Иван Васильевич Фёдоров родился 21 сентября 1920 года в
деревне Дубье (ныне - Кимрский район Тверской области) в крестьянской семье. Окончил
7 классов и аэроклуб. Учился в Московском физкультурном техникуме. Работал
учителем в школе.
В РККА служил с 1940 года. В 1941 году окончил 1-ю Качинскую
Краснознаменную военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. Служил
на Дальнем Востоке в 307-м ИАП. Летал на «И-153», потом – на «И-16». После
многочисленных рапортов об отправке на фронт и инцидента с утерей
комсомольского билета переведён в декабре 1942 году в 812-й ИАП. Закончив
переучивание на аэродроме Багай-Барановка (Саратовская область) на истребителе
«Як-1», в составе полка в середине апреля 1943 года вылетел на фронт.
Великая Отечественная
война
20 апреля 1943 года старший сержант И.В. Фёдоров открыл
боевой счёт, сбив над «Малой землей» самолёт «Bf-109».
26 апреля 1943 года И.В. Фёдоров получил тяжёлое осколочное
ранение глаза во время атаки его «Як-1» вражеским «Bf-109». Двигатель
остановился, несколько снарядов разорвались в кабине, разбив приборную доску и
ранив лётчика. Практически ничего не видя от осколка, попавшего в глаз, и теряя
высоту, лётчик с залитым кровью лицом стал снижаться. Вскоре «Як-1», не
выпуская шасси, сел в плавни в районе станицы Славянская. Вечером, подобранный
на «У-2», И.В. Фёдоров был уже в госпитале. Убедившись, что врачам удалось
сохранить глаз, сбежал из госпиталя в полк.
10 мая 1943 года И.В. Фёдоров вылетел на истребителе «Як-1Б»
в составе шестёрки в район станицы Абинской Краснодарского края. Выручая
товарищей, вступил в бой сразу с шестью истребителями «Bf-109». Ему удалось
зайти в хвост одному «мессершмитту» и длинной очередью подбить его. Затем сбил
второго. Но в это время его атаковал третий вражеский истребитель. И.В. Фёдоров
уклонился от атаки и оказался у самого хвоста ещё одного «мессершмитта». Он
нажал на гашетки, но патроны быстро кончились. В это время его снова атаковал противник,
и опять он мастерски уклонился от атаки. Но противник продолжал атаковать. Один
«мессершмитт» сменял другого. Вскоре фашисты поняли, что И.В. Фёдорову нечем
стрелять, и стали действовать активнее. Вскоре самолёт И.В. Фёдорова загорелся,
а сам он был ранен. Тогда он направил свой истребитель наперерез паре, которая
находилась в вираже. Один из фашистов попытался отвернуть, переводя самолёт из
левого виража в правый. На какой-то момент «Bf-109» замер на месте. Этим
воспользовался И.В. Фёдоров. Левым крылом своего истребителя он нанёс удар по
кабине «мессершмитта». Оба самолёта начали падать. В момент удара И.В. Фёдоров,
оборвав ремни и пробив закрытый фонарь, был выброшен из кабины и приземлился на
парашюте в расположении медсанбата. За свой подвиг он был награждён орденом
Отечественной войны 2-й степени.
А.М. Машенкин, Е.Е. Анкудинов, А.Т. Тищенко и И.В. Фёдоров у истребителя
Всего на Кубани И.В. Фёдоров уничтожил 6 вражеских самолётов
(4 «Bf-109», «Ju-87» и «Fw-189»), за что был награждён орденом Красного
Знамени.
Осенью 1943 года воевал на «Як-9Т» в небе Украины. Летал на «свободную
охоту», сбил ещё 8 самолётов врага. Позже выполнял разведывательные полеты на
«Як-9Д», «Як-9Р» (иногда по 2-3 в день).
В 1944 году принимал участие в освобождении Крыма, затем
воевал в небе Белоруссии. К августу 1944 года совершил 285 боевых вылетов, в
62-х воздушных боях сбил лично 24 самолёта противника и 9 самолетов уничтожил
на аэродромах.
16 августа 1944 года в ходе разведывательного полёта на
территории Литвы, в районе аэродрома Немокшты, после повреждения самолёта
ведомого, оказался один против 12-ти «Fw-190». Прикрыв отход ведомого, И.В. Фёдоров увёл самолёты противника
за собой. Противник пытался посадить «Як-9Р», но, подбив один «фокке-вульф», И.В.
Фёдоров сумел вырваться и вернулся невредимым на свой аэродром.
В ходе Белорусской операции принимал участие в войсковых
испытаниях модификации самолёта «Як-9» с крупнокалиберной авиационной пушкой «НС-45»
(«Як-9К»).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944
года командир эскадрильи 812-го истребительного авиационного полка 265-й
истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса
1-й воздушной армии старший лейтенант И.В. Фёдоров был удостоен звания Героя
Советского Союза с вручением медали «Золотая Звезда».
В конце войны капитан И.В. Фёдоров воевал уже на истребителе
«Як-3». Освобождал Польшу, участвовал в Берлинской наступательной операции.
Последнюю свою победу одержал в ночь на 21 апреля 1945 года, сбив «Fw-190D» над
переправой через Одер.
Всего за время войны совершил 416 боевых вылетов (из них 180
– на разведку и 84 – на штурмовку), в 106 воздушных боях сбил лично 36 (1
тараном) и в группе 1 самолёт противника, ещё 9 самолётов уничтожил на
аэродромах.
Участвовал в операциях и битвах:
- Воздушное сражение на Кубани,
- Донбасская операция,
- Мелитопольская операция,
- Никопольско-Криворожская наступательная операция,
- Крымская операция,
- Белорусская операция «Багратион»,
- Вильнюсская фронтовая наступательная операция,
- Каунасская наступательная операция,
- Висло-Одерская операция,
- Варшавско-Познанская наступательная операция,
- Восточно-Померанская операция,
- Берлинская наступательная операция.
Послевоенный период
После войны И.В. Фёдоров служил в войсках ПВО. В 1952 году
окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию.
С 1978 года генерал-майор авиации И.В. Фёдоров — в запасе.
Жил в городе Черкассы. Возглавлял Черкасский обком ДОСААФ. С 1994 года проживал
в городе Санкт-Петербурге. Умер 26 июля 2000 года в Черкассах. Похоронен на
кладбище №3 в городе Черкассы (Украина).
Награды:
- медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза,
- орден Ленина,
- 5 орденов Красного Знамени,
- орден Александра Невского,
- 2 ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степеней,
- 2 ордена Красной Звезды,
- орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени,
- другие медали,
- Звание «Почётный гражданин Мелитополя» (1993).