Русская Императорская армия
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / Русская Императорская армия / Военно-морской флот России в первой половине XlX века
Военно-морской флот России в первой половине XlX века
Адмирал Михаил Петрович Лазарев

Император Александр I осуществил ряд преобразований в системе государственного управления, создав взамен коллегий министерства. «Следуя великому духу преобразователя России – Петра Великого, оставившего нам следы своих мудрых намерений, по коим старались шествовать достойные его преемники, Мы заблагорассудили разделить государственные дела на разные части, сообразно естественной их связи между собой, и для благоуспешнейшего течения поручить оные ведению избранных нами министров, поставив им главные правила, коими они имеют руководствоваться в исполнении всего того, чего будет требовать от них должность и чего Мы ожидали от их верности, деятельности и усердия по благу общему». Министерство морских сил было учреждено в 1802 году. Коллегия адмиралтейства оставалась в прежнем виде, но подчинялась уже министру. 
   
Регулярный военно-морской флот в начале XIX века продолжал свое развитие. По численности боевых кораблей он прочно занимал третье место после Англии и Франции. Боевые корабли и их вооружение, в общем, соответствовали требованиям военного дела. В первой же половине XIX века вследствие технико-экономической отсталости страны Россия к началу Крымской войны имела очень мало паровых судов. Но по организации и боевой подготовке Черноморский флот благодаря деятельности адмиралов М. П. Лазарева и П. С. Нахимова, В. А. Корнилова и В. И. Истомина превосходил английский и французский флоты.
    
Паровые суда, колесные с открыто расположенными колесами и винтовые, имевшие гребной винт, приводились в движение паровой машиной мощностью до 800 – 1000 л.с. Винтовой корабль в штиль ходил при помощи пара, при ветре – под парусами или же при помощи пара и парусов. В отличие от колесного парохода винтовой мог располагать более сильной артиллерией. Все суда были деревянными, и только их подводная часть обшивалась медными листами.
    
Перед Крымской войной в Балтийском и Черноморском флотах и в Архангельской, Каспийской и Камчатской флотилиях насчитывалось более 90 тыс. человек. Балтийский флот имел 26 линейных кораблей, 9 фрегатов, 8 корветов и бригов, 9 параходо-фрегатов, 10 транспортов, 143 мелких судна, а Черноморский флот – 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 16 корветов и бригов, 6 параходо-фрегатов, 32 транспорта и 82 мелких корабля.
   
Накануне Крымской войны Россия не имела ни одного винтового корабля, хотя в 1851 – 1852 годах началось строительство двух винтовых фрегатов и переделка в винтовые трех парусных кораблей.
   
На вооружение кораблей стали поступать бомбические пушки, стрелявшие разрывными сферическими бомбами. Дальность их полета достигала 2 км.

Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин. Почтовая марка СССР

Уровень боевой подготовки на Черноморском флоте был выше, чем на Балтийском. На Балтийском флоте весь упор в обучении делался на внешнюю сторону, подготовку флота к ежегодным царским смотрам. На Черноморском флоте, командование которого обладало благодаря удаленности от Петербурга большей самостоятельностью, военных моряков обучали искусству воевать; в боевой подготовке черноморцы придерживались суворовско-ушаковских принципов.
   
Для тактики парусного флота оставалось характерным маневрирование с целью занятия наивыгоднейщего наветренного положения по отношению к противнику. Корабли для боя строились в две кильватерные колонны. Расстояние между строями противников определялось эффективностью артиллерийского огня, который являлся основным фактором тактики. Паровые суда ставились для боя на флангах между колоннами, на них возлагалась и отбуксировка вышедших из строя кораблей.
   
Большой вклад в строительство русского парусного флота, в разработку прогрессивных методов обучения моряков внесли после Спиридова и Ушакова русские адмиралы Сенявин, Лазарев, Корнилов и Нахимов.
   
Адмирал Дмитрий Николаевич Сенявин в своей деятельности стремился приумножить честь и славу русского флота. Он высоко ценил качества русского матроса и все свои усилия направлял на боевую подготовку и воспитание личного состава. Новым в тактике, разработанной Сенявиным, было разделение эскадры на две колонны и пять тактических групп. Одна колонна, предназначенная для действий на главном направлении, состояла из трех групп по два корабля в каждой, другая колонна, состоявшая из двух групп, также по два корабля в каждой, предназначалась для действий в зависимости от обстановки. Сенявин рассматривал ее в качестве резерва. Согласно инструкции эти корабли должны были усиливать атакующих и нападать на неприятельские корабли там, где более видна в этом необходимость. При ограниченных силах Сенявин осуществил, таким образом, идею создания тактического резерва и разработал наиболее целесообразный способ его применения в сражении. Характерным для флотоводческого искусства Сенявина было нанесение сосредоточенного удара, сближение на короткую дистанцию с противником и его преследование.
   
Передовые способы и формы ведения войны на море, обучение и воспитание личного состава были после Сенявина развиты Лазаревым. С именем Михаила Петровича Лазарева связано создание сильного Черноморского флота. При нем был заново создан корабельный состав – 16 линейных кораблей и более 150 различных судов. Он настаивал на строительстве паровых кораблей, но его усилиям противостояла отстаталость Российской империи, не позволявшая совершать переход от парусного флота к паровым кораблям.
  
Адмирал Лазарев продолжил развивать передовые военные традиции Петра I, Сенявина. Под лазаревской школой понималась передовая система воспитания и обучения, тактика морского наступательного боя. Эту школу прошли многие русские моряки. Воспитанные и обученные Лазаревым, черноморские моряки в Крымской войне продемонстрировали героизм, самоотверженность и высокое искусство ведения боя.

Габриэль Цобехия
06 марта 2017 00:00 1677
0
0