Родились в этот день
Иван Никитович Кожедуб
8 июня 1920 года — 8 августа 1991 года

Иван Никитович Кожедуб 

Родился 8 июня 1920 года на Украине в селе Ображеевка (ныне – Сумская область). После окончания школы в 1934 году он поступил в химико-технологический техникум
в городе Шостка. Тогда же Иван увлекся авиацией, занимаясь в Шосткинском аэроклубе, куда пришел в 1938 году. Здесь он совершил свой первый полет, окончил курсы прыжков с парашютом и летные курсы, отлетав на самолетах ПО-2 и У-2.

В 1940 году Иван Никитович Кожедуб был призван в Красную Армию и вскоре определен на обучение в Чугуевское военное авиационное училище. Как один из лучших курсантов, после окончания курса в 1941 году Иван был оставлен в училище на должности инструктора.

С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой сержант Кожедуб был эвакуирован в Среднюю Азию. В этот период он упорно изучал вопросы тактики
и описания воздушных боев. Осенью 1942 года, после многочисленных рапортов
с просьбой отправить его на фронт, Иван Никитович Кожедуб был откомандирован
в 240-й истребительный авиационный полк.

Свой первый боевой вылет он совершил в марте 1943 года, но неудачно – его самолет Ла-5 получил повреждения в бою. Боевой счет Иван Никитович Кожедуб открыл
в 1943 году на Курской дуге, сбив немецкий «Юнкерс-87». Боевое мастерство летчика постоянно совершенствовалось, а количество сбитых самолетов противника увеличивалось буквально с каждым днем.

В августе 1944 года Иван Никитович Кожедуб был назначен заместителем командира 176-го Гвардейского авиаполка, который был перевооружен на новые истребители Ла-7. Ивану Никитовичу Кожедубу достался самолет с бортовым номером «27»,
на котором он воевал до конца войны, а сейчас эта машина является украшением Монинского музея авиации.

За всю войну Иван Никитович ни разу не был сбит. Он умел мгновенно ориентироваться в любой боевой ситуации и виртуозно владел машиной. За годы войны Иван Никитович Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях лично сбил 64 самолета противника. За высокое воинское мастерство, личное мужество и отвагу он был трижды награжден «Золотой Звездой» Героя Советского Союза.

После войны гвардии майор продолжил службу в ВВС, в 1949 году окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а в 1956 году – Академию Генштаба.
В то же время он оставался действующим пилотом-истребителем, осваивая реактивные МиГи-15. Во время войны в Корее (1951-1952 годы) Кожедуб командовал там дивизией, летчики которой одержали 216 воздушных побед. Кожедуб не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации
и подготовке ВВС КНР.

С 1958 года он занимал должность Первого заместителя командующего ВВС Ленинградского, а затем Московского военных округов. Части, которыми руководил Иван Никитович Кожедуб, всегда отличались высокой подготовкой и низким уровнем аварийности. 

С летной работы Иван Никитович ушел в 1970 году и в последующие годы служил в центральном аппарате ВВС и в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны. В 1985 году Ивану Никитовичу Кожедубу было присвоено высшее воинское звание Маршал авиации.

Все это время Кожедуб также вел большую общественную работу. Он был депутатом Верховного Совета СССР, Членом Президиума ЦК ДОСААФ, председателем или президентом десятков различных обществ, комитетов и федераций, много выступал, проводил встречи, давал интервью... Он автор книг «Служу Родине», «Верность Отчизне» и других.

Скончался талантливый летчик Иван Никитович Кожедуб 8 августа 1991 года в Москве от сердечного приступа, был похоронен на Новодевичьем кладбище.

08 июня 2014 10:50 473
0
0