Герои Великой Отечественной Войны
Аказёнок Борис Иванович

Борис Иванович Аказёнок родился 5 (18) июля 1913 года в деревне Большая Будница Велижского уезда Витебской губернии (ныне Невельский район Псковской области) в крестьянской семье. Окончил 4 класса школы. С 1932 года работал накатчиком резины и бригадиром на шинном заводе «Красный треугольник» в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург), в 1934-1935 годах – прессовщиком в артели «Политехник».

В ВМФ служил с 1935 года. Служил на Балтийском флоте матросом учебного судна «Свирь». В 1938 году был демобилизован.

Работал токарем по металлу на Кировском заводе. Окончил учебный комбинат Балтийского морского пароходства. С 1939 года работал матросом на кораблях торгового флота Балтийского морского пароходства.

Великая Отечественная война

В период Великой отечественной войны с 1941 года Б.И. Аказёнок – рулевой лесовоза «Старый большевик» (по боевому расписанию наводчик зенитного орудия), переоборудованного под грузовой теплоход. 28 мая 1942 года теплоход, гружённый военной техникой, боеприпасами, бензином и продовольствием, следовал в составе союзного конвоя «PQ-16» из Рейкьявика (Исландия) в Мурманск. В пути караван судов был атакован вражескими самолётами и подводными лодками. Трижды, благодаря умелому маневрированию рулевого, теплоход избежал торпедирования. Когда от взрыва вражеской бомбы на судне возник пожар, Б.И. Аказёнок одним из первых бросился в помещение трюма, где находились взрыватели для авиабомб. Вместе с другими моряками перенёс груз в менее опасное место. Во время очередной атаки немецких самолётов огнём из кормового зенитного орудия Б.И. Аказёнок сбил торпедоносец противника.

Лесовоз «Старый большевик»

Считая положение горящего судна безнадёжным, английское командование эскорта предложило экипажу покинуть его, но ни один из моряков не оставил корабль. Конвой ушёл, оставив горящий лесовоз. 8 часов шла упорнейшая борьба с огнём. Экипаж спас свой теплоход от огня, устранил повреждения и вовремя прибыл в Мурманск, доставив необходимые фронту военные грузы. В Кольском заливе израненный теплоход был встречен салютом боевых кораблей.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 июня 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства по доставке из-за границы военного снаряжения и проявленные отвагу и геройство при отражении нападения противника в море матросу 1-го класса Б.И. Аказёнку было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

С 1943 года Б.И. Аказёнок – рулевой на судах Дальневосточного морского пароходства. До конца войны доставлял военные грузы на Дальний Восток из США по Тихому океану.

Послевоенный период

В 1946-1947 годах плавал 4-м помощником капитана на теплоходе «Маршал Говоров». В 1948 году окончил штурманские курсы. Работал 3-м и 2-м помощником капитана и штурманом на судах Балтийского морского пароходства (на пароходе «Куйбышев», теплоходах «Комсомолец Латвии», «Комсомолец Эстонии», «Великие Луки», «Борис Жемчужин», «Долинск», «Двиналес», «Репино», «Ангарсклес», «Восток-4» и «Моржовец»), капитаном лихтера «Алапаевск».

После выхода на пенсию в январе 1987 года Б.И. Аказёнок продолжал трудиться на ремонтирующихся судах на Канонерском судоремонтном заводе, на немагнитной шхуне «Заря» Академии наук СССР (до 1992 года).

Жил в  Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Умер 23 марта 1996 года. Похоронен на Красненьком кладбище в Санкт-Петербурге.

Награды:

- медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (28.06.1942),
- орден Ленина (28.06.1942),
- орден Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985),
- другие медали.      

01 июня 2015 13:53 1398
0
0