Войны Российской империи
Решительные действия генерала
Гянджи Джевад-Хан

В историю XIX столетия Россия вошла сразу несколькими конфликтами, один из которых – Отечественная война 1812 года – стал серьезнейшим испытанием для нашей страны. Но наполеоновская Франция была далеко не единственным противником России в это время. Российской армии пришлось воевать со старыми, уже традиционными недругами – Турцией, Швецией, а также Ираном.
     
С эпохи Петра Великого Россия активно укрепляла свои позиции на Кавказе. В орбиту российской политики вошли сначала Северный Кавказ, потом – Грузия, где в 1801 году царь Георгий XII отрекся от престола в пользу русского императора. Дабы утвердиться на Кавказе, правительство Александра I решило распространить влияние также на Дагестан и Азербайджан. Главнокомандующим на Кавказе был назначен П. Д. Цицианов (Цицишвили), грузинский князь, родственник последнего царя Грузии, успешно воевавший под началом Румянцева и Суворова.
   
Наиболее последовательно антироссийскую политику на Кавказе проводил правитель Гянджи Джевад-Хан. Именно против него направил первый удар Цицианов, с небольшим отрядом вторгшийся в Гянджинское ханство. 3 января 1804 года после стремительного штурма русские солдаты захватили Гянджинскую крепость, считавшуюся сильнейшей в Азербайджане. Следом за Гянджой в состав Российской империи вошли грузинские области Мегрелия, Имеретия и  Гурия.

Усиление России на Кавказе вызвало резкое недовольство в Иране, где традиционно считали Кавказ своей сферой влияния. Подстрекаемое Англией, иранское правительство Баба-Хана потребовало вывести русские войска из Закавказья, а, получив отказ, объявило России войну.
   
Военные действия начались 10 июня 1804 года, когда части генерала С. А. Тучкова повели наступление против сосредоточившейся в районе Эривани сильной персидской армии принца Аббас-Мирзы. С отрядом всего в 4 тыс. человек с 12 орудиями Тучков разбил 8-тысячный отряд отборной неприятельской конницы близ села Гумри.
     
30 июня Цицианов атаковал главную иранскую армию у Канагира и неожиданным нападением обратил неприятеля в бегство. Развивая успех, русские войска осадили Эривань, но взять сильно укрепленный город не сумели – из-за начавшейся жары и гибели отряда полковника Монтрезора, прикрывавшего транспорт с провиантом. Атакованные 6-тысячным корпусом персов, 350 русских солдат расстреляли боеприпасы, после чего, отказавшись сдаться, пошли на противника в штыки и почти все погибли. Во многом именно по этой причине Цицианов 4 сентября снял осаду с Эривани.
   
Однако уже к лету следующего, 1805 года русские войска подавили восстание в Осетии, заставили покориться карабахского и шушинского ханов. Пытаясь восстановить утраченные позиции, иранское командование двинуло войска на Карабах и Эривань. Противник имел до 70 тыс. человек против всего 8 тыс. солдат и офицеров у русских. Но Цицианов и его генералы, умело маневрируя войсками, ничтожными силами отразили неприятельское наступление. Полковник П. М. Корягин, выручая в районе Гянджи осажденный врагами транспорт с продовольствием, с отрядом в 570 человек решительной атакой, отбив у неприятеля орудия, обратил в бегство многотысячное войско Аббас-Мирзы.

Князь 
Павел Дмитриевич Цицианов

В это же время экспедиционный отряд генерала И. И. Завалишина попытался захватить Решт и Баку. Поначалу русские войска потерпели неудачу, и тогда осаду Баку возглавил сам Цицианов. Бакинский хан Хусейн-Кули согласился сдать крепость, но во время переговоров об условиях капитуляции, 8 февраля 1806 года, русский главнокомандующий был предательски умерщвлен.
     
Гибель талантливого полководца и администратора не сказалась на превосходстве российского оружия. Под командованием генерала Гудовича русские войска до конца 1806 года разбили шекинского хана, армию Аббаса-Мирзы на реке Мигри и покорили лезгин. Когда началась война с Турцией (1806-1812 гг.), Гудович заключил перемирие с иранцами, причем русские войска заняли Эчмядзин и Нахичевань, и успешно действовал уже против турок. Однако штурм Эриванской крепости осенью 1808 года закончился неудачей, а при отступлении в тяжелых зимних условиях через горы русская армия потеряла больше, нежели в любом сражении этой войны – около тысячи человек.
     
Во многом эта неудача предопределила замену Гудовича новым главнокомандующим – А. П. Тормасовым. В трехдневном сражении в июне 1809 года Тормасов разбил вторгшуюся в Грузию персидскую армию Баба-Хана, обученную французскими инструкторами. В результате подданство России приняла Абхазия. Летом 1810 года 10-тысячная иранская армия, рассчитывавшая на поддержку турецких войск, была наголову разбита близ Ахалкалаки всего двумя егерскими батальонами под командованием генерала Ф. О. Паулуччи. Это привело к развалу наметившегося ирано-турецкого союза и позволило русским войскам, как и прежде, бить на Кавказе врагов поодиночке.
   
Последний шанс иранцам подарила осложнившаяся международная ситуация, связанная с резким обострением обстановки в Европе, когда в ответ на поддержку Россией континентальной блокады англичане финансировали и снабжали оружием и инструкторами турок и персов, а русское правительство вынуждено было ослабить военные группировки на Кавказе и Балканах в связи с назревающей войной с Францией.
     
Реорганизовав армию, Аббас-Мирза в 1811-1812 годах предпринял последние попытки восстановить персидское влияние на Кавказе. Наибольшего успеха персы добились в январе 1812 года, когда сумели окружить и вынудить сдаться батальон Троицкого полка. Но русское командование быстро исправило ситуацию, вынудив Аббаса-Мирзу начать переговоры о мире. Переговоры затянулись, новый русский главнокомандующий Н. Ф. Ртищев вел себя неуверенно. Положение спас решительный генерал П. С. Котляревский, неоднократно одерживавший победы над иранцами. 19 октября 1812 года Котляревский всего с полуторатысячным отрядом перешел реку Аракс и в кровопролитном двухдневном сражении наголову разбил 30-тысячную армию Аббас-Мирзы. В ночь на 31 декабря того же года отряд Котляревского штурмом взял Ленкорань.
   
Продолжение войны после столь сокрушительных поражений и безо всякой поддержки прежних союзников (Франции, потерпевшей фиаско в Отечественной войне 1812 года, и Англии, сделавшейся союзницей России) сделалось для персидского правительства очевидной бессмыслицей. В октябре 1813 года был заключен Гюлистанский мирный договор. Персия признала приобретение Россией земель к северу от реки Аракс: Карабахского, Гянджинского, Шекинского, Ширванского, Дербентского, Талышского, Кубинского, Бакинского ханств и Ленкорани, а также отказывалась от претензий на Грузию и Дагестан.

Габриэль Цобехия
18 июля 2016 00:00 1152
0
0