Пётр Афанасьевич Покрышев родился в селе Голая Пристань
(ныне - город) Голопристанского района Херсонской области Украины, в
крестьянской семье. Член КПСС с 1941 года. Окончил школу ФЗУ. Учился в
планерном кружке, в 1931 году окончил курсы Харьковского аэроклуба Осоавиахим.
В РККА с 1934 года. Окончил Одесскую военную школу пилотов в
1935 году.
Участник советско-финской войны 1939-1940 годов. Сбил два
самолёта противника — один из них в первом же бою, 18 декабря 1939 года; в том
же бою был сбит сам, но сумел посадить самолёт.
Великая Отечественная
война
На фронтах Великой Отечественной войны сражался с июня 1941
года. Первый свой самолёт на этой войне сбил 29 июня 1941 года. Командир
эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (8-я воздушная армия,
Ленинградский фронт) капитан П.А. Покрышев к июлю 1942 года совершил 211 боевых
вылетов, в 38 воздушных боях сбил лично 11 и в группе – 7 самолётов противника.
Летал на разных типах самолётов «И-16», «Curtiss P-40» («Tomahawk»), «Curtiss
P-40E» («Kittihawk»), «Ла-5», «Як-9».
1 июля 1941 года он атаковал врага, уже не имея боеприпасов,
в результате чего «мессер» противника разбился.
Лето и осень 1941 года были тяжёлым временем для советских
ВВС. Под командованием майора Й. Траутлофта эскадра JG 54 «Grünherz» – одна из
лучших в люфтваффе, вела тяжелейшие бои над Ленинградом. Но одно из советских
истребительных подразделений – 39-я авиационная дивизия – успешно действовало
даже против таких опытнейших немецких лётчиков. В течение августа 1941 года
39-я ИАД претендовала на половину из 213 сбитых немецких самолётов в этом
районе. П.А. Покрышев содействовал этому четырьмя личными победами. За успехи в
течение первых, самых трудных месяцев войны, его назначили комэском 154-го ИАП
(командир – майор А.А. Матвеев), одним из первых получивший по ленд-лизу
американские истребители «P-40» («Tomahawk»).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1943
года, за мужество, отвагу и героизм, проявленные на фронте борьбы с
немецко-фашистскими захватчиками, капитану П.А. Покрышеву было присвоено звание
Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Второй медалью «Золотая Звезда» командир 159-го
истребительного авиационного полка (275-я истребительная авиационная дивизия,
13-я воздушная армия, Ленинградский фронт) майор П.А. Покрышев был награждён 24
августа 1943 года за 282 боевых вылета, участие в 50 воздушных боях и 22 сбитых
лично и 7 в группе вражеских самолётов.
Авиаконструктор А.С. Яковлев беседует с Героем Советского
Союза П.А. Покрышевым у истребителя «Як-9»
7 декабря 1941 года 5 самолётов «P-40» («Tomahawk») под
командованием П.А. Покрышева, вылетев на сопровождение группы транспортных
самолётов, были атакованы 9-ю истребителями «Ме-109F». В ходе этого боя П.А.
Покрышеву удалось сбить 1 самолёт. Пилот немецкого истребителя (командир I-й
Группы JG 54, хауптман Юлиус фон Селла) имел 15 побед, отметки о которых были
нанесены на руле поворота его машины.
В течение 1942 года на смену самолётам «Tomahawk» в полк
прибыли новые «P-40E» («Kittihawk»). Одна из машин, с бортовым номером «50»,
досталась и П.А. Покрышеву. 24-го и 25-го апреля 1942 года люфтваффе
предприняли массированные налёты 165 бомбардировщиков и истребителей прикрытия
на гавани Кронштадта. Им противостояли пилоты 154-го авиаполка. В напряжённых
воздушных боях за эти дни было сбито и повреждено 35 немецких самолётов при
потере 5 наших истребителей. Это поражение заставило немецкое командование
отказаться от дальнейших налётов на Кронштадт.
В августе 1943 года П.А. Покрышев, тренируя молодого
лётчика, попал в аварию и повредил ноги. В октябре того же года авиаконструктор
А.С. Яковлев подарил лётчику самолёт «Як-9» специально приспособленный, чтобы
им мог управлять П.А. Покрышев.
За годы войны врагам не удалось ни разу сбить выдающегося
советского аса, гордость Ленинградского фронта (лишь однажды в 1941 году он
получил лёгкое ранение в бою). Но в конце августа 1943 года в тренировочном
полёте попал в авиационную катастрофу и получил тяжёлые травмы. По выходе из
госпиталя медкомиссия навсегда отстранила его от лётной работы. Однако П.А.
Покрышев вернулся на должность командира полка и успешно руководил его боевыми
действиями в 1944 и 1945 годах, отлично наладил боевую подготовку лётчиков
полка.
К ноябрю 1944 года полк под его командованием уничтожил 207
немецких самолётов, а к Победе их число ещё значительно выросло. Полк получил
почётное наименование «Таллинский» и был награждён орденом Красного Знамени. Всего
за годы войны выполнил около 300-т боевых вылетов и провёл 60 воздушных боёв.
Послевоенный период
После Победы продолжил службу в ВВС и ПВО. С 1945 года заместитель командира истребительной
авиационной дивизии. С 1949 года – командир истребительной авиационной дивизии.
В 1954 году окончил Высшую военную академию.
В 1954 году окончил Военную академию Генштаба. Служил в
Войсках ПВО. Освоил несколько типов боевых реактивных самолётов. В 1956 году
П.А. Покрышеву было присвоено воинское звание генерал-майора авиации.
С 1961 года генерал-майор П.А. Покрышев — в отставке.
Работал начальником Ленинградского аэропорта. Депутат Верховного Совета СССР
3-го созыва.
П.А. Покрышев скончался 22 августа 1967 года. Похоронен в Голой
Пристани (Украина).
Награды:
- 2 медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза,
- орден Ленина,
- 3 ордена Красного Знамени,
- орден Александра Невского,
- орден Отечественной войны 1 степени,
- 2 ордена Красной Звезды,
- другие медали.