Павел Тимофеевич Тарасов родился в 1914 году в посёлке
Игрень (ныне – в черте города Днепропетровска) в семье рабочего. Окончил 7
классов, учился в железнодорожном техникуме города Днепропетровска. В РККА
служил с 1934 года.
Военная служба
В 1936 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную
школу пилотов. Был направлен для дальнейшего прохождения службы в
истребительную авиацию в 106-ю истребительную эскадрилью (28 апреля 1938 года
приказом командующего ВВС РККА переименована в 15-й истребительный авиационный
полк имени Ф.Э. Дзержинского). Принимал участие в Польском походе РККА осенью
1939 года в составе полка. С 28 февраля 1940 года участвовал в Советско-финской
войне.
Член ВКП(б) с 1940 года. Прошёл все ступени от младшего
лётчика до командира звена. Освоил самолёты «И-153», «И-15 бис», «МиГ-3».
Великая Отечественная
война
П.Т. Тарасов участвовал в боях Великой Отечественной войны с
22 июня 1941 года. Занимал должность заместителя командира авиационной
эскадрильи в звании старшего лейтенанта. Первый свой воздушный бой провёл на
глазах у всех лётчиков и техников полка 22 июня 1941 года над аэродромом, сбив
«Xs-126» («Хш-126»). Воевал на Северном, Ленинградском, Брянском, Воронежском,
Сталинградском, Северо-Кавказском и Южном фронтах.
Во время боёв П.Т. Тарасов применял новые приёмы и методы.
Так, воюя на истребителе «МиГ-3» первым из лётчиков решил подвешивать на
самолёт-истребитель бомбы весом в 50 кг для бомбометания по войскам противника,
первым на Северном фронте 01 июля 1941 года применил радиосвязь, с помощью
которой был наведен с командного пункта на разведчик «Хе-111» и сбил его.
5 июля 1941 года заместитель командира эскадрильи 15-го
истребительного авиационного полка 8-й смешанной авиационной дивизии старший
лейтенант П.Т. Тарасов, будучи ведущим группы из 4-х «МиГ-3», выполняя задание
по бомбометанию мотопехоты в районе города Остров Псковской области, успешно
выполнил штурмовку вражеских войск. После выполнения задания группа П.Т.
Тарасова была внезапно атакована группой «Ме-109» в составе 12 самолётов. П.Т.
Тарасов вступил в воздушный бой с превосходящими силами противника. Самолёт
П.Т. Тарасова был атакован 7-ю «Ме-109». В завязавшемся воздушном бою П.Т.
Тарасов был ранен в обе руки и ногу, но бой продолжил. Поразил 2 самолёта
«Ме-109», расстреляв весь боезапас и ударом крыла повредив хвостовое оперение
третьего самолёта врага. Так П.Т. Тарасов совершил свой первый воздушный таран,
сбив при этом в одном воздушном бою третий самолёт. Сам после тарана выпрыгнул
из падающей машины. Приземлился на парашюте в расположении своих войск.
Воздушный бой истребителя наблюдали тысячи бойцов. Тяжелораненого П.Т. Тарасова
подобрали танкисты, устроив ему бурное чествование. Командир танкового корпуса
лично отвёз раненого лётчика в госпиталь на своем броневике.
Генерал-майор Е.Я. Савицкий (справа) поздравляет капитана
П.Т. Тарасова, принудившего к посадке «мессершмитт»
(«Bf-109»), 28 мая 1943 года
После воздушного тарана П.Т. Тарасов проходил лечение в госпиталях. Вернулся в полк после ранения. 15-й истребительный авиационный полк к тому времени после напряжённых воздушных боев первых дней войны, потеряв много самолётов и личного состава, 12 июля 1941 года был выведен в тыл в Рязань на переформирование. С 15 августа 1941 года полк приступил к ведению боевых действий на Ленинградском фронте. После выздоровления прибыл в свой полк и за короткий период времени выполнил 120 боевых вылетов.
Приказом вышестоящего
начальника П.Т. Тарасов исполнял обязанности командира полка, лично водил
группы в бой. 8 сентября 1941 года в одном из боёв получил ранение в грудь, но
продолжал вести воздушный бой раненым. После приземления был отправлен в
тыловой госпиталь.
В конце декабря 1941 года П.Т. Тарасов вместе с другими
лётчиками в составе полка был отправлен в тыл на переформирование и
переучивание на новый тип самолётов — «Ла-5» и «ЛаГГ-3».
После переучивания полк в составе двух эскадрилий (21
самолёт «ЛаГГ-3») прибыл на Брянский фронт и влился в состав 226-й
истребительной авиационной дивизии, где принимал участие в боевых действиях с 9
июня по 25 августа 1942 года. 28 июня 1942 года в связи с гибелью в воздушном
бою командира 15-го истребительного авиационного полка Героя Советского Союза
В.Н. Калачёва капитан П.Т. Тарасов был назначен исполняющим обязанности
командира полка.
По состоянию на 15 июля 1942 года П.Т. Тарасов произвёл
штурмовок по аэродромам и наземным войскам противника — 34, вылетов на перехват
самолётов противника — 30, на сопровождение своих бомбардировщиков — 20, на
патрулирование и прикрытие своих войск — 58, на разведку в тылу противника — 4.
Провёл 26 воздушных боев, уничтожил самолётов противника лично — 10 и в группе
— 1. Уже с 4 сентября 1942 года П.Т. Тарасов в составе 15-го истребительного
авиационного полка принимал участие в боях на Сталинградском фронте в составе
287-й истребительной авиационной дивизии на самолётах «ЛаГГ-3» и «Ла-5». 8
сентября 1942 года в воздушном бою с превосходящим противником сбил один «Ме-109».
Расстреляв весь боезапас на глазах представителя Ставки ВГК, командования армии
и наших войск, своего полка таранил «Хе-111». Приземлился на своем самолёте.
Всего на Сталинградском фронте за период с 2 сентября 1942
года по 26 декабря 1942 года произвёл 27 боевых вылетов, сбил 3 самолёта
противника.
Через 20 дней после начала боевых действия на Сталинградском
фронте полк остался без самолётов и практически без лётчиков. Получив
пополнение 15 октября 1942 года, полк перебазировался в район железнодорожной
станции Сайхин. Здесь молодые лётчики выполняли тренировочные полёты, а полк
выполнял задачу по охране железной дороги, имевшей стратегическое значение. В
период с 24 октября по 26 декабря 1942 года полк под руководством П.Т. Тарасова
действовал на Сталинградском фронте в составе 226-й штурмовой авиационной
дивизии, осуществлял прикрытие штурмовиков. В начале ноября полк лишился
значительного количества самолётов. И снова командир полка капитан П.Т. Тарасов с
группой из 10-ти лётчиков убыл за самолётами. К активным действиям полк
приступил с 19 ноября 1942 года.
С 4 сентября по 26 декабря 1942 года лётчики 15-го
истребительного авиационного полка одержали 26 побед, большую часть из них — на
«Ла-5».
26 декабря 1942 года капитан П.Т. Тарасов был переведён в
812-й истребительный авиационный полк на должность помощника командира по
воздушно-стрелковой службе. К этому времени он совершил 146 боевых вылетов, в
воздушных боях сбил лично 10 и в группе 1 самолёт противника.
В составе 812-го истребительного авиационного полка принял
участие в боях за Кубань с 20 апреля 1943 года. Воевал против асов эскадры
УДЕТ. Сбил 5 самолётов противника и один принудил к посадке на свой аэродром.
Лётчик 52-й эскадры был пленён, а повреждённый самолёт «Ме-109Ф» был
восстановлен и позднее экспонировался в Москве на выставке трофейного оружия.
За этот подвиг П.Т. Тарасов был награждён Орденом Отечественной войны I степени.
В июне 1943 года полк бы выведен на переформирование в тыл,
получив новые самолёты «Як-1» и «Як-9Т». К боевым действиям вернулся уже к
началу сентября 1943 года в Крыму и на Южной Украине. По состоянию на 17
декабря 1943 года П.Т. Тарасов выполнил боевых вылетов — 235, провёл воздушных
боев — 81, штурмовок по наземным целям — 48, сбил самолётов противника — 24,
выполнил воздушных таранов — 2.
За сбитые лично 24 самолёта противника и за боевые заслуги
перед родиной и проявленные при этом героизм, храбрость и мужество 13 апреля
1944 года П.Т. Тарасову было присвоено звание Героя Советского Союза с
вручением медали «Золотая Звезда».
В начале апреля 1944 года П.Т. Тарасов переведён на
должность временно исполняющего обязанности командира 274-го истребительного
авиационного полка 278-й истребительной авиационной дивизии (3-й истребительный
авиационный корпус, 1-я воздушная армия, 3-й Белорусский фронт). Полк был
выведен в район Курска на пополнение авиационной техникой и лётным составом. С
приходом назначенного на должность командира полка 24 мая 1944 года П.Т.
Тарасов переведён на должность инспектора по технике пилотирования 265-й
истребительной авиационной дивизии 3-го истребительного авиационного корпуса.
К
22 июня 1944 года дивизия П.Т. Тарасова перебазировалась в составе 3-го
истребительного авиационного корпуса 1-й Воздушной армии в Белоруссию, а с 23
июня 1944 года приступила к освобождению Белоруссии. В конце июля 1944 года полки
дивизии базировались в Прибалтике.
29 июля 1944 года во время облёта после ремонта самолёта «Як-1Б»
при выполнении фигуры высшего пилотажа вследствие возникшей перегрузки у
самолёта отвалилось крыло ввиду конструктивно-производственного недостатка. В
сложной ситуации и при малом запасе высоты лётчик майор П.Т. Тарасов выпрыгнул
из кабины, но зацепился стропами парашюта за киль самолёта вследствие вращения
самолёта, в результате чего погиб. Похоронен в местечке Вяпряй Укмергского
района Литвы.
Награды:
- медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (№ 1313,
13.04.1944),
- орден Ленина (26.11.1941),
- орден Красного Знамени (14.08.1942 г.),
- орден Красного Знамени (28.12.1943),
- орден Отечественной войны 1-й степени (30.05.1943),
- другие медали.