Русская Императорская армия
Праздник храбрых

Орден «Святого Великомученика Победоносца и Чудотворца Георгия» 

Ежегодно в день учреждения Ордена «Святого Великомученика Победоносца и Чудотворца Георгия» (26 ноября) во всей русской армии торжественно праздновался «георгиевский праздник», на который приглашались все находившиеся на действительной службе и отставке георгиевские кавалеры, как офицеры и солдаты. Во всех гарнизонах происходили парады, которыми командовали и которые принимали кавалеры это почетного и высшего ордена армии.

В Петербурге этот парад проводился перед Зимним Дворцом в присутствии Императора и отличался особой торжественностью. Заканчивался он обедом, которым Государь чествовал кавалеров ордена.

В этот день во всем Петербурге наблюдалось праздничное настроение. Толпы принаряженных людей прогуливались по Невскому и собирались вокруг Дворцовой площади, на которую со всех концов столицы и ее пригородов направлялись с развернутыми Знаменами и музыкой представители гвардейских полков, которые, как правило, представлялись лучшими ротами, батареями и эскадронами. При приближении рот со Знаменами, все головы обнажались и многие в толпе осеняли себя крестным знамением.

Парад перед Зимним дворцом

Построение прибывших подразделений заканчивалось к 9 часам утра. А в это время в Зимнем Дворце собирались самые почетные Георгиевские кавалеры со всей России, которых георгиевская дума каждый од предлагала для утверждения Государем тщательно проверенным списком.

Причем это были не одни и те же лица, за исключением может быть великих князей и кавалеров ордена нескольких степеней. Прибывшие гости собирались к 9 часам в Исторической галерее 1812 года. Всегда их собиралось ровно 200 человек. Старший из Георгиевских кавалеров строил прибывших по старшинству чинов. Первыми стояли генералы – участники Севастопольской обороны, левее герои русско-турецкой войны 1877-1878 годов, а за ними последней русско-японской.

В соседнем Георгиевском зале выстраивались Знаменные взвода гвардейских полков и приехавшие со всей России отставные нижние чины - кавалеры Знака отличия военного ордена.

На площади парадом командовал великий князь Николай Николаевич, георгиевский кавалер русско-турецкой войны, награжденный орденом 1-й степени, один из 25 лиц, награжденных высшей наградой за все время существования ордена.

Великий князь отличался огромным ростом (более 2-х метров) и был одет всегда в форму Павловского гвардейского полка, имея на голове историческую павловскую гренадерку, которая превращала его в гиганта.

Построение в Зимнем дворце

За 30 минут до 10 часов проходил высочайший выход в Зимнем дворце. Государь, сопровождаемый блестящей свитой и предшествуемый гофмаршалами и церемониймейстерами, выходил из Малахитовой гостиной и начинал обход Георгиевский кавалеров, подавая каждому руку и справляясь о здоровье ветеранов. После обхода все строились по два в ряд и под Преображенский марш двигались в Георгиевский зал. За Георгиевскими кавалерами шел Государь и когда все зашли, следовал к аналою. Выносили Георгиевские Знамена и штандарты. Начинался молебен.

По окроплении Знамен святой водой Знаменные группы перестраивались к прохождению. Государь отходил в сторону, выдвинув на первое место старейших и заслуженных кавалеров святого ордена.

После прохождения знаменные группы выходили их дворца и следовали каждая к своему полку, которые были выстроены для парада на Дворцовой площади.

В это время Государь обходил нижних чинов – георгиевских кавалеров и поздравлял их с праздником и благодарил за службу. Под командой старейшины вся группа почетных кавалеров следовала на трибуну, специально установленную на площади и размещались на ней, в ожидании начала прохождения представителей гвардейских полков. Царь скромно выходил из левого парадного входа Зимненго дворца, над которым нависал балкон из его кабинета, и становился на трибуне в стороне. Сегодня не он главный на торжестве.

После парада Государь предлагал генералам и офицерам явиться к 7 часам в Зимний Дворец на парадный обед, а нижние чины получали приглашение явится к часу дня в Народный Дом Императора Николая II.

В 1 час дня все приглашенные прибыли в Народный дои, парадный зал которого был заставлен длинными столами. На белоснежных скатертях стояли богатые закуски и индивидуальные тарелки, кружки и стаканы с изображением государственного Герба, Георгиевского креста и Вензеля императора. В зале собиралось до 2000 приглашенных Георгиевских кавалеров. Среди них были седобородые дворцовые гренадеры, в своих исторических кафтанах, медвежьих шапках, солдаты всех гвардейских и армейских полков, казаки всех казачьих войск со всей России и другие заслуженные воины – герои.

Ровно в час дня появлялся Государь, встречаемый громовым «Ура». Он подходил к одному из столов, поздравлял кавалеров и выпивал чарку за их здоровье.

Офицеры в залах Зимнего дворца

Затем император приглашал садиться за столы и отведать его хлеба-соли. Обед состоял из кулебяки, щей, отбивных котлет, множества пирожков и сладкого пирога. Гостей обносили водкой, сколько кто хотел. На столах стояли жбаны с квасом, бутылки с красным и белым вином, пивом и медом.

Царь в сопровождении великих князей обходил гостей, разговаривал с ними, спрашивал о службе и жизни и наконец, простившись, отбывал во дворец. Обед продолжался еще долго под руководством одного из великих князей.

По окончании обеда по старинной традиции каждый кавалер завязывал в чистую белоснежную салфетку свой именной прибор (тарелку, стакан и кружку), унося его домой на память о царском приглашении и обеду.

Толпа народа, встречая выходящих кавалеров, приветствовала их и всегда по традиции угощала папиросами. Закуривали даже, те, кто никогда не курил. На заказанных царем тройках и извозчиках за его счет Кавалеров развозили по императорским театрам, где самые знаменитые артисты бесплатно услаждали их своей игрой и пением. Извозчики ждали их под театрами и развозили по домам до квартиры. Так приказал и оплатил услугу Император всея Руси. В седьмом часу начался съезд приглашенных в Зимний дворец генералов и офицеров.

Подъезжающие офицеры подъезжали к подъездам Зимнего дворца со стороны Дворцовой площади и со стороны Невы. Кавалеры ордена старше офицеры и все кавалеры ордена Кавалергардского полка, дамы, мужчины имеющие придворные звания подъезжали к так называемому подъезду Ее Величества со стороны Дворцовой площади. Все прочие приглашенные и гости съезжались во дворец с Крещенского подъезда со стороны Невы, через который все обитатели выходили на Неву при праздновании Крещения Господня. 

Все проходили по лестнице украшенной мягким пушистым ковром. Приглашенных встречали придворные лакеи, в расшитых золотом красных фраках, которые время от времени лили из бутылок на раскаленные чугунные совки придворные духи, распространявших прекрасный присущий дворцу аромат. Все проходили на второй этаж мимо часовых великанов Измайловского полка, которые лихо отдавали честь.

Серебряный Георгиевский сервиз

Двухцветный круглый зал сиял в отражающимися в зеркалах, люстрами. Перед каждым прибором лежала карточка с фамилией приглашенного и художественно исполненным меню обеда.

Столы были сервированы серебряным Георгиевским сервизом, вазами и кубками. Перед Императором стоял громадный канделябр с вензелем императора и Георгиевским орденом и фигурой Георгия Победоносца, побеждающего дракона. Программа вечера включала музыкальную часть и исполнение военного марша»Гром победы раздавайся».

Листы меню и программы концерта украшены изображением святого Георгия Победоносца, слева – Георгиевский крест на банте из Георгиевской ленты, вензель Императора , Большой государственный орел и дата основания ордена святого Великомученика георгия Победоносца: «1769». В оформлении меню и программы музыкальной части использованы мотивы орнамента древнерусских рукописных книг. Указан год проведения обеда и число.

Обедъ

Супы: изъ черепахи
изъ куръ
Пирожки
Таймень с креветы
Телятина с гарниромъ
Стерлядъ
Заливное изъ жаворонка
Пуншъ
Жаркое: французские цыплята
Салатъ Соленье
Спаржа по голландски
Горячее сладкое
Георгиевское мороженное
Дессертъ

В семь часов входил Государь, занимал место за одним из столов, за которым уже находились пять старейших кавалеров прославленного ордена России. Государь поднимал бокал в честь кавалеров ордена а и провозглашал здравницу за Россию. Ему отвечали приглашенные и гости. Ветераны сидели и беседовали друг с другом, вспоминая свои победы и подвиги в походах и баталиях. Вопреки этикету, когда царь должен был покинуть банкет после десерта, государь порядком утомился в этот день, не снимая с утра гвардейского мундира Преображенского полка в котором он служил командиром батальона. Терпеливо сидел государь среди гостей, подходил к гостям других столов не обращая внимания на подходящих с нему с напоминаниями придворных.

И только когда сидевшие за его столом старики начали клевать носами, государь общим поклоном распростился с гостями, покинул зал и убыл в свои покои.

На следующий год Государь уклонился от привычного варианта проведения обеда и уже сидел за столом с молодыми Кавалерами. А произошло это благодаря забавному случаю.

Во время прошедшего ранее годом обеда один из стариков находящийся за столом Императора задремал. Внезапно проснувшись и вспомнив где он находится, взглянув на своего соседа и увидел, что рядом с ним сидит полковник не имея на мундире белого креста, насупив брови грозно спросил его:
- Скажите полковник, на каком основании вы здесь присутствуете?
Государь вежливо посмотрел на ветерана, улыбнулся и скромно ответил:
- Виноват, Ваше высокопревосходительство, но меня тоже пригласили.
- Ну, если пригласили, то можете оставаться, - милостиво разрешил старый ветеран и снова заснул.

Поэтому решено было за стол к Императору посадить более молодых кавалеров, а ветеранам поручили председательствовать за другими столами. Такие праздники проводились каждый год. Последний раз ветеранов император собрал в 1914 году.

Все участники этих приглашений до конца жизни помнили все подробности этих замечательных праздников, на которых русская армия и ее верховный вождь чествовали своих героев и заслуженных ветеранов.

Оказавшись в эмиграции за границей, оставшиеся в живых кавалеры ордена продолжали собираться вместе, только уже без своего Императора.

13 декабря 2013 10:47 1799
2
0