Советское время
Флот молодой республики
Социалистический Рабоче-крестьянский Красный Флот

Во время гражданской войны и иностранной интервенции флот оказался в тяжелом положении, потеряв 416 кораблей, из них 174 боевых и 242 вспомогательных. Материальная часть оставшихся судов была изношена практически до предела. В то время заместитель Председателя реввоенсовета М. В. Фрунзе писал: «В общем ходе революции и гражданской войны на долю морского флота выпали особенно тяжелые удары... В сумме это означало, что флота у нас нет». Для обеспечения защиты морских границ Советской республики было необходимо возродить военно-морской флот.  
     
Советский военно-морской флот ведет свою историю с декрета о создании Рабоче-крестьянского Флота, подписанного В. И. Лениным 29 января 1918 года. Его принятие было обусловлено тем, что империалисты осуществляли интервенцию в Заполярье и Прибалтику, вторглись на Украину, Кавказ и Дальний Восток. Антанта морем снабжала белогвардейские фронты оружием и всем необходимым. Без такой поддержки, писал главнокомандующий Вооруженными Силами Республики С. С. Каменев, войска внутренней контрреволюции самоликвидировались бы после первых же неудачных боев.
   
В этих условиях советский флот рассматривался как неотъемлемая составная часть единых вооруженных сил Республики. Он возник не на пустом месте. Получив свое начало от галерного флота Петра I, одержавшего блистательную победу при Гангуте, отечественный флот впитал лучшие традиции русского парусного флота, одержавшего Чесменскую победу под командованием адмирала Г. А. Спиридова, захватившего штурмом крепость Корфу под руководством адмирала Ф. Ф. Ушакова. Русский флот прославился при обороне Севастополя в 1854 – 1855 годах под руководством адмиралов В. А. Корнилова и П. С. Нахимова. Отечественный флот следовал революционным традициям русских моряков, принимавших участие в штурме Зимнего дворца, в установлении советской власти.
   
С созданием 26 октября 1917 года первого Советского правительства во главе с В. И. Лениным в составе СНК был учрежден Комитет по военным и морским делам. В него вошел и П. Е. Дыбенко – первый председатель Центрального комитета Балтийского флота.
   
29 января 1918 года Совнарком под председательством В. И. Ленина заслушал доклад П. Е. Дыбенко о проекте декрета по созданию РКК ВМФ. В решении было указано: «Признать проект положений, оглашенный Дыбенко, за основу».
   
После подписания декрета 30 января 1918 года по флоту был разослан приказ, подписанный Народным комиссаром по морским делам П. Е. Дыбенко и членами коллегии С. Е. Саксом и Ф. Ф. Раскольниковым, в котором объявлялся ленинский декрет. В декрете говорилось: «…флот, существующий на основании всеобщей воинской повинности царских законов, объявляется распущенным, и организуется социалистический Рабоче-крестьянский Красный Флот».

Павел Ефимович Дыбенко

Основной материальной базой ВМФ являлись корабли Балтийского флота, спасенные советскими моряками от захвата белофиннами и германскими войсками. 17 февраля – 29 мая 1918 года балтийские моряки по приказу Наркомата по морским делам перевели их из Ревеля (Таллина) и Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт по скованному льдом (толщина льда 70 – 75 см, торосы до 3 м) Финскому заливу. Были успешно перебазированы 236 кораблей и судов, в том числе 6 линейных кораблей, 5 крейсеров, 55 эсминцев и миноносцев, 12 подводных лодок.
     
Первым Народным комиссаром по морским делам Советской Республики становится балтийский матрос-большевик П. Е. Дыбенко. Для оперативного руководства действиями формировавшихся флотов и флотилий в сентябре 1918 года быпппла учреждена должность командующего морскими силами республики. По предложению В. И. Ленина на эту должность был назначен контр-адмирал старого флота В. М. Альтфатер. Как морской специалист он сыграл важную роль в организации Красного флота и его боевом использовании при защите Петрограда от войск Юденича. После смерти Альтфатера в апреле 1919 года командующим морскими силами Республики стал капитан I ранга Е. А. Беренс. Он участвовал в разработке плана ледового похода в 1918 году и обосновал советскому правительству решение о необходимости потопления кораблей Черноморского флота в Новороссийске.
   
С созданием флота большое внимание стало уделяться подготовке командных кадров: они готовились для Военно-Морского Флота по штурманской, артиллерийской, минной, механической и радиотелеграфной специальностям на курсах командного состава, созданных на базе Морского кадетского корпуса. Затем в октябре 1919 года эти курсы были преобразованы в училище (ныне Санкт-Петербургский военно-морской институт). В этом же году возобновила работу Морская академия (ныне Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова).
   
Советский Военно-Морской Флот успешно вел боевые действия совместно с Красной Армией в годы гражданской войны и военной интервенции. Около 75 тыс. моряков воевали на сухопутных фронтах. В межвоенный период флот прошел путь восстановления и дальнейшего развития. В дополнение к существовавшим Балтийскому и Черноморскому флотам были созданы Северный и Тихоокеанский флоты. К началу Великой Отечественной войны в составе Военно-Морского Флота Советского Союза насчитывалось около 1 тыс. боевых кораблей.

Габриэль Цобехия
13 февраля 2017 00:00 1849
0
0