Парусные гонки включают 6 парусных гонок на дистанцию не менее 3-х миль.
Парусные гонки проводятся согласно Правилам соревнований, утверждённым в Шлюпочной сигнальной книге Военно-Морского Флота (ШСК-70). Уточнения даются в гоночной инструкции, объявляемой участникам не менее чем за 12 часов до старта.
Рулевой яла должен иметь удостоверение на право управления шлюпкой или права яхтенного рулевого.
Парусные гонки проводятся на акватории в стороне от судового хода.
К парусным гонкам не допускаются шлюпки с нестандартным или неисправным парусным вооружением, с грязными парусами, не имеющие полностью положенного по табелю вооружения и предметов шлюпочного снабжения, из которых к числу обязательных относятся: якорь с канатом, топор в чехле, водоотливные средства (парусиновое ведро) и две деревянные лейки, гоночный номер, семафорные флажки, спасательные жилеты на каждого члена экипажа.
При проведении соревнований на ялах участникам разрешается:
производить косметический ремонт (мыть, шпаклевать, красить
– при условии, что весь корпус судна окрашен одним колером). Рыбины и люки
должны находиться на штатных местах.
использовать, если предусмотрено Положением о соревнованиях,
два комплекта своих парусов, при этом паруса должны быть изготовлены из единой
стандартной парусины единого покроя, общей площадью фока – 14,6 кв.м., кливера
– 5,8 кв.м.
Запрещается: при подготовке корпуса - обжигать старую краску, производить форсированную сушку, строгать корпус, наносить покрытия, кроме лакокрасочных; использовать металлические талрепы для крепления вант и фала, систему блоков и стопоров для управления парусами.
Представитель экипажа несет материальную ответственность за повреждения корпуса судна и его штатного вооружения.
Обмер площади парусов производится по правилам класса судна.
Каждое судно обязано нести номер на парусе. Размер цифр на парусах должен быть в пределах:
Цвет номера допускается преимущественно чёрный, возможен
красный и синий цвета на парусах второго комплекта.
Дистанция для проведения парусных гонок рекомендуется в форме треугольника и обозначается тремя знаками. Старт и финиш ограничиваются двумя знаками.
Старт, как правило, устанавливается против ветра, прохождение дистанции против часовой стрелки (левая дистанция). Исходя из местных условий, Гоночной инструкцией, могут быть приняты иные варианты дистанции, но, при условии, что участок лавировки составляет не менее 40 % общей длины дистанции.
Знаками, определяющими дистанцию парусных гонок, как правило, должны быть буи или вехи с флагом яркой окраски. Флаги на знаках, ограничивающих линии старта и финиша должны быть другого цвета, чем на дистанции.
Ширина линии старта и финиша должна составлять не менее суммы 1,5 длин стартующих судов.
При отходе от берега экипажи команд должны находиться в спасательных жилетах в течение всего времени пребывания под парусом.
Ответственность за исправное состояние спасательных средств и правильное их использование несёт каждый участник персонально.
Перед выходом на воду рулевой обязан проверить наличие и исправность спасательных средств, исправность рулевого управления, такелажа и рангоута. Крепление такелажа должно обеспечивать немедленную уборку парусов. При отходе от берега в каждой шлюпке должны находиться: все рыбины и люки, четыре весла, четыре уключины, две лейки, ведро. В противном случае экипаж не допускается к парусным гонкам.
При силе ветра свыше 6 баллов хождение под парусами запрещается.
Судейская коллегия имеет право до сигнала или после сигнала «Старт открыт» сократить дистанцию или прекратить гонку из-за неблагоприятных погодных условий, недостаточного ветра и других причин, влияющих на безопасность проведения гонки.
Если гонка была прекращена, то должно быть определено время её проведения и доведено до сведения рулевых.
Стартующей (участвующим в гонке) считается такая шлюпка, которая после сигнала «Подготовительный» маневрирует вблизи линии старта.
Гонка начинается с сигнала «Старт открыт», однако шлюпка обязана подчиняться гоночным правилам с момента сигнала «Подготовительный» и до момента, когда она финиширует и сойдёт с линии финиша или прекратит гонку.
Если в момент старта какая-нибудь часть паруса шлюпки, его экипажа или оборудования находятся на стороне дистанции от стартовой линии, то шлюпка должна полностью пройти под парусом через одно из продолжений стартовой линии на предстартовую сторону стартовой линии, прежде чем стартовать.
Если любая часть корпуса, вооружения или экипажа шлюпки находится на стороне дистанции в течение последней минуты перед сигналом «Старт открыт», то по команде судейской бригады шлюпка должна вернуться, идя под парусом, на предстартовую сторону через одно из продолжений стартовой линии. Если судно не выполнило команду судейской бригады, то ему засчитывается фальстарт.
Если же судно, любая часть корпуса, экипажа или вооружения которого будет зафиксировано со стороны дистанции в пределах треугольника с вершинами – обеими концами стартовой линии и первым знаком дистанции – в течение одной минуты до сигнала «Старт открыт», то оно должно быть дисквалифицировано на эту гонку.
Если шлюпка принята на финише, но не сошла с линии финиша и навалила на знак, ограничивающий линию финиша, то она обязана обогнуть его и финишировать повторно с надлежащей стороны. Время фиксируется по повторному финишу.
Шлюпка не обязана пересекать финишную линию всем корпусом. После финиша она может сойти с финишной линии в любом направлении.
Отзыв судов
Каждое судно во всех гонках обязано иметь гоночный номер. Если в момент подачи сигнала «Старт открыт» какая-либо часть корпуса или вооружения судна находится на линии старта или пересекло её, то оно должно быть, как можно быстрее отозвано.
Если число преждевременно стартующих судов не даёт возможности своевременно их отозвать, судейская коллегия должна дать сигнал «Общий отзыв» для всех стартующих судов. Отозванное или возвращающееся после фальстарта судно должно вернуться на правильную сторону линии старта, обогнув один из знаков, ограничивающих линию старта, уступая дорогу стартующим судам. Как только судно вернулось на правильную сторону, его права на дорогу восстанавливаются.
Общие ограничения
Настоящие правила вступают в силу с момента подачи сигнала «Подготовительный».
Если судно, имеющее право дороги не приняло всех мер для предотвращения столкновения, которое нанесло материальный ущерб судам, то оно дисквалифицируется, как и другое судно.
Судно, имеющее право дороги и вынужденное изменить курс, имеет право заявить протест.
Пока судно не стартовало и не прошло линию старта, любое его приведение, заставляющее другое судно изменить курс во избежание столкновения, должно выполняться медленно, таким образом, чтобы дать наветренному судну место и возможность уступить дорогу. Подветренное судно не должно приводиться круче курса гоночной бейдевинд.
До или после окончания гонки судно не должно создавать опасных помех судну, находящемуся в гонке.
Если судно под парусом не идёт надлежащим курсом, то оно не должно создавать помех судну, оправдывающему себя за допущенные нарушения.
Судно, имеющее право дороги по отношению к другому судну, может изменять свой курс только так, чтобы дать возможность судну уступить дорогу. При этом судно, имеющее право дороги, не должно мешать уступающему судну. Исключением являются случаи, когда судно, имеющее право дороги: ложится на надлежащий курс чтобы стартовать (при этом оно находится на правом галсе, а другое судно – на левом галсе); или обогнуть знак.
Прохождение дистанции
В гоночной инструкции может устанавливаться контрольное время прохождения дистанции. Как правило, оно устанавливается из расчёта минимальной скорости для судов одна морская миля в час. Исходя из местных условий, гоночной инструкцией, может устанавливаться другое контрольное время. Гонка считается состоявшейся для всех участвующих судов, если первое на финише уложилось в контрольное время, выполнив правила.
Судно должно пройти дистанцию под парусом, огибая или обходя
каждый знак с предписанной стороны и в установленной гоночной инструкцией
последовательности. Верёвочка, представляющая путь судна от старта до финиша,
после натяжения должна лежать на предписанной стороне каждого знака, касаясь
при этом каждого поворотного знака. Если судно не выполнило это требование, то
оно подлежит дисквалификации.
Знак имеет предписанную сторону для судна до тех пор, пока оно не обогнуло или не прошло его. Знак стартовой линии начинает иметь предписанную сторону, когда судно приближается к стартовой линии с предстартовой стороны, чтобы стартовать, а финишный знак перестаёт иметь предписанную сторону, когда судно финиширует.
Судно не должно:
совершать навал: на стартовый знак перед стартом, или на
знак, которым начинается, ограничивается или заканчивается проходимый под
парусом участок дистанции или на финишный знак после финиша и до того, пока оно
не отойдёт от линии финиша и знаков;
вынуждать знак либо судно–знак сместится, чтобы избежать
навала.
Если судно было вынуждено нарушить правила из-за неправильных действий другого судна, то оно должно быть оправдано в случаях когда:
другое судно вышло из гонки или выполнило наказание,
предусмотренное гоночной инструкцией, тем самым, признав нарушение правил;
судно подало протест на судно, которое вынудило его нарушить
правило, и он был удовлетворён.
Признание нарушения и наказания
Судно, нарушившее какое-либо гоночное правило во время гонки, немедленно должно или выйти из неё, или выполнить одно из возможных наказаний, предусмотренных Правилами и Гоночной инструкцией, не создавая при этом помех другим судам. Но если судно не исправило своей ошибки и не сошло с гонки, то другие суда обязаны считать его соревнующимся.
Судно, нарушившее гоночные правила, должно немедленно исправить свою ошибку, совершив поворот на 720°.
Определение результатов парусных гонок.
До подведения результатов гонок судейская коллегия должна убедиться в том, что участники, закончившие дистанцию, не нарушили правил.
Результаты участия в парусных гонках определяются по наибольшей сумме очков, полученных в двух лучших гонках из трех. В случае невозможности проведения трех гонок, результат определяется по фактическим проведенным гонкам.
Отсчет времени отставания производится от первого принятого на финише судна. Если судно финишировало первым, но было дисквалифицировано, то оно в зачет не принимается.
При равенстве результатов преимущество получает экипаж,
имеющий лучший результат в последней зачетной гонке.