Русская Императорская армия
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Русская Императорская армия / Перевооружение армии и реорганизация военного обучения
Перевооружение армии и реорганизация военного обучения
Крейсер I ранга «Дмитрий Донской»

Одним из важнейших вопросов военных преобразований являлось перевооружение армии. Развитие военной техники, обусловившее переход от гладкоствольного к нарезному вооружению, влекло за собой изменение всей боевой подготовки, требовало иных тактических принципов.

Перевооружение армии в первую очередь зависело от сталелитейного производства. В 1855 году Обухов разработал проект производства орудий из литой стали, и лишь в 1857 году в Златоусте началось строительство сталепушечного завода. 
К началу 60-х годов в России были созданы все условия для развития отечественного сталепушечного производства. В 1863 году началось строительство сталепушечных заводов в Санкт-Петербурге и Перми, начали отливать орудия в Петрозаводске и на Александровском заводе.
     
В 1866 году было утверждено вооружение для полевой артиллерии, по которому все батареи пешей и конной артиллерии должны иметь нарезные, заряжающиеся с казенной части орудия. 1/3 пеших батарей должна быть вооружена 9-фунтовыми пушками, а все остальные батареи пешей и конная артиллерия – 4-фунтовыми. Опыт франко-прусской войны 1870-1871 годов привел к необходимости увеличения количества батарей полевой артиллерии. В 1873 году было принято решение усилить состав артиллерийских бригад до 6 батарей (две вновь формируемых батареи вооружались 9-фунтовыми орудиями). В 1870 году профессором Маиевским была спроектирована 4-фунтовая утяжеленная пушка с начальной скоростью 1700 футов в сек. (против 1000 у обычной). Но на вооружение она принята не была в связи с отсутствием финансирования. По ее образцу на заводах Круппа для германской армии выпускалось аналогичное орудие. Таким образом, на протяжении 12 лет (с 1862 по 1874 год) количество батарей выросло с 138 до 300, а количество орудий – с 1104 до 2400.
       
Рождение русского винтового флота в годы Крымской войны было связано с развитием тесных отношений верфями и заводами Петербурга и Москвы с Морским министерством. В 1859 году Морское ведомство заключило контракт на изготовление двух двигателей мощностью по 800 л. с. для фрегатов «Дмитрий Донской» и «Александр Невский». Послевоенное сотрудничество военно-морского ведомства с частной промышленностью в 1860-е годы переросло в тесный союз, т.к. в этот период Морское министерство оказалось перед очередным переворотом в военно-морской технике – строительством броненосцев. 
   
Преобразования в области перевооружения ставили своей задачей обеспечить армию современным оружием и были рассчитаны на создание отечественной военной промышленности. Изобретения и открытия русских ученых и инженеров Обухова, Гадолина, Маиевского, Чернова, Лаврова, Горлова и др. в значительной степени способствовали реализации программы перевооружения. Однако экономическая отсталость страны, являлась непреодолимым препятствием в деле перевооружения. Эти трудности усугублялись преклонением Александра II и придворных перед всем иностранным в ущерб развития собственной промышленности. В силу этих обстоятельств к середине 70-х годов перевооружение армии далеко не было закончено. Многосистемность вооружения, отсутствие должного количества тяжелой и осадной артиллерии, а также дальнобойных орудий полевой артиллерии представляли серьезный недостаток, обнаружившийся во время войны 1877-1878 годов Неудачи в Крымской войне вызвали серьезную критику существующей системы боевой подготовки войск. Следовало изменить систему подготовки солдат: готовить их к действиям на местности, а не только к парадам на плацу, нужно было учить их грамоте, чтобы они исполняли службу более осмысленно. 

Константиновское артиллерийское училище

В 1858 году были сформированы учебные батальоны для подготовки учителей «искусной стрельбы», вошло в практику прикомандирование к артиллерийским частям офицеров и солдат пехоты для обучения их стрельбе из орудий. Обращено было внимание на физическую подготовку солдат, в этих целях в Петербурге и Москве в 1858 году создаются учебные фехтовально-гимнастические школы для подготовки инструкторов гимнастики и фехтования. Были приняты меры для распространения грамотности в войсках. 
       
Серьезным препятствием в деле боевой подготовки являлось недостаточное финансирование Военного министерства. Второй причиной, значительно влияющей на боевую подготовку, являлось отсутствие казарм (в них было размещено чуть больше четверти солдат, а остальные расквартировывались среди населения и собирались в свои части только во время летних лагерей). Реформы в области обучения войск являлись следствием развития новых тактических принципов, внедрения новых образцов вооружения и были направлены на обучение войск тому, что необходимо на войне. В 1863 году были упразднены кадетские корпуса, а на их месте было открыто три военных училища – Константиновское, Павловское и Александровское. Продолжительность обучения в них составляла два года, а количество юнкеров в каждом составляло 300 чел. Вследствие того, что военные училища не могли обеспечить потребности в офицерских кадрах, возник вопрос о создании юнкерских училищ. Таким образом, основной контингент офицеров должны были давать юнкерские училища, создаваемые при военных округах. Разработанная и внедренная Военным министерством система военного образования явилась значительным шагом вперед. Реорганизация военных академий способствовала лучшей подготовке офицерских кадров высшей категории, однако количество выпускников академий было ничтожно мало. Серьезным недостатком являлось отсутствие краткосрочных курсов переподготовки старших офицеров. Создание военных училищ значительно подняло уровень подготовки офицеров, однако из-за недостаточного количества выпускников не удовлетворялись потребности армии офицерами даже по штату мирного времени. Если для пехоты и кавалерии этот вопрос решался за счет юнкерских училищ, то для артиллерии и инженерных войск этот вопрос остался не решенным.


Габриэль Цобехия
19 июля 2017 09:32 1476
0
0