Родились в этот день
Александр Сергеевич Яковлев 
19 марта 1906 года - 22 августа 1989 года

Александр Сергеевич Яковлев 

Родился 19 марта  1906 года, в городе Москва, в семье служащего. 
Отец — Сергей Васильевич, окончил московское Александровское коммерческое училище. По окончании обучения служил в транспортном отделе нефтяной фирмы «Товарищество братьев Нобель». Мать — Нина Владимировна, домохозяйка. 
Род Яковлевых происходит из крепостных крестьян графа Дмитриева-Мамонова. 
Дед Александра Сергеевича — Василий Афанасьевич держал в Москве свечную лавку 
у Ильинских ворот и имел подряд на освещение люстр Большого театра.

В 1919—1922 годах работал курьером, продолжая учиться в школе. С 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. В 1920-е годы Яковлев — один 
из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации.

Могила Яковлева на Новодевичьем кладбище Москвы.
В 1924 году Александр Яковлев построил свой первый летательный аппарат — 
планёр АВФ-10, который был премирован как один из лучших советских планёров 
на всесоюзных соревнованиях. Первый полёт АВФ-10 совершил 15 сентября 1924 года, сейчас эта дата отмечается как день рождения ОКБ имени Яковлева.

С 1924 по 1927 год Яковлев работал сначала рабочим, затем мотористом лётного отряда Военно-воздушной Академии имени Н. Е. Жуковского. Несмотря 
на многочисленные просьбы и обращения, в академию его не брали, ввиду 
«не пролетарского происхождения». В 1927 году Яковлев построил лёгкий самолёт АИР-1.

В 1927 году был зачислен в Академию имени Н. Е. Жуковского, которую закончил
в 1931 году. В 1931 поступил инженером на авиазавод № 39 им. Менжинского, 
где в августе 1932 года организовал группу лёгкой авиации.

15 января 1934 года Яковлев стал начальником производственно-конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома, с 1935 по 1956 — главным конструктором. 
Член ВКП(б) с 1938 года. В 1943 году передал присуждённую ему Сталинскую премию 
в Фонд обороны.

С 11 января 1940 года по 1946 год одновременно являлся заместителем наркома авиационной промышленности по новой технике, с марта 1946 года заместителем министра авиационной промышленности (по общим вопросам). В июле 1946 года оставил должность заместителя министра по собственному желанию:

С 1956 по 1984 год — Генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева.

Всего ОКБ создало свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных:
-лёгкие самолеты различного назначения: спортивные, многоцелевые, в том числе реактивные;
-истребители Великой Отечественной войны;
-первые советские реактивные истребители и перехватчики;
-десантные планеры и вертолёты, в том числе самый большой в мире в 1950-е
вертолёт Як-24;
-семейство сверхзвуковых самолётов, включающее первые советские сверхзвуковые бомбардировщики, разведчики и перехватчики;
-первые в СССР самолёты короткого и вертикального взлёта и посадки, включая сверхзвуковой, не имеющий аналогов;
-реактивные пассажирские самолёты;
-беспилотные летательные аппараты;

С 1934 года самолёты ОКБ непрерывно находятся в крупносерийном производстве 
и эксплуатации. Всего построено более 70 тыс. самолётов «Як», в том числе более 
40 тыс. самолётов во время Великой Отечественной войны, в частности 2/3 всех истребителей составляли самолёты Яковлева. Самолёты ОКБ отмечены Ленинской, Государственной и шестью Сталинскими премиями. Они получили широкое распространение в нашей стране и за рубежом. Сталинскую премию первой степени (150 000 рублей)  Яковлев передал в марте 1943 года в Фонд обороны на строительство истребителя для самого лучшего лётчика Советских ВВС.

Скончался 22 августа 1989 в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

19 марта 2015 00:00 463
0
0