Забытые страницы Великой войны
Неслыханный подвиг капитана

Почти 100 лет назад в 1914 году, в мировой истории произошло событие, перевернувшее все мироустройство, захватившее в водоворот боевых действий чуть ли не половину мира, приведшее к развалу могущественных империй: Российской, Германской, Османской и Австро-Венгерской.

Российская империя была вынуждена вступить в Первую мировую войну, в жестокое противостояние на нескольких театрах боевых действий. В те дни, когда все внимание России было устремлено на поля Галиции и Польши, небольшая часть русских воинов готовилась к встрече векового врага на далекой закавказской окраине. Войну против северного соседа, Турция начала коварно, без предварительного объявления. Объединенная турецко-германская эскадра, в состав которой входили кайзеровские крейсеры «Гебен» и «Бреслау», подвергла ожесточенной бомбардировке Одессу и другие черноморские порты России. В ответ русское правительство 2 ноября 1914 года объявило войну Османской империи. А накануне была образована Кавказская армия со штаб-квартирой в Тифлисе. Ее номинальным главнокомандующим стал престарелый царский наместник генерал от кавалерии граф И. Воронцов-Дашков, фактическим же руководителем - начальник армейского штаба генерал-лейтенант Николай Николаевич Юденич. 25 ноября в Тифлис с огромной свитой прибыл император Николай II. Поездка Государя была очень рискованной, но чрезвычайно подняла дух войск.

Главные усилия противник сосредоточил на овладении Сарыкамышем – конечной железнодорожной станцией в тылу основной группировки Кавказской армии, откуда открывался путь на Грузию. Ранним утром 9 декабря 1914 года генерал-лейтенанту Юденичу доложили, что турецкие войска перешли в наступление сразу на нескольких направлениях. Маленький гарнизон Сарыкамыша состоял всего из двух дружин государственного ополчения, укомплектованного военнообязанными старших возрастов, да двух железнодорожных батальонов. И те и другие были вооружены старенькими берданками. Из артиллерии имелось два трехдюймовых орудия. Зато на складах хранилось 16 новеньких станковых пулеметов «Максим». Они очень помогли в первые дни обороны Сарыкамыша.

Тем временем генерал-лейтенант Николай Юденич планировал контрнаступление. Чувствуя, что наступательные возможности турок уже на исходе, он 22 декабря отдал приказ по Отдельной Кавказской армии о переходе в общее контрнаступление. Оно велось в горах на широком фронте и повсюду увенчалось успехом. Русское контрнаступление оказалось для турок полной неожиданностью. Их боевой порыв сменялся растерянностью, а зачастую и отчаянием. На это, собственно, и рассчитывал Юденич, хорошо изучивший опыт десяти предшествующих русско-турецких войн. Уже в первые дни контрнаступления в лесистых горах под Сарыкамышем удалось обезглавить 9-й армейский корпус. В той боевой операции произошел потрясающий факт, героем которого стал штабс-капитан Тарас Давидович Вашакидзе. Рота 154-го пехотного дербентского полка под командованием капитана Тараса Вашакидзе, атакуя в штыки, прорвалась в самую глубину расположения турок. Выбежав из леса на поляну, около 40 дербентцев во главе с ротным командиром оказались перед вражеским корпусным штабом. Их окружили со всех сторон толпы грозивших растерзать турецких аскеров. Казалось, гибель горстки храбрецов неминуема. Но Вашакидзе не растерялся. Неплохо владея турецким языком, он выступил вперед и объявил: Я парламентер русского главнокомандующего! Немедленно ведите меня к вашему старшему! К немалому удивлению капитана, его собеседником оказался сам командир 9-го армейского корпуса Исхан-паша. Вашакидзе заявил османскому военачальнику, что его силы окружены, единственный путь отступления на Бардус перекрыт и спасительным выходом для турок станет только сдача в плен. На возражения Исхан-паши, что его солдаты еще способны сражаться, и они предпочтут пленению смерть во имя Аллаха, капитан ответил устрашающими доводами, призвав на помощь всю свою фантазию: «За этим лесом три свежих полка нашей пехоты, только ждущей команды ударить в штыки. Пять батарей готовы обрушить на вас шквал губительного огня! Сдавайтесь, паша, немедленно, и вас ждут почетные условия в плену…». Посовещавшись со штабными начальниками, Исхан-паша объявил капитану о капитуляции и приказал подчиненным сложить оружие. Так дербентцы, численностью чуть больше взвода, бескровно пленили 107 османских офицеров и больше 2 тысяч аскеров.

Русская армия на Кавказе

Говорят, что, когда об этом факте доложили императору Николаю II, он, улыбаясь, несколько раз просил заново пересказать услышанное. Тотчас же последовал высочайший указ о награждении Тараса Вашакидзе высшей военной наградой Российской империи – орденом Св. Георгия IV степени.

В итоге обезглавленный 9-й армейский корпус перестал существовать полностью. Только бесконечное мужество и упорство русских воинов-кавказцев, воодушевленных успехом, решало исход разгоревшихся на стокилометровом фронте яростных схваток с аскерами остальных турецких армейских корпусов, отступавших повсеместно. От полного уничтожения турок спасло только изобилие снега в горах, затруднившего их преследование. Так закончилось трехнедельное Сарыкамышское сражение.

© Габриэль Цобехия

01 мая 2014 13:50 1943
0
0