
Постановлением Совета
Труда и Обороны СССР от 4 мая 1927 года в Москве был создан Московский
авиационный завод № 22. Тогда перед предприятием была поставлена задача
чрезвычайной важности – в кратчайшие сроки обеспечить выпуск
отечественных цельнометаллических самолётов – разведчиков «АНТ-3».
С 1927 по 1931 годы коллектив завода освоил массовое производство
самолётов, спроектированных в конструкторском бюро А.Н. Туполева: «АНТ-3»,
двухмоторных бомбардировщиков «АНТ-4», истребителей типа «АНТ-5», дальних
четырёхмоторных бомбардировщиков «АНТ-6». В 1931 году завод приступил к
серийному производству самолёта «АНТ-7» – самолёта-разведчика, истребителя
дальнего сопровождения, бомбардировщика, торпедоносца. Ранее в серию был
запущен пассажирский «АНТ-9».
В 1933 году в авиационной
катастрофе погиб директор предприятия Сергей Петрович Горбунов, благодаря
грамотному руководству которого предприятие было награждено первой
правительственной наградой – орденом Ленина за освоение строительства
специальных типов тяжёлых самолётов и хорошую организацию работ. По просьбе
коллектива завода в том же году авиазаводу было присвоено имя С.П. Горбунова
(«Московский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова»).
В 1932 году в составе
строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато
создание завода, получившего в 1934 году название «Завод № 124 имени
Серго Орджоникидзе». Первенцем казанского авиазавода стал
спортивно-тренировочный самолёт «КАИ-1», поднявшийся в небо в 1935 году; в 1939
году был построен «АНТ-20бис» – аналог знаменитого самолёта «Максим Горький».
Уже к концу 30-х годов построенный в Казани авиазавод сумел поставить на крыло
несколько типов самолётов: дальний бомбардировщик «ДБ-А», тяжёлый
бомбардировщик «Пе-8», пассажирский самолёт «Ли-2».
В октябре – ноябре 1941
года, с началом Великой Отечественной войны, Московский авиационный завод № 22
им. С.П. Горбунова был эвакуирован в город Казань на территорию завода № 124 имени Серго Орджоникидзе. 26 декабря 1941 года
Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило
официальное название – «Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова».
В годы Великой
Отечественной войны Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова
выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик «Пе-2» и дальний бомбардировщик
«Пе-8». Каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов «Пе-2».
За годы войны их было выпущено более 10 тысяч. «Пе-2» стал основным
бомбардировщиком отечественных ВВС.
За боевые заслуги на
фронтах Великой Отечественной войны 14 работников завода были удостоены звания
«Герой Советского Союза», а коллектив завода в 1945 году награждён вторым
орденом – орденом Красного Знамени за образцовое выполнение задания правительства по производству боевых самолётов. На вечное хранение
заводу было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета
Обороны СССР.
В середине 90-х
годов Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова совместно с КБ
«Туполев» начал разработку и освоение производства пассажирского
авиалайнера «Ту-214». В 1996 году состоялся первый полёт серийного
самолёта.
В 1978 году завод получил
новое название – «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П.
Горбунова» («КАПО им. С.П. Горбунова»). В апреле 2008 года оно было
преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО «КАПО им. С.П.
Горбунова»). 22 октября 2009 года ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» вошло в
состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»). В марте
2013 года советом директоров ОАО «ОАК» было принято
решение об интеграции двух предприятий: ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» и ОАО
«Туполев». Реорганизация компаний завершилась в июне 2014 года путём
присоединения ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» к ОАО «Туполев». Новое предприятие
в Казани получило название «Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова» –
филиал ОАО «Туполев».
За годы своего
существования завод выпустил более 20 тысяч авиационной техники 22 типов, к
числу которых относятся всемирно известные самолёты «Пе-2», «Пе-8», «Ту-16»,
«Ту-104Б», «Ту-22МЗ», «Ту-160», «Ил-62М».
На данный момент это предприятие – единственное в России, которое способно выпускать
стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых
определяется военной оборонной доктриной нашего государства.