польшу. И именно эту дату принято считать за начало ВМВ. Хотя Франция и Англия втянулись в конфликт только 3 сентября. Второе соображение: в сугубо арифметическом смысле даже после втягивания в Первую мировую Германии и России, «мировой» война еще не стала. Это уже ближе к ее завершению спустя 4 года количество воюющих государств - 38 из 59 существовавших на тот момент на планете.

В любом случае, с датами надо быть аккуратнее. Пока же большинство уважаемых персонажей и организаций, занимающихся подготовкой к 100-летию начала ПМВ, говорят нам о том, что война началась 1 августа. Что ж потом удивляться исторической малограмотности населения?

У любой войны есть причина. И для того, чтоб развязать войну, как правило, ищут повод. В случае с Первой мировой причину и повод путают довольно часто. В школьном изложении война началась потому, что нехороший боснийский парень Гаврило Принцип из местной террористической организации пристрелил австрийского наследника престола Франца-Фердинанда в городе Сараево 28 июня 1914 года. На самом деле, это убийство стало лишь поводом для начала войны. И не случись смертельных выстрелов в Сараево, германцы нашли бы какой-нибудь другой повод. Потому, как к 1914 году Германия была максимально готова к войне, а ее глобальные соперники из Антанты – Англия, Франция и Россия – еще не очень.

А вот причины, толкнувшие Германию и ее кайзера на развязывание войны, лежат куда глубже во времени. Первые две трети XIX века жители немецких земель страдали комплексами. Главные из них – отсутствие единого государства и лютая обида на Францию. По части обиды – тут все просто: да, Наполеона и его империю русские, австрийцы, британцы и пруссаки совместными усилиями уничтожили. Но беды и разорение, принесенные французской Великой армией во время оккупации немецких княжеств, курфюрств, маркграфств и королевств, были слишком значительны, чтобы легко и без мести забыться. К тому же Англия и Австрия получили хороший материальный гешефт, а Россия – моральное лидерство в Европе и политические дивиденды. А вот Пруссия и прочие немецкие земли как были политической мозаикой в центре Европы, так ей и остались. Но чем сильнее развивалась немецкая экономика, тем более немцы нуждались в объединении Германии в одно целое.

Месть свершилась в 1870-71 годах, когда немецкие государства во главе с Пруссией убедительно выиграли войну с Францией и заодно отгрызли у «лягашатников» богатые провинции Эльзас и Лотарингию. Эта военная победа резко ускорила и процесс политического объединения Германии. Да-да, германское государство возникло только в 1871 году, всего-то неполных полтора века назад!

Эти важнейшие процессы вылечили экономически очень крепкую Германию от застарелых комплексов, придали и народу, и элите уверенности, которая, к сожалению, довольно быстро переросла в самоуверенность. А та в свою очередь подкреплялась избыточной агрессивностью, связанной с тем, что Германия явно опоздала к переделу мира и распределению территорий и рынков сбыта. Очень хотелось переделить еще раз, но только теперь уже в свою пользу.

Русский историк Василий Ключевский как-то заметил, что человечество пока не научилось разрешать противоречия иным способом, кроме как войной. Сказано еще в XIX веке, но актуально и по сей день. Не нашли иного способа справиться с противоречиями и германцы. Началась военная реорганизация всей страны: от армии до промышленности. Стартовал поиск союзников и как результат возник Тройственный союз, включивший саму Германию, Австро-Венгрию и поначалу Италию, которую в 1914 году заменила Турция.

Глядя на то с какой скоростью разгоняется немецкий каток, Россия, Франция и Британия объединились в Антанту (в переводе с французского – согласие). 

                                                          Солдаты Первой мировой войны

Сейчас среди историков разных стран разгорелись тлевшие ранее споры: кто виноват в том, что грянула война? Антантовцы и нейтралы доказывают, что немцы. Те вкупе с бывшими союзниками валят на Россию и всегдашнего провокатора всего и вся Англию. Было бы крайне наивно обвинять во всем только Германию. Да, мотором событий была она, но всяческие интересы имелись и у Италии, и у Турции, и у балканских государств, не говоря уже о Франции и Англии. Кому-то хотелось сохранить и защитить лидерство, кому-то вернуть отнятые ранее земли, кому-то, как, например, полякам, восстановить потерянное государство. Сумма интересов и противоречий была так велика, что война стала неотвратимой. Германия оказалась первой страной, которая не только поняла это, но и полностью приняла, как единственно верное решение. Время показало, что решение было не в пользу Германии. И даже не в пользу стран Антанты. А в пользу…США.

О чем еще спорят и будут спорить специалисты и любители истории? Конечно, на тему военных потерь. Стало недоброй традицией утверждать, что наша страна почти всегда побеждала ценой огромных человеческих потерь. А уж когда проигрывала – тем паче. Один неумный генерал сказал во время Восточной (Крымской) войны: «Шапками закидаем!». И вот из поколения в поколение целая когорта историков вторит этому тезису по поводу любой войны, в которой участвовала Россия (СССР).

Если говорить о ПМВ, то потери были громадные. Но касается это абсолютно всех основных участников войны. В общей сложности планета потеряла около 9 миллионов солдат и офицеров безвовратно. Терминология в военной статистике – штука сложная и хитрая. И об этом в деталях как-нибудь в другой раз. Пока же – вот цифры, которые максимально близки к истине. Центральная ось: Германия – 2 миллиона 40 тысяч погибших военных от всех причин. Австро-Венгрия - 1,5 миллиона, Турция – 800 тысяч. Антанта: Франция - 1,3 миллиона, Британия - 700 тысяч, Россия – 1,7 миллиона. Надо заметить, что Германия воевала на два глобальных фронта, и ее потери на фронте Восточном значительно меньше, чем на Западном. Но с другой стороны, австрийскую армию почти полностью уничтожила русская военная сила. И еще: потери русских в относительных цифрах, то есть число погибших относительно числа мобилизованных и общей численности населения значительно ниже, чем в странах-противниках да и у союзников тоже. Для сравнения: на каждую тысячу мобилизованных в Германии пришлось 154 погибших, в Англии - 122, в России – 115. Так что воевал русский солдат достойно. Возможно, статистическая картина изменилась бы, не выйди Россия из войны на несколько месяцев раньше, чем ПМВ завершилась. Но, думается, в пользу нашей страны. Так как, по общему мнению, не случись в России Февральской революции, летняя кампания 1917 года стала бы победной для Антанты. Австро-Венгрия из войны была бы выбита, и Германия осталась бы один на один с врагами на два фронта, что, скорее всего, предопределило бы ее падение к концу 1917-го. А разгромленные армии, как известно, несут колоссальные потери.

Окончание Первой мировой войны

Когда Первая мировая для России кончилась? Если подойти к делу формально, то 3 марта 1918 года, когда представители советской власти подписали сепаратный мир с Германией в Брест-Литовске. Фактически все несколько иначе. Мир – миром, но немцы были вынуждены держать на вроде бы исчезнувшем Восточном фронте более миллиона солдат и офицеров, которых ох как не хватало во время последнего и решающего наступления Германии весной-летом 1918 года на фронте Западном. Главнокомандующему немцев Людендорфу удалось перебросить на запад только полмиллиона солдат восточной группировки. И еще: в 1918 году в составе французской армии продолжал сражаться русский Легион чести, составленный из солдат и офицеров, входивших в бригады Русского экспедиционного корпуса, отправленного во Францию и Македонию еще в 1916 году.

Претензии французов, британцев и американцев (последние вступили в войну весной 1917 года) по поводу того, что Россия, заключив Брест-Литовский мир, отказалась выполнять взятые на себя обязательства, звучат до сих пор. Это расхожий штамп. И нашу страну принципиально не включают в число стран-победительниц в ПМВ. Ну и Бог с ними! Но есть нюанс, который не учитывать невозможно. Из войны вышла не Российская империя, и даже не Российская республика во главе с Временным правительством, из войны сепаратно вышло государство-фэйк Украинская народная республика (9 февраля 1918 года) и государство Советская Россия. О первом говорить особо нечего, а вот второе с первого дня существования отказалось от всех международных обязательств Российской империи. Более того, от правопреемственности! Поэтому тезис о том, что в ПМВ до последнего своего дня с разной степенью успеха сражались одни государства, а предательство совершило другое государство, абсолютно доказан.

Михаил Быков

03 июня 2014 18:02 1401
0
0