Войны Российской империи
Семилетняя война
После прихода к власти короля Фридриха II Пруссия начала претендовать на ведущую роль в европейской политике. Вскоре образовались две коалиции европейских держав. Против Пруссии выступили Австрия, Франция, Испания, Россия, Швеция, Саксония. На стороне Пруссии – Великобритания, Ганновер и Португалия.

К началу войны Пруссия имела хорошо обученную и оснащенную армию, численность которой доходило до 200 тысяч человек. Ее противники потенциально обладали значительно большими силами, но к этому времени еще не успели их развернуть. Пользуясь этим, Фридрих II 28 августа 1756 года внезапно вторгся в Саксонию и оккупировал ее. В связи с неорганизованностью действий франко-австро-российской коалиции Фридрих II продолжил боевые действия, рассчитывая разбить союзников поодиночке. 

В начале 1757 года прусская армия, двигаясь в четырех направлениях, вступила на территорию Австрии. Ей противостояла шестидесятитысячная австрийская армия под командованием фельдмаршала М.Брауна. 6 мая пруссаки нанесли австрийцам поражение и блокировали их в Праге. Весной 1757 года в войну вступила Франция. Фридрих II выдвинул против нее свои главные силы. 5 ноября 1757 г. в окрестностях села Росбах прусская армия численностью 22 тыс. человек внезапным ударом разгромила французов. Затем Фридрих II перебросил сорокатысячную армию в Силезию и 5 декабря одержал победу над австрийской армией.

Летом 1757 года боевые действия начала Россия. Ее армия численностью около 65 тыс. человек под командованием генерала С.Ф. Апраксина сосредоточилась в районе Ковно и в конце июня начала наступление с целью захватить Восточную Пруссию. Прусскими войсками командовал фельдмаршал Левальд (30 тыс. регулярных войск и 10 тыс. вооруженных жителей). В поход, по воспоминаниям современников, шли не с легким сердцем. Со времен Ивана Грозного русские фактически не воевали с немцами, поэтому противник был известен лишь понаслышке. О знаменитых же победах прусского короля Фридриха II Великого в русской армии знали и потому побаивались пруссаков. По воспоминаниям участника похода, будущего писателя Андрея Болотова, после первой неудачной для русских приграничной стычки, армией овладела «превеликая робость, трусость и боязнь».

Александр Коцебу. «Кунерсдорфское сражение» 

В 1759 г. русские договорились о совместных действиях с австрийцами на Одере, Главнокомандующим русскими войсками был назначен генерал Петр Салтыков.

Вот впечатление о нем одного из очевидцев: «Старичок седенький, маленький, простенький... без всяких украшений и пышностей... Он казался нам сущею курочкой, и никто мыслить того не отважился, чтоб он мог учинить что-нибудь важное». А между тем именно с Салтыковым связана самая блистательная кампания русских войск в Семилетней войне.


Путь войскам Салтыкова (40 тыс. чел.), шедшим к Одеру для соединения с австрийским корпусом генерала Лаудона, преградил прусский корпус генерала Веделя (28 тыс. чел.), который 12 июля 1759 г. атаковал русские позиции у Пальцига (немецкое селение к юго-востоку от Франкфурта-на-Одере). Против прусской линейной тактики Салтыков употребил глубокоэшелонированную оборону. Прусская пехота четырежды яростно атаковала русские позиции. Потеряв в безуспешных атаках только убитыми свыше 4 тыс. чел., Ведель был вынужден отступить. После сражения под Пальцигом русские заняли Франкфурт-на-Одере и соединились с австрийцами. Победа под Пальцигом подняла боевой дух русских войск и укрепила их веру в нового главнокомандующего.
   

Кунерсдорф — крупнейшая битва Семилетней войны и одна из самых ярких побед русского оружия в XVIII столетии. Она выдвинула Салтыкова в ряд выдающихся российских полководцев. 26 июня 1759 года сорокатысячная русская армия выступила на запад к реке Одер, где намеревалась соединиться с австрийскими войсками (18 тыс. человек), которыми командовал генерал Лаудон. В это время прусский король с армией в 48 тыс. человек, располагавшей 200 орудиями, двигался навстречу противнику с юга. 30 июля он переправился с левого берега реки Одер на правый и занял позицию восточнее селения Кунерсдорф, около которого находилась основная группа русских и австрийских войск. Продолжавшейся около семи часов сражение закончилось сокрушительным разгромом прусской армии, остатки которой бежали за Одер. В строю у Фридриха II осталось всего около 3 тысячи человек, 19 тыс. было убито и ранено, остальные рассеялись. 172 орудия было уничтожено или досталось противнику. Союзники потеряли в этом сражении около 15 тыс. человек. 

В этой битве П.С. Салтыков использовал традиционную русскую военную тактику — переход от обороны к наступлению. Так побеждал Александр Невский на Чудском озере, Дмитрий Донской — на Куликовом поле, Петр Великий — под Полтавой, Миних — при Ставучанах. Участники битвы награждены специальной медалью с надписью «Победителю над пруссаками». После одержанной победы дорога для наступления союзников на столицу Пруссии – Берлин — была открыта. Однако преследование остатков было организовано плохо. Это дало возможность прусскому королю собрать войско и приготовиться к обороне Берлина. Кроме того, Австрия, опасаясь полного разгрома Пруссии и усиления влияния России, в нарушение союзнических обязательств отказала российской армии в помощи для наступления на Берлин.

Александр Коцебу , «Вступление русских войск в Берлин в 1760 году» 

В  1760 г. Фридрих II с трудом довел численность своей армии до 120 тысяч человек. Франко-русско-австрийские войска к этому времени насчитывали около 220 тыс. человек. Однако, как и в прежние годы, численное превосходство союзников было сведено на нет отсутствием единого плана и согласованности в действиях. Российская и австрийская армии стремились вынудить пруссаков оставить занятые ими крепости и города. Салтыков направил двадцатытрехтысячный корпус генерала З.Г. Чернышева к Берлину. Русский генерал намеревался 28 сентября войти в столицу прусского королевства. Вечером 27 сентября на военном совете в Берлине было принято решение об отступлении – прусские войска оставили город. Утром следующего дня русская армия вошла в Берлин. 

Бои за Кольберг в сентябре 1761 г. внесли важный вклад в развитие русского и мирового военного искусства. Здесь было положено начало новой военной тактике рассыпного строя. Именно под стенами Кольберга родилась знаменитая русская легкая пехота — егеря, опыт действий которых был затем использован другими европейскими армиями. Взятие Кольберга стало последней победой русской армии в Семилетней войне. 

От капитуляции Фридриха II спасла смерть Елизаветы Петровны в конце 1761 г. Новый император Петр III – фанатичный поклонник прусского короля – заключил мир и союз с Пруссией (май 1762 г.), развалив тем самым коалицию и предопределив завершение Семилетней войны в Европе по весьма неожиданному сценарию. По условиям мира, подписанного 24 апреля (5 мая) 1762 г. Россия отказывалась от всех своих завоеваний; итоги пяти кровопролитных кампаний уничтожались одним росчерком пера. Согласно артикулу 6 трактата, «все области, города, места и крепости, его прусскому величеству принадлежащие, кои в течение сей войны заняты были российским оружием», возвращались королю. 

Александр Коцебу «Взятие крепости Кольберг русскими войсками - Семилетняя война»

Фридрих II сохранил за собой Силезию (Губертсбургский мир, февраль 1763  г.) и получил назад все свои территории, занятые русской армией. Россия, решившая исход войны ценой больших людских и финансовых потерь, ничем себя не вознаградила. В этом смысле она воевала за чужие интересы. Ирония истории заключалась в том, что Петербург после стольких усилий, положенных на достижение одной цели (ослабление Пруссии), добился другой – прямо противоположной. С точки зрения текущего момента и строгой логики, это были совершенно нерациональные расходы. Если же смотреть шире, в том числе с учетом исторической перспективы, то тут все сложнее. 

Впервые после Петра I Россия не просто участвовала в большой европейской войне, а фактически поставила под свой контроль всю ситуацию в Центральной Европе и в конечном итоге, благодаря кончине Елизаветы Петровны, разрешила ее не самым худшим образом. Петербург в лице Петра III не допустил уничтожения Пруссии и тем самым кардинального нарушения равновесия сил в пользу Австрии. Благоразумным шагом представляется отказ от захвата Курляндии и Восточной Пруссии, который привел бы к обострению отношений с Австрией, Польшей, самой Пруссией, не говоря уж об Англии и Франции.
   

Для России последствия Семилетней войны оказались гораздо ценнее ее результатов. Она значительно умножила боевой опыт, воинское искусство и авторитет русской армии в Европе, прежде серьезно поколебленный степными блужданиями Миниха. В битвах этой кампании родилось поколение выдающихся полководцев (Румянцев, Суворов) и солдат, добившихся ярких побед.

Габриэль Цобехия
12 ноября 2014 23:00 1995
0
0