Евграф Николаевич Крутень родился 17 Декабря 1892 года в Киеве, образование получил в Киевском кадетском корпусе. Окончил Константиновское артиллерийское училище и был зачислен в 4-й конноартиллерийский дивизион.
Летом 1913 года, Поручик Е. Н. Крутень был направлен в качестве наблюдателя на осенние маневры Киевского военного округа. Здесь он попал в 11-й авиаотряд, которым командовал Штабс-капитан П. Н. Нестеров. Крутень летал с ним на разведку, корректировку огня батарей, присутствовал при выполнении первой в мире «мёртвой петли». Восхищённый, он принял решение сделаться лётчиком. По рекомендации Нестерова поступил в Гатчинскую военную авиационную школу и окончил её по 1-му разряду в 1914 году.
Началась Первая мировая война. В начале 1915 года Е.Н. Крутень организует первый в истории авиации групповой ночной полёт в расположение противника, доставляет ценные сведения о расположении врага, корректирует огонь артиллерии. Он делает вывод: для борьбы с вражеской авиацией нужны истребительные авиаотряды, и просит позволить ему создать такой отряд. 24 мая 1916 года из Управления военного воздушного флота пришёл приказ: «Начальник 2-го армейского авиационного отряда штабс-капитан Крутень назначен на место командующего 2-м авиационным отрядом истребителей». Крутень, приняв руководство, за короткий срок сумел создать сплоченный боевой коллектив и лично водил своих пилотов в бой. 30 июля 1916 года он одержал свою первую победу. Через два дня еще раз вышел победителем из поединка.
О боевой
деятельности Е.Н. Крутеня в те дни свидетельствует инструкция от 2 августа 1916
года по войскам 2-й армии Западного фронта. В нёй говорится: «1 августа этого
года, примерно в 19 часов, над Несвижем появился неприятельский самолёт.
Командир 2-го авиационного отряда истребителей штабс-капитан Е. Н. Крутень,
сразу же поднялся на своём «Ньюпоре», нагнал немца и вступил с ним в бой.
В апреле 1917 года Е.Н. Крутень был назначен командиром 2-й боевой авиагруппы, состоящей из 3, 7 и 8-го корпусных отрядов, на Юго-Западном фронте. Лучшие лётчики Германии и Австрии в схватках с ним неизменно терпели поражения. Например, обер–лейтенант Франк фон Линко–Кроуфорд, прославленный австрийский ас, имевший к концу войны 30 побед, трижды «скрещивал в воздухе шпаги» с Крутенем и, как пишет сам австриец, всякий раз был вынужден «снижаться», спасая свою жизнь. На Восточном фронте Крутеню не было равных.
Будучи скромным человеком в повседневной жизни Евграф Николаевич в бою показывал отвагу и предприимчивость. Его характеру были присущи ощущение воинского долга и гуманность по отношению к своему противнику. ...Однажды Крутень приземлился вблизи сбитого им самолёта в надежде оказать помощь вражескому лётчику. Но оказалось, что тот был уже мёртв. В документах погибшего Крутень обнаружил фото: бравый пилот с женой и сыном. Семейная идиллия тронула сердце русского лётчика. В то время ещё было принято по возможности уведомлять противнику о судьбе его сбитых лётчиков. Крутень, пролетая над аэродромом немцев, сбросил пакетик, в котором были фотоснимок и записка: «Сожалею об убитом муже и отце, но битва есть война: если не я его – так он меня...».
По различным источникам, Евграф Крутень уничтожил в воздушных боях от 7 до 17 самолётов противника, был награждён рядом орденов и Георгиевским оружием.
6 июня 1917
года, совершая посадку без горючего на свой аэродром у деревни Плотычи близ
Тернополя, Капитан Крутень на самолёте «Ньюпор-17» сорвавшись в штопор,
разбился. «После великого Нестерова», – писали газеты, «он был наиболее видным
из боевых лётчиков». Погибшему лётчику шёл всего только 27-й год...
Награды:
- орден
Святого Георгия 4-й степени,
- орден
Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом,
- орден
Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость»,
- 2 ордена
Святого Станислава 2-й и 3-й степеней,
- «Военный
крест 1914-1918» (Франция).