Герои Великой Отечественной Войны
Покрышев Пётр Афанасьевич 

Пётр Афанасьевич Покрышев родился в селе Голая Пристань (ныне - город) Голопристанского района Херсонской области Украины, в крестьянской семье. Член КПСС с 1941 года. Окончил школу ФЗУ. Учился в планерном кружке, в 1931 году окончил курсы Харьковского аэроклуба Осоавиахим.

В РККА с 1934 года. Окончил Одесскую военную школу пилотов в 1935 году.

Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Сбил два самолёта противника — один из них в первом же бою, 18 декабря 1939 года; в том же бою был сбит сам, но сумел посадить самолёт.

Великая Отечественная война

На фронтах Великой Отечественной войны сражался с июня 1941 года. Первый свой самолёт на этой войне сбил 29 июня 1941 года. Командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (8-я воздушная армия, Ленинградский фронт) капитан П.А. Покрышев к июлю 1942 года совершил 211 боевых вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 11 и в группе – 7 самолётов противника. Летал на разных типах самолётов «И-16», «Curtiss P-40» («Tomahawk»), «Curtiss P-40E» («Kittihawk»), «Ла-5», «Як-9».

1 июля 1941 года он атаковал врага, уже не имея боеприпасов, в результате чего «мессер» противника разбился.

Лето и осень 1941 года были тяжёлым временем для советских ВВС. Под командованием майора Й. Траутлофта эскадра JG 54 «Grünherz» – одна из лучших в люфтваффе, вела тяжелейшие бои над Ленинградом. Но одно из советских истребительных подразделений – 39-я авиационная дивизия – успешно действовало даже против таких опытнейших немецких лётчиков. В течение августа 1941 года 39-я ИАД претендовала на половину из 213 сбитых немецких самолётов в этом районе. П.А. Покрышев содействовал этому четырьмя личными победами. За успехи в течение первых, самых трудных месяцев войны, его назначили комэском 154-го ИАП (командир – майор А.А. Матвеев), одним из первых получивший по ленд-лизу американские истребители «P-40» («Tomahawk»).

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943 года, за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, капитану П.А. Покрышеву было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Второй медалью «Золотая Звезда» командир 159-го истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) майор П.А. Покрышев был награждён 24 августа 1943 года за 282 боевых вылета, участие в 50 воздушных боях и 22 сбитых лично и 7 в группе вражеских самолётов.

Авиаконструктор А.С. Яковлев беседует с Героем Советского Союза П.А. Покрышевым у истребителя «Як-9»

7 декабря 1941 года 5 самолётов «P-40» («Tomahawk») под командованием П.А. Покрышева, вылетев на сопровождение группы транспортных самолётов, были атакованы 9-ю истребителями «Ме-109F». В ходе этого боя П.А. Покрышеву удалось сбить 1 самолёт. Пилот немецкого истребителя (командир I-й Группы JG 54, хауптман Юлиус фон Селла) имел 15 побед, отметки о которых были нанесены на руле поворота его машины.

В течение 1942 года на смену самолётам «Tomahawk» в полк прибыли новые «P-40E» («Kittihawk»). Одна из машин, с бортовым номером «50», досталась и П.А. Покрышеву. 24-го и 25-го апреля 1942 года люфтваффе предприняли массированные налёты 165 бомбардировщиков и истребителей прикрытия на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го авиаполка. В напряжённых воздушных боях за эти дни было сбито и повреждено 35 немецких самолётов при потере 5 наших истребителей. Это поражение заставило немецкое командование отказаться от дальнейших налётов на Кронштадт.

В августе 1943 года П.А. Покрышев, тренируя молодого лётчика, попал в аварию и повредил ноги. В октябре того же года авиаконструктор А.С. Яковлев подарил лётчику самолёт «Як-9» специально приспособленный, чтобы им мог управлять П.А. Покрышев.

За годы войны врагам не удалось ни разу сбить выдающегося советского аса, гордость Ленинградского фронта (лишь однажды в 1941 году он получил лёгкое ранение в бою). Но в конце августа 1943 года в тренировочном полёте попал в авиационную катастрофу и получил тяжёлые травмы. По выходе из госпиталя медкомиссия навсегда отстранила его от лётной работы. Однако П.А. Покрышев вернулся на должность командира полка и успешно руководил его боевыми действиями в 1944 и 1945 годах, отлично наладил боевую подготовку лётчиков полка.

К ноябрю 1944 года полк под его командованием уничтожил 207 немецких самолётов, а к Победе их число ещё значительно выросло. Полк получил почётное наименование «Таллинский» и был награждён орденом Красного Знамени. Всего за годы войны выполнил около 300-т боевых вылетов и провёл 60 воздушных боёв. 

Послевоенный период

После Победы продолжил службу в ВВС и ПВО. С 1945 года  заместитель командира истребительной авиационной дивизии. С 1949 года – командир истребительной авиационной дивизии. В 1954 году окончил Высшую военную академию.

В 1954 году окончил Военную академию Генштаба. Служил в Войсках ПВО. Освоил несколько типов боевых реактивных самолётов. В 1956 году П.А. Покрышеву было присвоено воинское звание генерал-майора авиации.

С 1961 года генерал-майор П.А. Покрышев — в отставке. Работал начальником Ленинградского аэропорта. Депутат Верховного Совета СССР 3-го созыва.

П.А. Покрышев скончался 22 августа 1967 года. Похоронен в Голой Пристани (Украина).

Награды:

- 2 медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза,
- орден Ленина,
- 3 ордена Красного Знамени,
- орден Александра Невского,
- орден Отечественной войны 1 степени,
- 2 ордена Красной Звезды,
- другие медали.

01 июня 2015 17:20 1866
0
0