От Руси до Московии
Войско древней Руси
Так уж распорядилась история нашего Отечества, что, начиная с первых упоминаний в летописях о древнерусском государстве, военный аспект его развития выдвигался на первый план. Известный русский историк Сергей Михайлович Соловьев, например, с 1055 по 1462 гг. насчитал 245 известий о нашествиях на Русь и важнейших столкновениях. 200 из них приходятся на 1240–1462 гг., то есть на протяжении двух веков Русь воевала почти ежегодно. Защищая свою свободу и независимость, народам нашего Отечества много раз приходилось отражать иноземные нашествия. Отсюда понятна роль российской армии, которая могла различаться на том или ином временном отрезке, но при этом всегда оставалась особой и по-настоящему значимой.

Свои истоки военные традиции русской армии берут от восточных славян. У восточных  славян военными были все взрослые мужчины, функционировала система «народ–войско». Многочисленные войны, которые вели славяне в VI–VIII веках, способствовали повышению  влияния военных вождей. Вокруг таких вождей начинают группироваться люди, для которых война постепенно превращается в основной источник добычи средств существования, а военное дело – в профессию. Зарождаются военные дружины, которые становятся организационным ядром вооруженных сил. Но они были малочисленны, так как экономические возможности славянских племен не позволяли содержать многочисленное постоянное войско. Основную же массу воинов составляли ополченцы, созываемые на период военных действий. 

 Согласно летописи 982 году из многочисленного состава племен и народностей восточных славян, словен, родимичей, полян, северян, вятичей, полочан, уличей, кривичей, волынян, дулебов и древлян образовалось большое восточно-славянское государство Киевская Русь с центром в городе Киеве. Главной причиной возникновения этого союза явилась длительная и кровопролитная борьба отдельных феодальных племенных княжений с кочевыми племенами – хазарами, половцами, печенегами. Борьба это была изнурительной и не всегда успешной. Постоянные грабительские набеги кочевников заставляли феодальных князей все чаше задумываться об объединении в союз с целью организации более надежной защиты от врагов. Активное развитие внутренних торгово-экономических связей между племенами также способствовало ускорению процесса консолидации всех сил. 

Князь и дружина

Во главе древнерусского войска стоял князь. При князе всегда находилась дружина, которая использовалась им для решения как внешних, так и внутренних  задач. Само слово «дружина» происходит от слова «друг», а последнее, как считает историк С.М. Соловьев, от санскритского «дру» - иду, следую. Дружина есть товарищество, объединение людей, собравшихся следовать одной дорогой. У князя с дружиной формировалась духовная близость. Дружина делилась на старшую и младшую. Войско Киевской Руси состояло из двух родов войск – пехоты и конницы при решающей роли пешего войска. В период феодальной раздробленности на первое место выдвигается конница. Но, тем не менее, русская пехота, состоявшая в основном из сельского и городского ополчения не была, как в странах Западной Европы, второстепенным родом войск. Она не раз решала исход сражений. Речной и морской флоты еще не являлись самостоятельным родом войск, хотя и принимали участие во всех дальних походах. До XV века вооружение воинов составляли копья (метательного и ударного действия), мечи, лук со стрелами, ножи, боевые топоры. Однако следует подчеркнуть, что в русской армии лук и стрелы никогда не приобретали решающей роли. Русские воины исход боя всегда стремились решить в рукопашной схватке. Мечи были тяжелые. При раскопках под Черниговом был найден меч длиной 126 см, у которого одна только рукоять весила 950 г. Нужна была подлинно богатырская сила, чтобы сражаться таким мечом. С Х века все большее распространение получает сабля. В ХI веке появляется лук-самострел - арбалет. Войска были обеспечены различной осадной и метательной техникой. Применялись пращи и пороки (метательные машины на Руси в X-XVI вв.). В качестве снарядов для метательных машин применялись каменные ядра или зажигательные снаряды, так называемый «живой огонь», представляющие собою сосуды, наполненные горючей жидкостью. Их забрасывали в расположение противника, главным образом в укрепленные города. Из технических средств управления были зрительные и звуковые. Старейшим средством управления был стяг – знамя. Ставить стяг означало построение боевого порядка. Из звуковых широко применялись барабаны, духовые инструменты.

Защитное снаряжение состояло из щита, шлема, кольчуги. Знатные воины имели щиты с металлической основой и металлическими пластинами в центре. Русь почти не знала тяжелых лет и панцирей, применяемых западноевропейскими рыцарями. Таковы были основные отличительные черты боевого состава, организации и вооружения русского войска в рассматриваемый период. 

Военный священник

Необходимо уделить внимание и морально-психологической подготовке войск в Киевской Руси. Здесь основную роль играли служители культа – волхвы, колдуны, кудесники, входившие в дружинную верхушку и обеспечивавшие милость языческих богов - идолов. Они обеспечивали обряды жертвоприношений, молитв, ритуальных действий, «обращались к языческим богам за содействием военным успехам войска». 

Служители культа также обеспечивали обряд «погребения» дружинников, цель ритуалов которых состояла в том, чтобы отогнать смерть от живых, продемонстрировать свою жизнеспособность. Волхвы, колдуны, кудесники обладали даром психологического воздействия на воинов, что было особенно важным в канун военных действий. В случае успеха считалось, что победили языческие боги, и прежде всего громовержец Перун, поскольку он почитался богом дружины. Первенство полянского бога Перуна – повелителя грома, кумира войн и побед отражало значение военного дела для судеб страны и народа, обороны родной земли, обильных даней, которыми облагались некоренные племена и народы. Несомненно, что князь и дружина были заинтересованы в служителях культа, одаривали их долей военных трофеев, дани, других доходов. Однако язычество как хаотичная совокупность различных верований обрядов, объектов религиозного почитания все-таки скорее разъединяло, чем объединяло племена и народы. И это поняли на Руси. Первую попытку ввести единую религию – христианство предприняла княгиня Ольга, совершившая христианский обряд крещения и попытавшаяся через христианство приобщить Древнюю Русь к культуре европейских государств и идеологически подчинить дружину себе. Однако надежды Ольги не сбылись. Даже сын отказался последовать примеру матери. Завет Ольги воплотил в жизнь ее внук, князь Владимир  Святославич. В 988 году христианство было провозглашено Владимиром государственной религией на Руси. Повсеместно проводился обряд крещения, которым совместно с греческими священниками в качестве орудия принуждения участвовала великокняжеская дружина.

Священник с крестом стал сопутствовать дружине в ее походах и ратных делах. Духовники проповедовали не только новую религию, но и подчинение во имя этой религии княжеской власти. 

Габриель Цобехия
11 декабря 2014 00:00 11440
0
0