Советское время
Советское время
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Советское время / Изменение плана привело к большим потерям
Изменение плана привело к большим потерям
Митрофан Греков. Оборона Царицына
(фрагмент панорамы, до 1934)
Неудачи при обороне Царицына во время гражданской войны не получили обстоятельного освещения в исторической литературе. До недавнего времени прославляли в основном героизм защитников Царицына, сумевших в грозное время отстоять важный в стратегическом отношении центр. В то же время в тени оставалась та цена, которую заплатила за победу Красная Армия, а, следовательно, и допущенные при организации обороны просчеты командования данного стратегического направления.
По факту потери Красной Армии составили 60000 человек. Они действительно являлись огромными, если учесть, что к началу наступления на Царицын в июле 1918 года Донская армия Краснова имела до 45 тыс. штыков и сабель, около 150 орудий, а советские войска в районе Царицына насчитывали 42 тыс. штыков и сабель, свыше 100 орудий. В официальной литературе огромные потери зачастую объясняются ожесточенностью классовой борьбы, но, видимо, есть и другие, не менее важные причины.
Донская армия Краснова готовилась нанести главный удар двумя группировками войск: под командованием генерала Пицхелаурова (около 20 тыс. штыков и сабель) из района Усть-Медведицкого округа, левым флангом – на Камышин, а правым – вдоль железной дороги на Царицын; под командованием полковника Мамонтова (около 12 тыс. штыков и сабель) из района Нижнечирская в направлении Воропаново – Царицын. Помимо этих сил к наступлению готовились две вспомогательные группировки: одна – под командованием полковника Полякова, ее задача состояла в том, чтобы нанести удар на Царицын с юга, из района Великокняжеской. Другая – под командованием полковника Алферова. Эта группировка сосредоточивалась северо-западнее войск Пицхелаурова и должна была, наступая на Поворино, перерезать железную дорогу, связывавшую Царицын с Москвой.
Командование Красной Армии, учитывая важность Царицынского района как стратегического плацдарма для объединения контрреволюционных сил Юга и Востока, предпринимало энергичные меры по количественному и качественному усилению войск данного стратегического направления. К лету 1918 года войска представляли собой разрозненные подразделения и части 3-й и 5-й Украинских армий, отошедших с боями с Украины и Донбасса (объединенных согласно приказу № 4 от 23 июня 1918 года в «группу Ворошилова»), и добровольческие отряды из местных жителей, желавших с оружием в руках защищать советскую власть.
В мае 1918 года военным руководителем Северокавказского окружного комиссариата по военным делам был назначен бывший царский генерал А. Е. Снесарев. Он прибыл в Царицын с задачей собрать на большом пространстве отряды и боевые группы и организовать противодействие наступавшей с юга армии генерала Краснова. По замыслу Снесарева войска Красной Армии, сдерживая наступление противника и заставляя его нести большие потери, должны были оформиться организационно, а затем, перейдя в решительное наступление, уничтожить противника.
М. Греков. Товарищи Сталин, Ворошилов и Щаденко в окопах под Царицыном
По плану обороны, который был отражен в приказе № 11 от 16 июля 1918 года по Северокавказскому военному округу, советские войска в районе Царицына были разделены на участки: Усть-Медведицкий (начальник Миронов), Царицынский (начальник Ворошилов), Гушунский (начальник Болоцкий). Войска, располагаясь на фронте 500 км, должны были оборонять населенные пункты, удобные рубежи, перекрывать основные дороги, обеспечивать безопасность и регулярность сообщений по железным дорогам Грязи – Царицын, Царицын – Тихорецкая.
Для отражения наступления противника предполагалось проведение контратак, наращивание силы сопротивления за счет маневра вдоль фронта, выдвижение резерва и вновь создаваемых частей из глубины. На подступах к Царицыну вдоль железнодорожной ветки Гумрак – Воропаново – Сарента были построены 2-3 линии окопов с проволочными заграждениями протяженностью около 40 км. Фланги советских войск прикрывались огнем кораблей Волжской военной флотилии.
Анализ плана боевых действий на царицынском направлении дает все основания сделать вывод, что он был разработан с учетом реальной военно-политической обстановки, соотношения сил противоборствующих сторон и поставленных главным командованием Красной Армии задач. Однако претворить в жизнь данный план не удалось, в чем видится одна из основных причин больших потерь Красной Армии.
Изменение плана связано с деятельностью И. В. Сталина и К. Е. Ворошилова, которые, не обладая достаточной военной подготовкой, стали бесцеремонно вмешиваться в оперативно-стратегическую область руководства округом, внося разлад и сумятицу в налаживаемое с трудом дело. Сталин, прибывший в Царицын с чрезвычайными полномочиями для заготовки хлеба, объявил план Снесарева вредительским, потому что он несет «печать оборончества». Вначале он арестовывает якобы за организацию заговора почти весь штаб округа, а затем самовольно смещает и арестовывает Снесарева.
Созданный в июле 1918 года реввоенсовет Северо-Кавказского военного округа в составе И. В. Сталина, К. Е. Ворошилова, С. К. Минина выдвинул свой план боевых действий. Он предусматривал нанесение противнику поражения путем активных наступательных действий на двух направлениях: на юге в направлении Великокняжеская – Тихорецкая (задача – войти в оперативно-боевую связь с красными войсками, действующими на Северном Кавказе), на западном направлении (задача – разгромить группировку Мамонтова и овладеть рубежом Нижнечирская – Калач – Кременская). Войска Усть-Медведицкого участка должны были сдерживать наступление сил генерала Пицхелаурова в направлении Балашов – Камышин.
Проводимая Сталиным, Ворошиловым и Мининым политика игнорирования решений Реввоенсовета Республики, отстранение ими П. П. Сытина от командования Южным фронтом сказывались на положении на фронте.
Ноябрьское наступление Красной Армии также не принесло успеха, оно было таким же кровопролитным. Причины этого видятся в том, что наступление проводилось на широком фронте, отсутствовало массирование сил и средств на направлениях главных ударов, а прибывшие на фронт свежие силы бросались в бой с хода, без надлежащей подготовки. Противник же действовал успешно, создав ударные группировки, используя превосходство в коннице, быстро перебрасывал их с одного направления на другое, наносил короткие, но сильные удары по нашим войскам.
Вновь ценой героических усилий пришлось сдерживать натиск врага. После очередной мобилизации и подхода резервов из центра по приказу командующего Южным фронтом П. А. Славена войска Красной Армии перешли в январе в наступление, подводя итог героической и во многом драматической обороне Царицына.
Габриэль Цобехия
12 сентября 2016 00:00
14490