Даты военной истории
Главная / Служу Отечеству! / Календарь памятных дат / Даты военной истории / В результате объединения двух заводов в Казани был создан авиазавод имени С.П. Горбунова
В результате объединения двух заводов в Казани был создан авиазавод имени С.П. Горбунова

Постановлением Совета Труда и Обороны СССР от 4 мая 1927 года в Москве был создан Московский авиационный завод № 22. Тогда перед предприятием была поставлена задача чрезвычайной важности – в кратчайшие сроки обеспечить  выпуск отечественных цельнометаллических самолётов – разведчиков «АНТ-3». 

С 1927 по 1931 годы коллектив завода освоил массовое производство самолётов, спроектированных в конструкторском бюро А.Н. Туполева: «АНТ-3», двухмоторных бомбардировщиков «АНТ-4», истребителей типа «АНТ-5», дальних четырёхмоторных бомбардировщиков «АНТ-6». В 1931 году завод приступил к серийному производству самолёта «АНТ-7» – самолёта-разведчика, истребителя дальнего сопровождения, бомбардировщика, торпедоносца. Ранее в серию был запущен пассажирский «АНТ-9».  

В 1933 году в авиационной катастрофе погиб директор предприятия Сергей Петрович Горбунов, благодаря грамотному руководству которого предприятие было награждено первой правительственной наградой – орденом Ленина за освоение строительства специальных типов тяжёлых самолётов и хорошую организацию работ. По просьбе коллектива завода в том же году авиазаводу было присвоено имя С.П. Горбунова («Московский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова»). 

В 1932 году в составе строившегося в городе Казани авиационного комбината («Казмашстрой») было начато создание завода, получившего в 1934 году название «Завод № 124 имени Серго Орджоникидзе». Первенцем казанского авиазавода стал спортивно-тренировочный самолёт «КАИ-1», поднявшийся в небо в 1935 году; в 1939 году был построен «АНТ-20бис» – аналог знаменитого самолёта «Максим Горький». Уже к концу 30-х годов построенный в Казани авиазавод сумел поставить на крыло несколько типов самолётов: дальний бомбардировщик «ДБ-А», тяжёлый бомбардировщик «Пе-8», пассажирский самолёт «Ли-2». 

В октябре – ноябре 1941 года, с началом Великой Отечественной войны, Московский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова был эвакуирован в город Казань на территорию завода № 124 имени Серго Орджоникидзе. 26 декабря 1941 года Приказом Наркомата авиапромышленности СССР новое предприятие получило официальное название – «Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова».

В годы Великой Отечественной войны Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова выпускал для фронта пикирующий бомбардировщик «Пе-2» и дальний бомбардировщик «Пе-8». Каждые сутки завод отправлял на фронт по 10-12 боевых самолётов «Пе-2». За годы войны их было выпущено более 10 тысяч. «Пе-2» стал основным бомбардировщиком отечественных ВВС. 

За боевые заслуги на фронтах Великой Отечественной войны 14 работников завода были удостоены звания «Герой Советского Союза», а коллектив завода в 1945 году награждён вторым орденом – орденом Красного Знамени за образцовое выполнение задания правительства по производству боевых самолётов. На вечное хранение заводу было передано переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны СССР. 

В середине 90-х годов Казанский авиационный завод № 22 им. С.П. Горбунова совместно с КБ «Туполев» начал разработку и освоение производства пассажирского авиалайнера «Ту-214». В 1996 году состоялся первый полёт серийного самолёта. 

В 1978 году завод получил новое название – «Казанское авиационное производственное объединение имени С.П. Горбунова» («КАПО им. С.П. Горбунова»). В апреле 2008 года оно было преобразовано в открытое акционерное общество (ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова»). 22 октября 2009 года ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» вошло в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»). В марте 2013 года советом директоров ОАО «ОАК» было принято решение об интеграции двух предприятий: ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» и ОАО «Туполев».  Реорганизация компаний завершилась в июне 2014 года путём присоединения ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» к ОАО «Туполев». Новое предприятие в Казани получило название «Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова» – филиал ОАО «Туполев».

За годы своего существования завод выпустил более 20 тысяч авиационной техники 22 типов, к числу которых относятся всемирно известные самолёты «Пе-2», «Пе-8», «Ту-16», «Ту-104Б», «Ту-22МЗ», «Ту-160», «Ил-62М». 

На данный момент это предприятие – единственное в России, которое способно выпускать стратегические бомбардировщики последнего поколения, потребность в которых определяется военной оборонной доктриной нашего государства. 

26 декабря 2015 00:00 1464
0
0