Советское время
Взаимодействие частей

18 сентября 1939 года, на следующий день после начала похода,  в соответствии с распоряжением командующего фронтом М. Ковалева, командующий 4-й армией комдив В. Чуйков издал приказ, регламентирующий взаимоотношения войск армии с немецкими войсками, продолжавшими движение к советско-польской границе. Этим приказом авиации запрещалось перелетать линию Белосток – Брест-Литовск, наносить бомбовые удары по указанным городам. Командирам частей предписывалось выделять для переговоров с немцами специальных представителей.

Первая встреча с немецкими войсками на направлении действий Белорусского фронта произошла 20 сентября 1939 года. В боевом донесении в штаб фронта, подписанном начальником оперативного отдела 4-й армии полковником Долговым, сказано: «Части 4-й армии 20 сентября имели встречу с частями немецкой армии… Немецкие войска, повстречав разведчасть 29-й танковой бригады, приветствовали ее с большим восторгом. Находящийся с разведкой батальонный комиссар Боровенский был приглашен в штаб немецкой части и детально ознакомлен с обстановкой, после чего с товарищем Боровенским в штаб 29-й танковой бригады прибыла делегация от немецких войск в составе двух офицеров и шести солдат. Немецкая делегация была встречена с оркестром и приняла участие в обеде.

Взаимодействие Красной армии и вермахта в Брест-Литовске, сентябрь 1939

Немецкое командование просило направить в их штаб постоянного делегата. Оно вручило текст приветствия РККА. «Германское войско приветствует русские советские войска. Как солдаты, мы имеем только одно желание: вступить с солдатами СССР в  хорошие солдатские отношения. Русский солдат стоял у нас всегда в большом почете. Это мы желаем и в будущем».

О встрече с немецкими войсками немедленно было доложено в Москву, откуда 21 сентября 1939 года командующий фронтом М. Ковалев получил дополнительные указания, на основе которых войскам были отданы распоряжения.

В приказе командующего 4-й армией было сказано:

1. Связь с германской армией восстановлена.

2. При встрече с германскими войсками их приветствовать, для переговоров выделять командира и политработника. Представителей германской армии в вежливой форме спрашивать: «Когда в каком порядке будут отходить германские войска на рубеж в глубь?».

3. Постоянных делегатов в штаб германских войск не давать. 

29-й отдельной танковой бригаде, которая первой встретилась с немецкими войсками, была поставлена особая задача – принять у немцев Брест-Литовск. Составной частью церемонии передачи города был совместный парад советских и немецких войск, состоявшийся 22 сентября 1939 года. На трибуне рядом с комбригом Кривошеиным стоял командир немецкого танкового корпуса генерал Гудериан, который в июне 1941 года войдет в Брест уже в роли командующего 2-й танковой группой.

Германо-советское коммюнике от 22 сентября установило демаркационную линию по рекам Писса, Нарев, Висла и Сан. Однако германские войска к этому времени были уже намного восточнее.

После того как на политическом уровне вопрос отвода немецких войск был решен, советским войскам 24 сентября были отданы распоряжения, в которых разъяснялся порядок отвода немецких войск и предписывалось то, как действовать частям Красной Армии. Отвод немецких войск намечалось закончить к вечеру 3 октября. Города, местечки и другие объекты должны были приниматься у немцев в исправном состоянии. Движение войск организовывалось с таким расчетом, чтобы дистанции между передовыми частями Красной Армии и немецкими арьергардами были в среднем до 25 км. Командирам советских частей разрешалось выделять силы и средства в помощь немецким частям для уничтожения вооруженных польских групп, мешавших продвижению войск. Авиации разрешалось летать до линии передовых частей и на высоте не выше 500 м.

Генерал Гудериан и комбриг Кривошеин принимают парад при передаче вермахтом Бреста частям Красной Армии, 22 сентября 1939

Продолжая наступление, войска 4-й армии форсировали реку Буг и 29 сентября заняли города Соколов, Седлец и Луков. Занятие городов прошло без каких-либо серьезных эксцессов.

28 сентября 1939 года между СССР и Германией был подписан договор о дружбе и границе. Договор устанавливал германо-советскую границу в основном по линии Керзона, на направлении же действий 4-й армии она прошла по реке Буг. Теперь уже встала задача отвода советских войск на восточный берег Буга. 29 сентября 1939 года командующий армией потребовал от войск остановить продвижение и закрепиться на достигнутых рубежах до особого распоряжения.

Через два дня в боевом приказе по армии было объявлено, что между немецкими и советскими войсками установлена новая демаркационная линия. Затем через несколько дней был отдан приказ об отходе войск на восточный берег Буга.

22 сентября 1939 года

Для организации отхода войск был составлен специальный план. В этих условиях уже наши части оставляли арьергарды, а немцы выделяли передовые отряды, разрыв между войсками снова приказано было выдерживать 20 – 25 км. Отвод войск армии начался 5 октября и был закончен 12 октября вечером.

За время похода открытых столкновений и боев войск Красной Армии с войсками вермахта в полосе действий 4-й армии не было. В архивных документах есть сведения о налете немецкого летчика на советский эшелон, об обстреле немецким дозором нашей колонны и некоторых других отдельных эпизодах. В ходе переговоров эти факты немецкая сторона объясняла «чистой случайностью» и приносила свои извинения.

Таким образом, весь характер взаимодействия советских войск с войсками вермахта в событиях сентября – октября 1939 года определялся политиками обоих государств, причем на самом высоком уровне. Ни одного самостоятельного шага в решении этой сложной проблемы войсковые командиры не делали.


Габриэль Цобехия 

16 августа 2017 17:39 1904
0
0