Великая Отечественная Война
Сражение под Прохоровкой

12 июля 1943 года  в районе Прохоровки произошло крупнейшее во Второй мировой войне встречное танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало до 1200 танков и самоходных орудий.

Схема боевых порядков частей, июль 1943 года

Поражение немецко-фашистских войск в Сталинградской битве в ходе наступления советских войск зимой (1942-1943 гг.) подорвали военную мощь и моральный дух армии Германии, ее престиж у союзников. Чтобы вернуть потерянную инициативу и тем самым предотвратить дальнейший распад фашистского блока, гитлеровское командование решило провести крупное летнее наступление на центральном участке советско-германского фронта. Учитывая выгодное положение своих войск в районе Курского выступа, противник решил ударами с севера и юга по основанию этого выступа окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов, а затем нанести удар в тыл Юго-Западного фронта. Для осуществления операции под Курском (кодовое название «Цитадель») были привлечены отборные войска вермахта. Позже в планы была внесена корректировка, которая предполагала, что 2-й танковый корпус СС выдвинется в направлении Прохоровки, в район с условиями местности, которые идеально подходили для глобального сражения с бронетанковым резервом советских войск.

Прохоровское сражение

В военном командовании СССР были сведения о плане «Цитадель». Для противостояния немецкому наступлению была создана система глубоко эшелонированной обороны, целью которой было измотать немцев, а затем разбить их наступающими контрударами. За первые два дня наступления противник сумел преодолеть главную и вторую полосы обороны, которые готовились в течение трех месяцев. Уже к исходу 6 июля ему удалось выйти на узком участке фронта к тыловой полосе в районе станции Прохоровка, до которой оставалось 10 км. 2-й танковый корпус СС, поддержанный всей авиацией группы армий «Юг», получил приказ захватить Прохоровку и развивать наступление на Курск в обход Обояни. Сражение под Прохоровкой началось 10 июля день, когда немецкие войска начали прорыв тылов армейской полосы обороны. Историки выдвигают версию о том, что вариант контрудара со стороны Прохоровки Красной Армией был отработан немецким командованием. Дивизии СС специально «подставились» под удар советской танковой армии. Результатом стало лобовое столкновение советской бронетехники с крупными немецкими танковыми соединениями, что поставило советских солдат в крайне невыгодные условия. Но благодаря принятым мерам по усилению угрожаемого направления, мужеству и героизму советских воинов противник за два дня – 10 и 11 июля – продвинулся всего на 6-7 км. А ведь по плану «Цитадель» на пятый день наступления фашистские войска должны были соединиться восточнее Курска и окружить наши войска! Создалось впечатление, что противник начал выдыхаться. Советское командование пришли к выводу, что решительного срыва наступления врага и разгрома его вклинившейся группировки можно добиться только мощным контрударом войск Воронежского фронта, усиленного за счет стратегических резервов. 12 июля историки считают кульминацией, «дуэлью танков», однако, закончившись с неясными результатами, она продолжалась вплоть до 14 июля. Завершением же битвы под Прохоровкой называют 16 июля 1943 года, даже ночь 17 июля, когда немцами был начато отступление.

 Танковое сражению под Прохоровкой

Ранним утром 12 июля фашисты бросили в бой свои отборные танковые дивизии – «Мертвая голова», «Рейх», «Адольф Гитлер». Несколько десятков немецких танков пошли на прорыв на мелеховском направлении. Немцы сумели занять села Рындинку, Выползовку и Ржавец. Советская штурмовая авиация атаковала танки дивизии «Адольф Гитлер». Ударная группировка немецких войск вела свое наступление на нескольких участках фронта. В 8 часов 30 минут 12 июля соединения 5-й гвардейской общевойсковой и 5-й гвардейской танковой армий после 15-минутной артиллеристской подготовки нанесли контрудар. Танки дивизии «Адольф Гитлер» попали под плотный огонь советских орудий. На поле под Прохоровкой завязались настоящие танковые дуэли. Это было противостояние не только тактики, мастерства экипажей, но и самих танков. Боевые порядки перемещались. «Тигры» в ближнем бою не смогли использовать свое преимущество – более сильное вооружение – и поражались нашими маневренными и быстрыми средними танками Т-34 с коротких дистанций. Появление такого большого количества наших танков явилось для врага настоящим «сюрпризом». Со слов участников курской битвы, наши танки вклинивались в боевые порядки немецких войск, старались получить преимущество за счет скорости и маневренности, расстреливать противника с близкого расстояния в бортовую броню. Очень скоро боевые порядки смешались. Плотный бой на коротких дистанциях лишал немцев преимуществ мощных пушек. Было тесно от массы бронированных машин, которые не могли развернуться и совершить маневр. Они сталкивались, взрывался их боезапас, взлетали на десятки метров сорванные взрывом танковые башни. Гитлеровцам приходилось за каждый метр продвижения платить большими потерями. Исключительно самоотверженно и изобретательно действовали, например, наши артиллеристы. На их долю пришлось свыше 60 процентов подбитых гитлеровских танков. Так как снаряды противотанковых орудий не пробивали лобовой брони «тигров», то расчеты находясь со своими орудиями в укрытиях, пропускали фашистские танки, а затем поражали их в борта и кормовую часть.

Вот что вспоминал, уцелевший в том адском котле, Григорий Пенежко, Герой Советского Союза: «… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рёв моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, лопалась броня, взрывались танки… Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу… мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабинке танка. Одна мысль, одно стремление – пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшись из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били из пистолетов, схватывались врукопашную…»

Герой Советского Союза Пэнэнжко Григорий Иванович

В документах есть воспоминания немецких солдат о Прохоровке. Ефрейтор Гейпель из 71-го пехотного полка вспоминает: «Мы единственные кто остались в живых из 9-й роты нашего полка. В нашей роте было около 100 человек. 12 июля нас, как резерв, спешно перебросили на передовую. Вскоре показались русские танки. Они тотчас уничтожили нашу артиллерию, и в течение десяти – пятнадцати минут от их пушек, гусениц и пулеметов погибло около 70 человек. Русские танки стали обходить нас с флангов. Их огонь выбил у нас еще 10 человек. Товарищи сказали тогда унтер-офицер Рейхельт, – сложите оружие! Сдадимся в плен! Мы все согласны с тем, что мы должны сдаться, – произнес кто то другой, а третий добавил: Мы вряд ли будем иметь лучшую возможность сдаться в плен. Мы вылезли из оврага, подняли руки и пошли навстречу танкистам. Теперь война для нас окончена. Мы вышли из этого ада».

Прохоровское танковое сражение выиграли наши войска. Оно стоило гитлеровскому вермахту огромных людских потерь и 400 танков. Немцам не удалось добиться решающего успеха и прорваться к Курску. Таким образом, гитлеровский план операции «Цитадель», как и его наступательная стратегия в целом, потерпел полное крушение.

Особо хочется подчеркнуть роль советских солдат, которые сражались против фашистов. Именно от простого солдата, в конечном счете, зависело осуществление всех замыслов и решений командиров. Именно они в столь сложнейших условиях, при техническом и организационном превосходстве противника смогли устоять, уничтожить его основные ударные силы. При этом проявить чувство высокого патриотизма, стойкость и мужество, взаимовыручку и готовность к самопожертвованию во имя спасения Отечества. В боях под Прохоровкой участвовали войны более 36 национальностей Советского Союза, основную массу из них составляли русские, но плечом к плечу с ними стояли воины всех народов могучего Советского Союза, вместе они выстояли.

© Габриэль Цобехия

28 ноября 2013 15:08 3759
4
0