Оружие на новых физических принципах
Оружие на новых физических принципах
Будущее чудо-оружия

Проблема создания оружия на новых физических принципах очень актуальна. Быстрый научно-технический прогресс позволяет создавать всё новые виды оружия. Некоторые из них могут обеспечить стране, получившей их, абсолютное и неоспоримое превосходство над всеми остальными, т.е., по сути, мировое господство. Человечество вплотную подошло к тому пределу, когда это становится реальностью. И именно потому, что появилась теоретическая возможность создавать "абсолютное оружие", его разработки крайне засекречены. Соответственно, обсуждение подобных разработок очень часто является откровенной спекуляцией, либо прямой дезинформацией, а иногда просто антинаучным мракобесием.

В наибольшей степени на роль "абсолютного оружия" претендует "природное" оружие. Под таковым подразумевается оружие, которое копирует природные катаклизмы, т.е. оружие климатическое и тектоническое (геофизическое). Оно чрезвычайно выгодно в том смысле, что маскируется под природные явления, т.е. противник не понимает, что по нему нанесен удар. При этом разрушения у него могут быть фатальными.

Проблема, однако, в том, что соответствующие природные явления еще недостаточно изучены, чтобы можно было успешно их искусственно копировать. Кроме того, для инициирования тектонических и климатических процессов необходимо гигантское количество энергии, которое, к тому же, надо каким-то образом не только сгенерировать, но и использовать незаметно для внешнего наблюдателя. Наконец, исключительно сложно контролировать данные процессы в плане их силы и направленности. Из-за этого удар может оказаться либо недостаточно сильным, либо, наоборот, слишком разрушительным и неизбирательным, т.е. фатальным не только для противника, но и для человечества в целом, включая страну, применившую подобное оружие.

Сейчас, по-видимому, лишь США чисто теоретически способны овладеть "природным" оружием с точки зрения своего научно-технологического потенциала. Однако начавшееся значительное сокращение военных расходов в совокупности с исключительной сложностью задачи отодвигают его создание в "необозримое будущее". Сегодняшний их потенциал в данной области, включая пресловутый HAARP (High frequency Active Auroral Research Program) на Аляске, относится к области спекуляций и мракобесия, которое в России сильно замешано на антиамериканской паранойе, дошедшей до состояния коллективного психоза. Разумеется, определенное воздействие на атмосферу вполне возможно, причем уже давно (например, хорошо известный москвичам "разгон облаков" над столицей в дни крупных массовых мероприятий), но на полноценное оружие это пока не тянет.

Гораздо интереснее электромагнитное оружие (более известно как СВЧ-оружие, хотя полными эквивалентами эти понятия не являются), которое здесь является синонимом единственного поражающего фактора ядерного оружия, не убивающего людей (по крайней мере, напрямую) – электромагнитного импульса. Роль такого оружия возрастает сейчас, поскольку становится основным, если не единственным средством борьбы с БПЛА (особенно малыми): только оно может обеспечить надежное разрушение их систем связи и управления. Кроме того, только оно обеспечит по-настоящему надежное разрушение тех самых "сетей", на которых строится концепция сетецентрической войны. Применение электромагнитного оружия не только превратит сетецентрическую армию из единого организма в прежний набор людей и "платформ", но и ослепит и оглушит сами "платформы" (бронетехнику, авиацию, корабли). Лишь ПЛ в подводном положении останутся неуязвимыми от него. ВС, подвергшиеся воздействию такого оружия, превращаются в армию времен Второй мировой, при этом многие ее компоненты (например, ПВО) вообще не смогут функционировать. Преимуществами электромагнитного оружия – в практически мгновенном действии (энергия доставляется со скоростью света), значительной дальности воздействия, большом запасе энергии. К тому же оно одновременно может воздействовать на значительное количество целей, ему не нужно боеприпасов, оно не восприимчиво к метеоусловиям, при этом, как ни странно это прозвучит, вполне экологично.

Проблема, как и в случае с "природным" оружием, в необходимости генерации очень большой энергии и обеспечении избирательности применения. Крайне сложно создать компактные автономные генераторы электромагнитного импульса, которые, к тому же, обеспечивали бы его точную направленность. Тем не менее, в данном случае эти проблемы решить всё же гораздо проще, чем инициировать, например, направленное землетрясение. По некоторым данным, в США и России уже созданы действующие образцы такого оружия. Более того, американцы испытывали "Е-бомбы" (ЭМИ-бомбы) в двух войнах против Ирака для поражения систем ПВО и связи противника. Впрочем, полноценным электромагнитным оружием такие бомбы считать нельзя из-за их одноразовости и общей ограниченности применения.

Разновидностью СВЧ-оружия может стать вышеупомянутое климатическое оружие через воздействие на ионосферу Земли. Кроме того, оно теоретически может использоваться как средство ПРО путем создания в атмосфере локальных плазменных образований (плазмоидов), способных разрушить ракету или ее БЧ. Считается, что для этого, в частности, используется всё тот же HAARP, в России данной темой занимается НИИ радиоприборостроения (НИИРП). Правда, пока нет данных о том, чтобы кто-то воплотил данную идею в жизнь. Есть значительные подозрения, что это просто невозможно. Возможно, именно поэтому США прекращают финансирование проекта HAARP.

Еще одной разновидностью СВЧ-оружия является нелетальное оружие. В частности, речь идет об американском "луче боли", т.е. об оружии, создающем у человека очень сильные болевые ощущения (как от ожога), которые он выдержать не способен и обращается в бегство. Впрочем, это средство скорее полицейское, чем боевое.

Также скорее полицейским, т.е. нелетальным, является акустическое оружие. В первую очередь это генераторы инфразвука, который из-за слишком низкой частоты не слышен человеческому уху, но крайне угнетающе действует на его психику. Кроме того, в США разрабатывается система направленного микроволнового облучения, генерирующего в голове человека очень громкий крик, также угнетающе действующий на психику и даже вызывающий физиологические последствия.

Что касается биологического оружия, то здесь существует формальная возможность обойти запрет на него, создав бактерии, не убивающие людей. В США уже проводились эксперименты по выведению бактерий, разрушающих топливо, причем как жидкое (для наземной и авиационной техники), так и твердое (ракетное). Никого не убивая, такие бактерии делают невозможным применение вооружения и техники. Впрочем, это оружие не на новых физических, а на новых химических или биологических принципах.

Оружие, созданное на основе нанотехнологий, является, пожалуй, самым перспективным и наиболее опасным. Здесь теоретически возможно достижение полной скрытности и очень высокой избирательности и точности поражения при отсутствии необходимости в значительном количестве энергии и незначительной опасности развития неконтролируемых процессов. Противостоять применению автономных нанороботов, проникающих в тело человека, либо разрушающих технику, будет практически невозможно. Также практически невозможно будет определить, откуда и кем нанесен удар. При этом создать подобные системы, по-видимому, удастся во вполне обозримом будущем.

Из всех видов оружия на новых физических принципах наиболее практически достижимым представляется лазерное оружие, тем более, что лазеры уже давно используются в ВС (как дальномеры и как средство целеуказания и наведения ракет). Их основное преимущество над другими классами "обычного" оружия очевидно – мгновенное распространение энергии. Даже от ракеты или снаряда можно увернуться, от лазера не увернешься. Главная проблема при создании боевых лазеров – энергетическая. Достаточно сложно создать компактный источник энергии, обеспечивающий лазеру необходимую мощность для разрушения цели, а также компактные системы охлаждения (КПД лазера является достаточно низким, он выделяет очень много тепла). К тому же эффективность лазерного оружия оптического диапазона сильно зависит от состояния атмосферы.

При этом потенциальный боевой лазер будет решать те же задачи, которые сейчас решают ракеты и артиллерия, следовательно, он должен стать дешевле и эффективнее них. В связи с этим крайне сложно представить создание противотанковых лазеров (для прожигания брони понадобится слишком большая мощность, которая к тому же должна генерироваться очень компактным источником). Несколько реальнее создание лазеров ПВО и ПРО, поскольку тонкостенную воздушную цель (самолет, вертолет, ракету) разрушить проще, чем бронеобъект, при этом ограничений на габариты источника энергии для лазера ПВО будет гораздо меньше. Правда, с другой стороны, из-за высокой скорости ракет и самолетов достаточно сложно будет сразу сконцентрировать на этих целях достаточное количество энергии для их разрушения (тем более, что ракеты иногда еще и вращаются в полете). И совсем тяжело будет лазеру, если цель покрыта материалом, хорошо отражающим излучение.

Долгое время казалось, что наиболее перспективными являются космические лазеры, ибо им не мешает атмосфера. В 80-е гг. про космические боевые лазеры говорили, что их создание будет возможно через 15-20 лет. С тех пор минуло уже 30 лет, но лазеры снова обещают через еще 15-20 лет. США и СССР провели массу экспериментов в данной области. В рамках этих экспериментов они как бы добивались определенных успехов, которые, однако, достигались в условиях, весьма далеких от реальных боевых и, тем самым, лишь подтверждали тот факт, что на нынешнем этапе научно-технического развития создание полноценного боевого лазера не представляется возможным. До сих пор не удается решить проблемы мощности и рассеивания луча (даже в космосе, тем более – в атмосфере). Из-за этого подавляющее большинство соответствующих программ было закрыто, успев поглотить огромные деньги.

Последним примером такого провала является американская программа ABL лазера воздушного базирования на Боинге-747-400F, предназначенная для уничтожения баллистических ракет на разгонном участке. Программа разрабатывалась 14 лет, но достичь необходимой мощности луча так и не удалось.

На сегодняшний день единственный реальный образец лазерного оружия создан в Китае. Он установлен на танке Туре 99 и предназначен для ослепления оптических приборов противника и наводчиков-операторов противотанковых средств. Вторым мог стать Израиль, стремившийся создать лазерную систему для уничтожения артиллерийских боеприпасов в полете, но эта программа была закрыта из-за низкой эффективности.

Лазеры большой дальности в стиле рейгановской СОИ еще долго (или даже навсегда) останутся фантастикой. Впрочем, работы по их созданию продолжаются в США и Китае.

В обозримом будущем, скорее всего, более или менее реально лишь создание отнюдь не космических, предназначенных для уничтожения МБР и их БЧ, а наземных и корабельных боевых лазеров малой дальности (тактических). Кроме ослепления противника они будут предназначены для решения задач ПВО, включая борьбу с крылатыми ракетами, малоразмерными высокоточными боеприпасами и БПЛА, в т.ч. малыми. Если ориентироваться именно на малую дальность поражения, гораздо проще решить главные проблемы лазерного оружия: рассеивания луча и потери мощности. В частности, вышеупомянутая программа лазера воздушного базирования ABL трансформируется сейчас в программу ATL (Advanced Tactical Laser) с установкой боевого лазера не на огромном Боинге-747, а на гораздо более скромном «Геркулесе» С-130Н. Наземный тактический лазер ПВО создается в США по программе THEL. В ней участвует и Израиль, который, как было сказано выше, собирался уничтожать лазером артиллерийские боеприпасы (в первую очередь – реактивные снаряды). Схожие проекты пытаются реализовать Германия и Франция, причем французы хотят совместить тактический лазер ПВО (наземного либо корабельного базирования) с пушками и зенитными ракетами, создав поистине универсальный комплекс.

Достаточно перспективными носителями лазерного оружия ПВО могли бы стать дирижабли, поскольку для них гораздо меньше массо-габаритные ограничения на полезную нагрузку. Впрочем, пока таковых нет, в США рассматривается возможность установки лазеров на военно-транспортные и пассажирские самолеты для поражения выпущенных по ним ЗУР (в т.ч. – из ПЗРК при взлете и посадке самолета). Точнее не самих ЗУР, а их систем наведения.

Кроме того, целый ряд стран, вслед за Китаем, создает нелетальное (ослепляющее) лазерное оружие. В частности, во Франции разрабатывается соответствующее лазерное ружье, которое, впрочем, эффективно лишь в темное время суток.

Таким образом, лазеры в боевой строй до сих пор не встали, не видно и проектов, которые могли бы реализоваться в ближайшем будущем. Т.е. теоретически даже и сегодня можно было бы создавать боевые лазеры, но пока они серьезно уступают по критерию "стоимость-эффективность" ракетам. И есть большая вероятность, что эта ситуация не изменится (по крайней мере, в обозримом будущем). Поэтому боевые лазеры, если вообще появятся, скорее всего, займут очень узкую нишу: ослепление вражеских военнослужащих и оптических приборов, а также уничтожение малоразмерных тактических БПЛА.

Создание всех описанных видов оружия – дело исключительно сложное и затратное. Тем не менее, нет сомнений, что рано или поздно дело дойдет до создания боевых систем. Очень показательна история ракетного оружия. Упоминания о нем есть еще в античных текстах, оно совершенно точно использовалось уже в раннем Средневековье, но веками оставалось некой военной экзотикой. Лишь в 50-е гг. ХХ в. произошел прорыв, после которого никакая война без ракет стала невозможна.

Современное высокоточное оружие нельзя считать оружием на новых физических принципах, тем не менее, оно уже значительно снизило роль ядерного сдерживания. Оружие на НФП снизит его в еще большей степени. Готовым к этому надо было быть "вчера". Такое оружие нам не продаст никто и никогда. Нужно иметь фундаментальную науку, которая нам его создаст, и промышленность, которая сможет его произвести.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
21 октября 2013 10:29 2962
2
0