Герои Великой Отечественной Войны
Брандыс Анатолий Яковлевич

Анатолий Яковлевич Брандыс (12 августа 1923 г., Екатеринослав — 23 марта 1988 г., Москва) — участник Великой Отечественной войны, дважды Герой Советского Союза, лётчик-штурмовик, командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии.

 Анатолий Яковлевич родился 12 августа 1923 года в городе Нижнеднепровск Екатеринославской губернии (ныне один из районов города Днепропетровска Днепропетровской области Украины) в семье рабочего вагоноремонтного завода.

После окончания спецшколы ВВС в июне 1941 года, он, сразу был призван в армию и уже 25 июня поступил в Днепропетровскую школу первоначального обучения, в которой освоил самолёт У-2, а затем в декабре 1941 года был направлен в Пермскую военную авиашколу пилотов.

Пройдя полный курс обучения и получив 19 июля 1943 года первое офицерское звание "младший лейтенант", был выпущен в качестве пилота штурмовика Ил-2 с записью в лётной книжке: "Лётную программу на самолёте Ил-2 освоил. Оценка — отлично".

После месячного пребывания в учебно-тренировочном авиаполку Уральского военного округа, где он осваивал боевое применение самолета, младший лейтенант Брандыс в августе 1943 года в качестве лётчика прибыл в 75-й Сталинградский гвардейский авиаполк 1-ой гвардейской штурмовой авиадивизии в составе действующей армии Южного фронта. С этого момента двадцатилетний лётчик начинает вносить свой личный вклад в дело Победы.

31 августа 1943 года он совершает первые два боевых вылета на штурмовку вражеского переднего края. К тому времени экипаж штурмовика Ил-2 из-за высоких потерь был дополнен стрелком. Задачей стрелка являлся обзор задней полусферы и защита самолёта от нападения со стороны хвоста с помощью подвижного крупнокалиберного пулемёта.

В день, когда в часть прибыли стрелки для формирования экипажей, Анатолий где-то задержался и в помещении остался только один претендент: невысокий, щупловатый и довольно пожилой, по мнению других лётчиков, киргиз. Звали его Абдыкасым Карымшаков, и было ему за тридцать, что, естественно, делало его в глазах молодых двадцатилетних лётчиков менее привлекательным, чем земляки-ровесники.

Абдыкасым оказался верным боевым другом и отличным стрелком, не раз выручавшим из беды самолёт, лётчика и себя. С лёгкой руки Анатолия его "перекрестили" в Андрея.

Войну Абдыкасым Карымшаков закончил полным кавалером ордена Славы, что приравнено по статусу к званию Герой Советского Союза. В Киргизии таких кавалеров всего несколько человек, и А. Карымшаков после войны стал там очень почитаемым гражданином. На всех встречах и торжествах он всегда начинал разговор со слов благодарности своему командиру.

Начались боевые будни экипажа, вылеты на штурмовку вражеских войск, танковых колонн, укреплений. Теперь дальнейшая судьба зависела от мастерства лётчика и стрелка. Особенностью целевого назначения штурмовика Ил-2, по определению, предполагались полёты на низких высотах. Обладая мощным вооружением, самолёт представлял грозную боевую силу. Однако при штурмовке он находился в поле досягаемости практически всех видов наземного оружия противника. И, несмотря на наличие брони, боевые потери этих самолётов, особенно в начальный период войны, были весьма велики. 

Так, средняя "продолжительность жизни" штурмовика, когда он был одноместным и совершенно не защищался от нападения немецких истребителей со стороны хвоста, составляла 7–9 боевых вылетов. Поэтому и награждение боевыми наградами лётчиков-штурмовиков определялось количеством успешных боевых вылетов. В самом начале войны звание Героя Советского Союза лётчик-штурмовик мог получить за 40 боевых вылетов. За меньшее их число лётчики представлялись к награждению орденами. После появления в составе экипажа стрелка потери штурмовиков от истребителей значительно уменьшились, а "нормы" для награждения соответственно были увеличены.

К своей первой боевой награде, ордену Красного Знамени, Анатолий Брандыс был представлен 25 октября 1943 года. Вот выписка из наградного листа: "За совершение с 19.8.43 г. по 23.10.43 г. 24-х боевых вылетов на штурмовку и бомбометание войск противника, за уничтожение укреплений, техники и живой силы". Представление подписал командир авиаэскадрильи старший лейтенант Леонид Беда, с которым они впоследствии пройдут всю войну, вместе одним Указом Президиума Верховного Совета СССР получат вторые Золотые Звёзды Героев Советского Союза и останутся друзьями на всю жизнь.

Свой второй орден Красного Знамени А. Брандыс получает в феврале 1944 года за 74 боевых вылетов. К этому времени он уже командир звена и водит своих подчинённых в бой группой.
В начале апреля 1944 года произошёл случай, оказавшийся серьёзной проверкой на прочность для друзей-лётчиков. Группа штурмовиков под прикрытием истребителей наносила удар по вражескому аэродрому южнее Джанкоя, в Крыму. Отработав по цели, группа без потерь начала отход, как вдруг в шлемофоне послышался голос командира Леонида Беды: "Иду на вынужденную посадку". Анатолий видел посадку командира. Кругом степь, укрыться негде, а недалеко деревня Александровка, в которой засели фашисты. Они заметили повреждённый самолёт и уже двигались к месту его посадки на подводах.

Созрело решение: сесть рядом, забрать экипаж и взлететь. В степи это возможно, хотя и очень опасно. Брандыс заходит на посадку, но тут замечает, что с земли Леонид Беда подаёт ему какие-то знаки, лихорадочно размахивая руками, показывая, чтобы он не садился. Опытный глаз командира заметил, что у самолёта Брандыса повреждено шасси. Сесть в такой ситуации на "брюхо" вполне возможно, но…. Самолёт Брандыса взмывает вверх, он вызывает по рации младшего лейтенанта А. Берестнева и приказывает ему сесть и забрать экипаж Беды.

Берестнев мастерски садится рядом с самолётом Беды и тот вместе со стрелком буквально на ходу в него вскакивает, и Берестнев тут же взмывает в воздух. Брандыс всё это время кругами ходит над ними на малой высоте и пулемётным огнём отгоняет рвущихся к месту посадки фашистов. Когда спасенные летчики поднялись в воздух, Анатолий спикировал на оставшийся в степи самолет командира и пушечным огнем поджег его.

Так был спасен прославленный пилот Леонид Беда. За спасение командира пилот Берестнев был награжден орденом Красного Знамени. Младший лейтенант Алексей Берестнев впоследствии погиб.

К моменту описанного эпизода Анатолий уже совершил 83 боевых вылета и был награждён очередной правительственной наградой – орденом "Отечественной войны I степени". А всего в его личном деле восемь наградных листов, относящихся к периоду Великой Отечественной войны. Особого внимания заслуживают пятый и восьмой наградные листы, – это представления к званиям Героя и дважды Героя Советского Союза. Они подводят итог боевой деятельности за 128 и последовавших за ними ещё 99 боевых вылетов.

Пятое представление датировано 29 августа 1944 года и подписано командиром 2 эскадрильи 75-го гвардейского штурмового Сталинградского Краснознамённого авиационного полка 1-ой гвардейской штурмовой Краснознамённой, орденов Суворова и Кутузова дивизии капитаном Бедой. В нём перечисляются потери, нанесённые врагу лично Брандысом, и делается вывод о том, что он заслуживает присвоения высокого звания. В заключении командира дивизии отмечено: "Мужественный боец. Отлично владеет техникой пилотирования. На боевые задания летает с большим желанием, беспощадно уничтожает технику и живую силу противника. 

В боях за освобождение Крыма произвёл 26 успешных боевых вылетов, за освобождение Севастополя – 19 успешных боевых вылетов, за освобождение г. Орша и прорыв укреплённой обороны немцев произвёл 25 успешных боевых вылетов, проявляя исключительное бесстрашие и мужество в боях с немецкими захватчиками". Командующий 8-ой воздушной армии, генерал-полковник авиации Т.Т. Хрюкин, краток: "За личную отвагу и героизм, за пример в бою достоин высшей награды Правительства – присвоения звания Героя Советского Союза".
Таким образом, практически всего лишь за год пребывания на фронте А. Брандыс стал опытнейшим воздушным асом, получил звание старшего лейтенанта и должность заместителя командира эскадрильи.

23 февраля 1945 года Анатолию Яковлевичу Брандысу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

К апрелю 1945 года командир эскадрильи 75-го гвардейского штурмового авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта гвардии капитан Брандыс совершил ещё 99 боевых вылетов, уничтожив на земле 8 вражеских самолётов.

29 июня 1945 года награждён второй медалью «Золотая Звезда».

После войны, окончив в 1950 году Военно-воздушную академию и в 1959 году — Военную академию Генштаба, занимался преподавательской деятельностью в военно-учебных заведениях. Кандидат военных наук, доцент. В 1985 году присвоено звание генерал-лейтенант авиации.

С 1986 года А. Я. Брандыс в отставке. Проживал в городе Москве. Умер 23 марта 1988 года. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Награды:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 6202 (23.02.1945 г.)
Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 68 (29.06.1945 г.)
Орден Ленина (1945 г.)
Орден Октябрьской Революции (1978 г.)
Орден Красного Знамени (1943 г.)
Орден Красного Знамени (февраль 1944 г.)
Орден Красного Знамени (ноябрь 1944 г.)
Орден Красного Знамени (1945 г.)
Орден Александра Невского (1944 г.)
Орден Отечественной войны I-й степени (1944 г.)
Орден Отечественной войны I-й степени (1985 г.)
Орден Красной Звезды (1956 г.)
Медали

29 ноября 2013 15:22 2624
0
0