Даты военной истории
Главная / Служу Отечеству! / Календарь памятных дат / Даты военной истории / Героический подвиг экипажа сторожевого корабля "Туман"
Героический подвиг экипажа сторожевого корабля "Туман"

Сторожевой корабль "Туман"

В 1931 году по заказу советского внешнеторгового объединения "Судоимпорт"
в Данциге на судоверфи "Клавиттер" был построен рыболовный траулер РТ-10 "Лебедка", который вошел в состав тралового флота Мурманска. В декабре 1939 года РТ-10 мобилизовали на боевую службу.

Его зачислили в класс дозорных кораблей и присвоили новое имя ДК-10. Во время советско-финляндской войны сторожевик под командованием Рагозина нес дозорную службу на подходах к Кольскому заливу, конвоировал транспорты, выполнял обязанности базового корабля службы наблюдения и связи. По окончании боевых действий, как наиболее подготовленный, он был оставлен в составе Северного флота.

В 1941 году ДК-10 прошел модернизацию на Мурманской верфи. На нем установили одну носовую и одну кормовую пушки 45-го калибра. На мостике по обоим бортам поставили пулеметы, в корме - аппаратуру для постановки дымовой завесы, а также стеллажи для глубинных бомб. Он был переведен в класс сторожевых кораблей
и получил имя "Туман". Командиром нового сторожевика назначили старшего лейтенанта Льва Александровича Шестакова. Это был его первый корабль. 26 июня 1941 года был торжественно поднят военно-морской флаг, и сторожевой корабль "Туман" вошел в состав Северного флота.

С началом Великой Отечественной войны фашистские войска развернули мощное наступление на Мурманск. Кораблям Северного флота пришлось с большим напряжением выполнять многочисленные задачи по обеспечению и поддержке частей 14-й армии, оборонявшей Мурманск и главную базу флота - Полярное.

В конце июня 1941 года "Туман" получил первое боевое задание - был направлен
в дозор на входе в Кольский залив. Сменившись с дозора, "Туман" уже на следующий день, 3 июля, вновь вышел в море для сопровождения транспорта "Циолковский"
и буксира с баржей, направленных в губу Западная Лица для вывоза оттуда автомашин и продовольствия.

Прошло еще два дня, и "Туман" вновь пошел на задание. Кораблю предстояло подойти к занятому гитлеровцами побережью и высадить на берег десантную группу, чтобы уничтожить оставшийся на разбитом причале ценный груз. Несмотря на интенсивный орудийный и пулеметный огонь противника, "Туман" прорвался на рейд, спустил
на воду шлюпку с корабельным десантом и успешно выполнил задание. Вечером этого же дня, вернувшись в Мурманск, "Туман" принял сто двадцать четыре бойца из состава морского десанта и снова отправился в поход.

Наступило 4 августа 1941 года, когда "Туман" в последний раз покинул Полярное, направляясь в дозор у входа в Кольский залив. К этому времени наступление немцев
на Мурманск было остановлено, фронт стабилизировался на рубеже реки Западная Лица. Основные усилия врага были направлены теперь на пресечение наших морских перевозок. Начались массированные налеты авиации на Мурманск, активизировались действия вражеских подводных лодок и эскадренных миноносцев. Наиболее часто они появлялись на подходах к Кольскому заливу, где и предстояло нести дозорную службу "Туману".

С 4 по 10 августа "Туман" находился в дозоре и курсировал от мыса Сеть-Наволок до острова Кильдин. Этот район находился в зоне действия нашей авиации
и простреливался береговыми батареями. Медленно текли будни сторожевой службы. Каждый день в корабельном журнале появлялись новые записи: "Обнаружена подводная лодка противника. Сброшено десять глубинных бомб". "С оста появились два самолета противника. Выпущено по 8 снарядов каждым орудием". В 3 часа ночи
10 августа с корабля был обнаружен самолет-разведчик противника (в период полярного дня ночью так же светло, как и днем). Сразу же дали сигнал тревоги на базу. Однако там никаких мер принято не было, хотя к этому времени было уже хорошо известно, что вслед за разведчиком последует налет авиации, либо набег надводных кораблей.

В 4 часа 25 минут СКР "Туман" обнаружил три эсминца противника на расстоянии 50-55 кабельтов с правого борта. "Туман" отвернул влево, увеличив ход, с расчетом подойти ближе к своим береговым батареям. На корабле была сыграна боевая тревога и дано донесение в базу.

Эсминцы резко увеличили ход и пошли на сближение. Когда расстояние сократилось до 25 кабельтов, они открыли огонь из шести орудий (по два с каждого корабля). Первый залп лег с перелетом, но им была сбита радиоантенна. "Туман" круто повернул вправо и поставил дымовую завесу. Один снаряд второго залпа попал в центральную часть а, третий залп накрыл корму корабля. Взрывная волна сбросила кормовое орудие за борт. Был перебит штуртрос рулевого управления. На корабле начался пожар. Эсминцы буквально расстреливали беззащитное судно. В начальный период "Туман" не смог произвести в ответ ни единого выстрела, поскольку наводчик оставшейся носовой пушки не видел противника за надстройками своего корабля.

Последующими залпами эсминцев была снесена дымовая труба, разбиты мостик, рулевая рубка и полубак. Корабль потерял управление и лишился хода. Был убит командир Лев Александрович Шестаков, комиссар Петр Никитович Стрельник, несколько офицеров и матросов. В командование кораблем вступил старший помощник командира лейтенант Леонид Рыбаков. Пламя разрасталось и приближалось к стеллажам с глубинными бомбами. Но моряки действовали решительно и самоотверженно: минер Николай Кочевенко и боцман Александр Саблин пробились сквозь пламя и сбросили бомбы за борт. Рулевой Константин Семенов починил рулевое управление. В последний момент снарядом был сбит флаг. Раненный рулевой Семенов и радист Блинов закрепили его на мачте.

В это время береговые батареи вели переговоры с командными пунктами Мурманского укрепленного района и штаба флота, пытаясь получить разрешение на открытие огня. Только в 5 часов 8 минут открыли огонь береговые батареи № 11 и № 7. Батарея № 11 успела сделать 6 залпов, снаряды легли с недолетом, а батарея № 7 - всего 3 залпа. Эсминцы закрылись дымовой завесой и начали отход на северо-восток.
К 5 часам 15 минутам "Туман" получил 11 прямых попаданий 130-мм снарядов эсминцев и имел крен в 15 градусов на правый борт. В 5 часов 30 минут с корабля были спущены шлюпки, на которые едва успели разместить раненых и эвакуировать остальных членов экипажа. Вскоре корабль начал быстро крениться на правый борт
и в 5 часов 50 минут затонул. Из 52 человек экипажа на двух шлюпках спаслись 37 человек.

Место гибели "Тумана" объявлено координатами боевой славы. При прохождении этого места все корабли приспускают флаг, отдавая почести мужеству личного состава сторожевого корабля "Туман".

10 августа 2017 09:44 1146
0
0