От Руси до Московии
Главная / Служу Отечеству! / Военная история / От Руси до Московии / Развенчание мифа о воинской мощи 
Развенчание мифа о воинской мощи 
Богдан Хмельницкий

К концу лета 1648 года польский магнат Вишневецкий собрал значительные силы и направил их на подавление восстания Богдана Хмельницкого. Войсками Речи Посполитой руководили шляхтичи Д. Заславский, А. Конецпольский и Н. Остророг. Выйдя к реке Пилявке, Вишневецкий со своим отрядом центурионов расположился в отдельном лагере. 
   
Навстречу польскому войску выступили полки Б. Хмельницкого, присоединяя к себе многочисленные крестьянские отряды. Казацко-крестьянское войско расположилось у местечка Пилявцы, также на берегу реки Пилявка.
   
Хмельницкий призвал на помощь татар. Чтобы выиграть время, он начал переговоры с Заславским, предлагая мирным путем уладить все спорные вопросы. Следствием мудрой политики Хмельницкого был полный разрыв Вишневецкого с Заславским. Польский лагерь Заславского от казацко-крестьянского войска отделяла болотистая, очень топкая долина маленькой речки Пилявки. Противоположные берега долины соединяла плотина, для удержания которой в своих руках Хмельницкий выслал вперед отряд казаков, укрепившихся окопами на подступах к этой плотине. В тыл расположения польского войска, как и в битве под Корсунем, был выслан отряд М. Кривоноса.
     
Пешие и конные казаки с пищалями 11 сентября 1648 года рассыпались по берегам Пилявки, как только заметили движение на стороне противника. Три отряда польской шляхты двинулись к реке. Один из них нашел брод выше плотины и завязал здесь перестрелку с казаками, не допустивших форсирования реки. Второй отряд потеснил казаков, оборонявших подступы к плотине. Третий отряд форсировал реку ниже плотины. Шляхтичи требовали общей атаки Пилявецкого замка, где находился Хмельницкий. Но с наступлением темноты бой утих. 12 сентября казаки вновь овладели бродом, по которому накануне польский отряд форсировал реку, и укрепили подступы к нему валом.
   
Вечером шляхтичи услышали шум в казацком лагере, где били в бубны, стреляли из пищалей и пушек, кричали «алла!». Захваченный ночью пленный показал, что к Хмельницкому пришла на помощь татарская  конница в 40 тысяч человек. Это сообщение произвело на шляхтичей деморализующее  действие. На самом деле прибыло всего около 3 тыс. крымцев. 13 сентября утром, в густом тумане, двинулся к реке отряд татар, а по плотине перешли казаки и атаковали противника в окопах. Завязался бой, единое руководство которым было утрачено. Отряд казаков начал заранее оговоренное, притворное отступление по плотине. За ним немедленно устремились шляхтичи, полагая, что преследуют разбитого противника. В момент переправы поляков казаки ударили по ним с флангов и тыла. Началась паника, быстро распространявшаяся по всему войску. Панику усилили действия отряда М. Кривоноса, активно тревожившего поляков с тыла. Ночью все польское войско из двух лагерей бежало, побросав обоз, оружие, артиллерию. 

Въезд Богдана Хмельницкого в Киев. 
Картина Николая Ивасюка, конец XIX века

Польское войско перестало существовать как организованная сила, а казакам достались бесчисленные ценности. По словам очевидцев, причинами поражения стали «роскошь, амбиция, раздоры и зависть». И когда стало ясно, что сражение проиграно, большая часть военачальников думала не о том, как организовать отступление, а о том, как вывезти свое личное имущество, тем самым окончательно деморализуя войско. Слабая спаянность польских отрядов, не желавших помогать друг другу, усугублялась несогласованностью действий командиров, и не думавших выступать единым фронтом. Зависть и амбиции посредственных военачальников не позволили стать командующим авторитетному Иеремии Вишневецкому – вместо него войском руководила толпа комиссаров, каждый из которых принимал свои собственные решения.
     
Утром 14 сентября 1648 года казаки заняли лагерь противника, и Хмельницкий немедленно организовал преследование. Много шляхтичей погибло на реке Случь, где под тяжестью беглецов обломился мост. В результате разгрома поляков восставшие захватили 92 пушки и огромный обоз. Был открыт путь для наступления на запад, на Львов. Кроме того, битва имела большое психологическое значение, так как с поля боя бежало коронное войско Речи Посполитой. Необходимо также подчеркнуть, что впереди всех бежало руководство армии –  Заславский, Остророг, Конецпольский, Вишневецкий и другие. Хмельницкий и татары поначалу решили, что быстрое отступление –  часть хитрого вражеского плана, а потому не организовали преследования. Лишь со временем союзники убедились, что такого плана не существует, и им невероятно, сказочно повезло.
     
Потери польского войска были сравнительно невелики для такого разгрома – погибла почти вся пехота (до 8 000 человек) и неизвестное (видимо, небольшое) количество конницы. Потери казаков были и вовсе ничтожны. Повстанцы захватили до восьмидесяти пушек, десятки тысяч единиц огнестрельного оружия, а также польские клейноды всех уровней.
     
Битва под Пилявцами была одной из крупнейших битв позднего Средневековья, а возможно, и Нового времени, ведь именно 1648 годом, кануном английской революции, заключением Вестфальского мира (24 октября 1648 года), многие историки предлагают закрывать эпоху Средних веков. Дата эта, бесспорно, условна, ибо немало пережитков Средневековья, эпохи прекрасной и жестокой, трагичной и героической, несмотря на название, дожило и до наших дней, протиснулось в них вместе со словами о всеобщем благе и неустанной заботой власть придержащих о себе.
     
Пилявецкая битва стала для Хмельницкого триумфом, звёздным часом, сравнимым с наполеоновской победой под Аустерлицем. Миф о воинской мощи Речи Посполитой был окончательно развеян, и теперь поляков в казацком стане не боялся никто.

Габриэль Цобехия
13 марта 2017 00:00 1511
0
0