В этот день отмечается память святого Прокопия Чтеца, принявшего мученическую смерть в начале 4 века. Согласно житию, Прокопий родился в Иерусалиме и служил чтецом в Кесарийской церкви, где разъяснял прихожанам Священное Писание и переводил его на сирийский язык. Святой прославился тем, что обладал даром исцелять одержимых бесами. По приказу наместника Палестины чтеца схватили и принуждали принести жертву языческим богам.
Отказавшийся сделать это Прокопий был обезглавлен. Как считали на Руси, с Прокопия устанавливается хороший, прочный санный путь. «Пришел Прокоп — разрыл сугроб, по снегу ступает, дорогу копает» , — говорили по этому поводу наши предки. В этот день ставили в снегу зимние вехи, чтобы обозначить путь. Дорога, проложенная на Прокопия, держалась до самой весны. «Прокоп зимний дорогу прокопает, а Прокоп перезимый ( 12 марта ) дорогу порушит» , — подмечали люди.
Обычно дороги прокладывали всей деревней, а после этого для работников устраивали угощение и затевали мирской праздник. Поселяне вскладчину покупали барашка, жарили его и звали гостей. В некоторых регионах вместо баранины на стол подавали рыбу. Кроме того, начиная с Прокопьева дня мужики, что называется, «санничали» — изготовляли и чинили сани.
Дети на Прокопа обычно собирались на улице, устраивали шумные гуляния — играли в снежки, катались с гор. Нередко к ребятне присоединялась и деревенская молодежь. Вечером, нагулявшись, загадывали загадки про зимние забавы: про катание с гор ( «Под гору — коняшка, а в гору — деревяшка» ); про детские санки ( «Два волка бежат, оба в небо глядят» ); про лошадей и сани ( «Побегушки бегут, поползушки ползут» ).