Великая Отечественная Война
Концерт для неприятеля
Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно

Политика геноцида, осуществлявшаяся фашистами на оккупированных территориях нашей страны, вызвала сопротивление населения. В первые же дни войны на захваченной немцами территории стали возникать партизанские отряды.

Поначалу партизаны действовали по шаблону гражданской войны. К примеру, несколько партизанских отрядов Ленинградской области вступили в открытый бой с крупными подразделениями немцев и были мгновенно разгромлены. Подобным способом трудно было нанести сколь-нибудь значительный урон врагу. Тогда партизаны перешли к диверсионным методам борьбы: минировали дороги и железнодорожные пути, устраивали засады на автомагистралях, нападали на небольшие группы немецких солдат. Эта тактика принесла успех, немцы стали нести чувствительные потери.

Постепенно Ставка поняла, какую огромную помощь могут оказать нашим войскам партизаны. Растянувшись по огромным пространствам страны, тылы немецкой армии стали уязвимы. По приказу советского командования при отступлении в городах и селах оставались группы людей для организации партизанского движения в данной области. Эти группы имели оружие, боеприпасы, продовольствие, иногда типографии и средства связи. Кроме того, в тыл противника засылались специальные диверсионные отряды, которые уничтожали мосты, устраивали подрывы на железных дорогах, уничтожали военнослужащих германской армии.

Немцы отвечали массовыми казнями подозреваемых в причастности из расчета 50 – 100 советских граждан за одного убитого германского солдата, сжигали целые деревни, осуществляли массовые депортации на запад населения, заподозренного в симпатиях к партизанам. Но зверства оккупантов неспособны были затушить пожар народной войны, принимавшей все больший размах.

Следует подчеркнуть, что 5 сентября 1942 года в приказе наркома обороны И.В. Сталина № 00189 «О задачах партизанского движения» было уделено особое внимание необходимости уничтожения железнодорожных составов и путей. Однако до весны 1943 года подрывом железнодорожного полотна занимались отдельные партизанские соединения, общих массовых операций не проводилось.

Отряд партизан выходит на боевое задание

Летом 1943 года развернулась операция, которая замышлялась как массовый удар партизанских отрядов и советской авиации по железнодорожным линиям. Сильные удары по коммуникациям противника были нанесены в ходе летне-осенней кампании, что затруднило проведение перегруппировки германских войск, подвоз резервов и боевой техники и, безусловно, явилось огромной помощью Красной Армии. Огромная по размаху и масштабу, достигнутым результатам, а также по количеству принимавших в ней участие, стала операция, получившая название «Рельсовая война». Она планировалась Центральным штабом партизанского движения и готовилась долго и всесторонне. Основная задача данной операции сводилась к тому, чтобы одновременным массовым подрывом рельсов парализовать перевозки гитлеровцев по железным дорогам. Подрывные действия со стороны партизанских отрядов длились в течение августа месяца и первой половины сентября. Если судить по результатам проведенной операции, то было выведено из строя более 172 тыс. рельсов. Этот показатель в конце сентября равнялся почти 215 тысячам. «Только за один месяц число взрывов увеличилось в тридцать раз», – сообщало в своем донесении 31 августа командование корпуса охранных войск группы армии «Центр».

19 сентября 1943 года началась и завершилась 30 октября новая подобная операция, получившая условное название «Концерт». На этот раз в рельсовую войну включились партизаны Карелии, Эстонии, Латвии, Литвы и Крыма. Последовали еще более сильные удары. Так, если в операции «Рельсовая война» приняли участие 170 партизанских бригад, отрядов и групп, насчитывавших около 100 тыс. человек, то в операции «Концерт» – уже 193 бригады и отряда численностью более 120 тыс. человек.

Удары по железным дорогам сочетались с нападением на отдельные гарнизоны и подразделения врага, с засадами на шоссейных и грунтовых дорогах, а также с нарушением речных перевозок гитлеровцев. В течение 1943 года было пущено под откос около 11 тыс. вражеских поездов, около 40 тыс. вагонов и платформ, уничтожено свыше 22 тыс. автомашин, разрушено или сожжено около 5500 мостов на шоссейных и грунтовых дорогах и более 900 железнодорожных мостов.

Крушение немецкого военного эшелона, 
организованного одним из отрядов партизан

Мощные удары партизан за всей линией советско-германского фронта потрясли врага. Партизанские отряды наносили гитлеровцам огромные потери, что в свою очередь приводило к деморализации врага. Гитлеровцы уже не знали, как противодействовать массовому наступлению партизан. «Естественным следствием нашего бессилия, становящегося очевиднее с каждым днем, – признавало в том же донесении командование корпуса охранных войск, – является… неблагонадежность местных формирований, службы порядка, добровольцев и административных чиновников». Большую помощь и содействие оказывали отряды партизан советским войскам: кроме подрывов и разрушения коммуникаций гитлеровцев партизаны отбивали и захватывали переправы на реках, освобождали отдельные населенные пункты, узлы дорог и удерживали их до подхода передовых частей. Например, по Днепру они захватили 3 переправы через Десну, 10 – через Припять и 12 – через Днепр. В последующем борьба советского народа на подконтрольных немцам территориях усилились, большую роль в этой борьбе сыграли рейды по глубоким вражеским тылам больших партизанских соединений, где командирами были С.В. Гришин, С.А. Ковпак, Я.И. Мельник, М.И. Наумов, В.И. Самутин и другие. В 1943 году активизировались также действия подпольщиков. Вечно останется в народной памяти мужество, стойкость и героизм в годы Великой Отечественной войны жителей городов: Краснодона, Киева, Львова, Одессы, Николаева, Ровно, Павлограда, Симферополя, Каунаса, Риги, Пскова и т. д. Несмотря на смертельную опасность партизаны вели беспощадную войну за свободу и независимость Отечества.

Партизаны из числа бывших военнопленных воевали на территории других стран: Польши, Чехословакии, Югославии, Норвегии, Франции, Греции, Италии. В оккупированных городах нашей страны существовали антифашистские подполья. Подпольщики устраивали диверсии, собирали и передавали разведывательную информацию, вели агитацию против оккупантов. Подпольщица Е. Мазаник взорвала наместника Белоруссии Кубе. Еще более дерзко действовал разведчик-диверсант Н.И. Кузнецов, не только собравший множество ценных сведений, но и уничтоживший ряд высших германских офицеров.

Габриэль Цобехия
15 октября 2015 00:00 1352
0
0