Герои Великой Войны
Пишванов Александр Михайлович

Александр Михайлович Пишванов родился 22 октября 1893 года в казачьей семье, которая проживала на хуторе неподалеку от донской столицы, Новочеркасска, и занималась разведением лошадей для русской армии. В отличие от своих одиннадцати сестёр и братьев Александр с раннего детства решил, что не будет заниматься ни разведением лошадей, ни земледелием. Его страстью раз и навсегда стала техника, и всё своё свободное время он возился с нехитрыми сельскохозяйственными машинами, имевшимися на хуторе. Родители определили его в техническое училище. Судя по всему, именно в училище Александр Пишванов увлёкся авиацией, потому что после его окончания он поступил в Одесскую авиашколу.

С началом Первой Мировой войны, он ушёл на фронт добровольцем, правда, сначала не в авиацию, а, как и подобает настоящему казаку, — в кавалерию. Летом 1915 года Александр подал рапорт о переводе в авиацию, после чего был откомандирован всё в ту же Одесскую авиашколу для прохождения курса военного лётчика. На фронт Пишванов вернулся в апреле 1916 года в чине подпрапорщика. Пройдя переподготовку на «Ньюпоре», он был зачислен в 10-й истребительный авиаотряд. Это соединение было сформировано в 10-й армии летом 1916 года, затем было переведено с Юго-Западного фронта в Румынию и базировалось в местечке Гнидава.

"Ньюпор-21" французской постройки. На такой машине за № N1890 Александр Пишванов одержал все свои победы

Свой первый боевой вылет Александр совершил лишь 2 октября 1916 года. К началу марта 1917 года за плечами Пишванова было уже 50 боевых вылетов, более 80 часов налёта и ни одной схватки с противником. 21 марта 1917 года Александр встретился с вражеским самолётом–разведчиком, но принял его за русскую машину. Как вспоминал о той встрече сам Пишванов: «Я позволил им подобраться ко мне на очень близкую дистанцию, думая, что это наши возвращаются с задания. К сожалению, они открыли огонь раньше, чем я сообразил, что к чему». И всё же поручик Белов не ошибся, когда рекомендовал Пишванова как очень способного пилота. Когда Александр сообразил, что к чему, он немедленно вывел свой «Ньюпор» из-под обстрела и, выполнив мёртвую петлю, оказался в хвосте вражеской машины. С дистанции менее 30 метров Пишванов открыл огонь и первой же очередью подстрелил вражеского стрелка–наблюдателя. Самолёт противника обратился в бегство, а русский «Ньюпор» повис у него на хвосте, постоянно атакуя. Затем к месту схватки подоспели пилоты 29-го корпусного авиаотряда, и, в конце концов, неприятельский аэроплан рухнул на своей территории. Вскоре от наземных войск пришло подтверждение, и Александр записал на свой счёт первую победу.

Неделю спустя, 28 марта, Пишванов вылетел на «Ньюпоре-21», и, встретившись в воздухе с французским лётчиком, вместе с ним продолжил патрулирование. Вскоре Александр заметил и атаковал германский самолет. После атаки он стал резко снижаться и упал в районе Белдонешти. Несколько дней спустя 2-я победа Александра Пишванова была подтверждена наземными войсками, принеся ему звание прапорщика. 26 июня Пишванов с честью выдержал схватку с четырьмя вражескими машинами.

В этот раз казалось, что все обстоятельства были против русского лётчика. В первой же атаке у него заклинило пулемёт, но, несмотря на явное неравенство в силах, Пишванов не вышел из боя. Маневрируя, Александр сумел перезарядить пулемёт и ринулся в контратаку, выбрав своей целью один из четырех вражеских аэропланов. Когда его «Ньюпор» поравнялся с вражеской группой, из ближайшей машины полетели гранаты, которые рвались в воздухе, выбрасывая огромные клубы дыма. Именно в этот момент в воздухе появились два французских истребителя, которые спешили к нему на помощь. Втроём союзники организовали новую атаку и сбили один самолёт противника, который упал неподалёку от деревни Путна. Теперь соотношение сил стало равным – три австрийских разведчика против одного русского и двух французских истребителей. Александр первым пошёл в атаку, но, как только он приблизился к выбранной цели, в него снова полетела граната. От взрыва поднялись клубы дыма и перекрыли видимость, позволив противнику ретироваться. На счёт Пишванова всё-таки записали самолёт, сбитый у деревни Путна.

Последняя схватка произошла над рекой Сереш вблизи деревни Эндепенданте с австрийским экипажем «Бранденбурга C.I». Александр сумел незаметно подобраться к австрийскому разведчику, открыв огонь с дистанции менее 40 метров. Вражеский стрелок–наблюдатель успел выпустить только одну короткую очередь, после чего скрылся в кабине. Пишванов огнём своего пулемёта буквально изрешетил вражескую машину, и она, потеряв управление, рухнула на поле.

Спустя три дня, 7 июля, Александр вылетел на перехват группы вражеских разведчиков, которые координировали огонь артиллерии в районе деревни Латинул. Под прикрытием подпоручика Десино Пишванов вынудил ретироваться один из неприятельских самолётов, после чего занялся вторым вражеским двухместным самолетом. Пуля, выпущенная австрийским наблюдателем, ударила его в правую ногу. Превозмогая боль, Александр продолжил преследование, поймал цель и, открыв огонь, всё-таки подбил неприятеля. Эта победа принесла Пишванову не только статус аса, но также и звание «военного пилота». Невзирая на полученную рану, Александр продолжил свою боевую деятельность.

Истребитель "Солвич-Кэмел" грузинских ВВС

Буквально через неделю, 11 июля, во время патрулирования в районе деревни Тудор Владимиреску, он вступил в бой с неприятельской машиной, но при первой же атаке у истребителя Пишванова отказал пулемёт. Враг, в свою очередь, не преминул воспользоваться заминкой и ринулся в контратаку. Несколько пуль прошили кабину и попали в правую кисть Пишванова, оторвав два пальца. Пишванов повёл свой «Ньюпор» домой, но рана все же дала себя знать – посадка получилась неудачной, из-за чего лётчик получил ещё несколько ушибов. Ранение не позволило Александру вернуться в строй до конца сентября 1917 года. Но, когда он выздоровел настолько, чтобы приступить к службе, военные действия на участке, где базировалось его подразделение, полностью прекратились.

Известие о приходе к власти большевиков Пишванов встретил крайне неодобрительно, и в декабре 1917 года, вернувшись в Новочеркасск, вступил в Добровольческую армию генералов Корнилова и Алексеева. В 1926 году Александр Пишванов эмигрировал в США. Скончался Александр Михайлович Пишванов в 1966 году в Нью-Йорке.

Награды:
орден Св. Георгия 4-й класса
орден Св. Анны 4-й степени
орден Св. Станислава 3-й степени
орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом

14 апреля 2014 10:48 1810
0
0