Войны Российской империи
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Войны Российской империи / Коренной перелом в Отечественной войне 1812 года
Коренной перелом в Отечественной войне 1812 года

 Бородинское сражение 

В результате Бородинского сражения не произошло перелома в ходе войны, хотя по масштабам и значению оно встало в ряд самых известных битв того времени. М.И.Кутузов принял решение не вести боевых действий на следующий день и отступать. Сначала он планировал дать новое сражение под стенами Москвы, но 1 сентября на совете в Филях изменил свое решение. Русская армия двинулась из столицы по Рязанской дороге. К 21 сентября, совершив маневр, она была сосредоточена у села Тарутино. Тарутинский лагерь имел важное значение для пополнения армии людскими ресурсами, снабжения ее всеми видами довольствия, контроля над важными дорогами и сковывания действий противника, его изматывания и разложения. Свое время Наполеон гордился своим Булонским лагерем, созданным им в 1803—1805 гг. Но условия и возможности у Наполеона были намного лучше, чем у Кутузова. У Бонапарта в распоряжении были кроме Франции, вся западная и часть центральной и южной Германии, северная и средняя Италия, Голландия, Бельгия, экономика этих стран. И наконец, только ему повиновавшаяся военная администрация, где он был неограниченным владыкой.

Михаил Илларионович Кутузов

В распоряжении Кутузова сначала находилась только довольно сильно разоренная часть западной, восточной и центральной России. Кроме того, он должен был завершить создание по сути нового войска на глазах у расположенной в двух шагах от него хоть и потрепанной, но еще сильной армии Наполеона. Исходя из этого Кутузов в Тарутине не мог работать так спокойно, как Наполеон в Булони, отделенный Ламаншем от неприятеля, который его боялся. Главнокомандующий русскими войсками начал немедленно укреплять свою тарутинскую позицию, одновременно Кутузов пополнял свою армию, в которой уже перед тарутинским сражением насчитывалось до 120 тысяч человек. Особое внимание уделялось организации ополчения. После Бородина Кутузов мог определенно приравнивать ополчение к таким войскам, которые после сравнительно краткого обучения могли считаться частью регулярной армии. Деятельно собирались запасы. Артиллерия у Кутузова к концу тарутинского периода была гораздо сильнее, чем у Наполеона. По подсчетам, у русских было около 625 орудий, у Наполеона – около 360. При этом у Кутузова была хорошо снабженная конница, а у Наполеона не хватало лошадей даже для свободной перевозки пушек. Конница французов вынуждена была все более и более спешиваться. Деятельно готовился переход от активной обороны к предстоявшему выступлению.

В Тарутине и после Тарутина и особенно после Малоярославца Кутузов очень большое внимание уделял и сношениям с партизанскими отрядами, и вопросу об увеличении их численности. Он придавал громадное значение партизанским формированиям в предстоящем контрнаступлении. Приказы Кутузова, быстро создавшего новую могучую армию и громадные запасы, исполнялись с большим рвением, с усердием и охотой, так, как исполняются боевые задания рвущимися в бой солдатами. Полки регулярные и полки ополченские были полны гнева, жажды отплатить за Москву, отстоять Родину.

Наполеон Бонапарт

Теперь о планах Наполеона: во французском штабе знали о существовании старой дороги из Москвы в Смоленск – на Боровск, Малоярославец и Медынь, и французские топографы получили приказ ее исследовать. Выйдя на эту дорогу, французы вступали в совершенно не тронутый войной край, где можно было надеться прокормиться местными средствами; в то же время они охватывали левое крыло армии Кутузова, стоявшей под Тарутином и, в случае удачи, отбрасывали ее на юго-восток, врезываясь клином между главной армией, с одной стороны, резервной армией Тормасова и дунайской – Чичагова, с другой. Одновременно с этим только что прибывший из Франции свежий корпус маршала Виктора должен был отбросить к Петербургу войска Витгенштейна, подвигавшиеся на юг, тесня Удино и баварцев, оставленных Наполеоном на Двине для охраны левого фланга «Великой армии». Таким образом, кольцо, которое пытались образовать русские вокруг последней, было бы разорвано, и Наполеон, имея преимущество действовать по внутренним операционным линиям, бил русские силы по частям.

В декабре 1812 года походная типография Главного штаба издала листовку-брошюру «Обратный поход французов из России», в которой делался военно-стратегический обзор всей кампании, и давались оценки ее важнейшим событиям. Касаясь сражения за Малый Ярославец, автор брошюры, сотрудник типографии Э. Пфуль писал: «Сей день, увенчавший русское оружие новою славою, прекратил мгновенно все стратегические тонкости Наполеона и смешал все его планы».

Бой под Малоярославцем

Можно с уверенностью сказать, что Кутузов знал о планах Наполеона, последующие донесения Александру I показывают, что с каждым днем он все больше убеждался в правоте своего первоначального вывода о планах Наполеона. «С самой той минуты, — писал он царю в начале ноября — как неприятель после разбития 6-го числа прошедшего месяца решился оставить Москву, должно было прежде думать закрыть коммуникации наши с Калугою и воспрепятствовать ему вход в оную, чрез которую намерен он был пройти в Орловскую губернию и потом в Малороссию, дабы не терпеть тех недостатков, каковые довели теперь его армию до такового бедственного состояния. Что он имел сие намерение, подтвердили мне многие из пленных генералов, почему и должно было заставить его итти по Смоленской дороге, на которой (как нам известно было) он не приготовлял никакого пропитания». Далее Кутузов пояснял сущность своего движения через Медынь к Боровску: оно было вызвано необходимостью прикрыть опять-таки южное направление.

Бой под Малоярославцем по своему значению в Отечественной войне 1812 года стоит непосредственно вслед за Бородином, так как исход боя имел стратегически важное значение, как для русских, так и для французов. Французы имели преимущество во времени, но жители Малоярославца сумели задержать их. Они сожгли мост через реку Лежу, а когда французские саперы навели понтоны, жители разрушили плотину городской мельницы, уничтожив новую переправу и задержав французов на целые сутки. Это позволило авангарду русской армии под командованием Дохтурова достичь Малоярославца одновременно с французами. Дохтуров сходу бросил в бой полк егерей, потеснив передовые части французов. Но тут к городу подошла дивизия Дельзона, выбившая егерей. Дохтуров бросил в бой еще 6 полков. К французам тоже подошли подкрепления. Город из разу в раз переходил из рук в руки. К ночи он оказался у французов, но теперь уже вся русская армия сосредоточилась южнее, перекрывая дорогу на Калугу. Наполеон оказался перед грозной альтернативой: либо решиться на генеральный бой, либо сейчас же, с калужских путей, ведших на юг, сворачивать на северо-запад, к Смоленску. Он не решился идти в Калугу. Кутузов стал перед ним стеной. Армия Кутузова была в этот момент больше и лучше, причем кавалерия и артиллерия французов были снабжены и боеспособны несравненно хуже русских. Не в Москве, а в Малоярославце началась бедственная стадия наполеоновского отступления, а победоносный фазис Кутузовского контрнаступления обозначился уже в Тарутине.

Наполеон именно тут, под Малоярославцем, окончательно убедился в непоправимости своего реального поражения под Бородином, которое в его бюллетенях и в письмах к Марии-Луизе так легко было превращать в победу. Бородино убило одну половину его армии физически, а другую – морально. Кутузов же стоял перед ним во всеоружии, во главе более сильной русской армии, чем та, которая была при Бородине, и самое главное – армии, одушевленной неутолимым чувством гнева к врагу и полной веры в своего старого вождя. Убедившись, что перед ним вся могучая русская армия, Наполеон на следующий день начал отступление. После сражения под Малоярославцем 12 октября 1812 года французские войска вынуждены были отказываться от захвата района Калуги и двигаться на запад по Старой Смоленской дороге, разоренной ими летом на пути к Москве. Впервые в своей полководческой деятельности Наполеон отказался от генерального сражения. Стратегическая инициатива полностью перешла к русскому командованию. Наш полководец опять переиграл французского. Таким образом, был сорван план прорыва французских войск на Украину.

Высокую оценку сражению при Малоярославце, повлиявшем на весь ход заключительного этапа войны, дал М. И. Кутузов. «Сей день,- писал русский главнокомандующий, – есть один из знаменитейших в сию кровопролитную войну, ибо потерянное сражение при Малоярославце повлекло бы за собой пагубнейшее следствия и открыло бы путь неприятелю через хлебороднейшие, наши провинции».

Сражение под Малоярославцем ознаменовало коренной перелом в ходе Отечественной войны 1812 года. «Великой армии» пришлось отступать по старой Смоленской дороге через опустошенную местность навстречу надвигавшейся катастрофе.

© Габриэль Цобехия

06 ноября 2013 10:04 4474
3
0