Как известно, БМП появились с целью обеспечения возможности действий пехоты в одних боевых порядках с танками на поле боя. Эти машины должны были стать транспортным средством и броневой защиты для своей пехоты, при этом обладать достаточной огневой мощью для борьбы с вражескими танками и пехотой. Основоположником этого класса бронетехники стала советская БМП-1, принятая на вооружение в 1966 г., на Западе первенцем была немецкая БМП "Мардер", поступившая в части Бундесвера в 1969 г.
Октябрьская война 1973 г. на Ближнем Востоке показала, что появление в войсках в массовом количестве ПТРК и РПГ резко повышает роль БМП, поскольку без "зачистки" поля боя от вражеской пехоты танки теперь воевать не могут. С другой стороны, выяснилось, что уязвимость БМП гораздо выше, чем у танков. Их броню пробивают не только ПТУРы и реактивные гранаты, но и снаряды малокалиберной артиллерии, от которых танки, по крайней мере, совершенно неуязвимы. Более того, под определенным ракурсом броню БМП могли пробить пули обычного стрелкового оружия (ту же БМП-1 в борт с короткой дистанции можно было прострелить даже из "Калашникова").
Еще более того, дальнейшее развитие событий показало, что БМП в их нынешнем виде не подходят не только для участия в танковых сражениях, но даже для противопартизанских войн, поскольку теперь и иррегулярные формирования имеют РПГ и ПТРК в значительных количествах, а также интенсивно ведут минную войну. Это выявилось еще в Афганистане (именно там родилась другая расшифровка аббревиатуры "БМП" – "братская могила пехоты") и окончательно подтвердилось на Кавказе. Никому из пехотинцев сегодня не придет в голову залезть внутрь машины, хотя она, вроде бы, создана, как раз, для того, чтобы защитить людей броней. На машине едут "верхом", только в таком варианте есть шанс выжить в случае подрыва на мине или попадания снаряда. При нахождении внутри шансов никаких, "картонная" броня БМП не защищает, а убивает.
Всё сказанное относится и к западным БМП. Они защищены лучше, чем наши (американская "Брэдли" и английская "Уорриор" выдерживают попадание в лоб 30-миллиметрового снаряда), но ненамного. Однако сильно напрягаться по этому поводу западники не собираются. Европейцы не будут воевать даже против действительно сильных партизанских формирований, а уж классическая война для них исключена полностью. Американцы надеются на свое подавляющее превосходство в воздухе, исключающее крупномасштабные танковые сражения. Для противопартизанских войн они обойдутся паллиативными мерами типа активной брони или бортовых экранов.
Китайцы идут по собственному пути, который несколько "ответвился" от традиционного. Они создали целое семейство амфибийных боевых машин во главе с БМП WZ-502 (она же ZBD-04), на которую установлена башня от нашей БМП-3. Поскольку амфибийность ведет к ослаблению защищенности, была создана новая модификация этой БМП, WZ-502G. За счет усиления броневой защиты она больше не плавает. Зато, по данным китайских источников, башня WZ-502G, а также лоб корпуса выдерживают попадание 30-мм бронебойного снаряда с дистанции 1 км, а борта корпуса выдерживают попадание 14,5 мм боеприпаса с 200 метров. По интересному совпадению, 30 мм – это калибр пушки 2А42, являющейся основным вооружением российской БМП-2. Для справки – на американской БМП "Брэдли" установлена 25-миллиметровая пушка М242. А уж 14,5 мм – это вообще уникальный калибр. Его имеет только один пулемет в мире – наш КПВТ, основное вооружение всех отечественных БТРов. Максимальный калибр западных пулеметов – 12,7 мм.
Первой страной, где родилась мысль делать БМП на базе танков с аналогичным танковому уровнем броневой защиты пехотинцев, стал Израиль. Для этой страны всегда актуальна возможность и крупномасштабных танковых сражений, и противопартизанских войн против формирований, имеющих на вооружении большое количество противотанковых средств (достаточно вспомнить войну в Ливане 2006 г.). При этом здесь очень берегут личный состав. Поэтому на вооружении ЦАХАЛ сначала появилась машина "Пума" на базе танка "Центурион", предназначенная для подвоза к месту "работы" саперов. Затем была создана БМП "Ахзарит" на базе трофейного советского Т-55 (из-за отсутствия пушки "Ахзарит" чаще классифицируют как БТР, но это, в общем-то, игра в термины). Ее экипаж – 3 чел., десант – 7 чел. Масса - 44 т, что на 16 т больше, чем у Т-55 без башни. Это объясняется значительным усилением бронирования. На "Ахзарит" поставлен американский дизель вместо советского, благодаря этому появился проход в корме с правого борта. Через него десант и покидает машину. Вооружение - 4 пулемета (7,62 мм), из них 3 на турелях над люками десантников, один – автоматический с управлением изнутри БМП. Наконец, сейчас на вооружение начала поступать БМП "Намер", базой для которой стал основной израильский танк "Меркава-1" (масса – 60 т, экипаж – 3 чел., десант – 8-9).
Очевидно, в качестве ответа в Иордании на базе того же "Центуриона" была создана БМП "Тимсах". Ее масса – 47 т, экипаж – 3 чел., десант – 10, машина вооружена пушкой (20 мм) и спаренным с ней пулеметом (7,62 мм).
Несколько лет назад на Украине была продемонстрирована машина БТМП-84. Это БМП, созданная на базе танка Т-84 (украинский вариант Т-80). Если на израильских и иорданской "танковых БМП" основное вооружение демонтируется, то на БТМП-84 оно полностью сохранено, включая 125-миллиметровую пушку (лишь ее боекомплект сократился до 36 снарядов). При этом она перевозит десант численностью 5 человек. Однако о ее принятии на вооружение или экспорте ничего не известно.
Омский завод "Трансмаш" еще в 90-е создал "русский "Ахзарит", т.е. БМП на базе Т-55. Он назывался БТР-Т, масса – 38,5 т, экипаж – 2 чел., десант – 5 чел. Возможна установка разнообразного вооружения: пушка (30 мм) или пулемет (12,7 мм), с ними могут быть спарены 2 ПТРК "Конкурс", либо автоматический противопехотный гранатомет АГС-17. Однако ВС РФ машина не понадобилась просто потому, что у нас давно не осталось Т-55, которые можно переделать в БТР-Т, иностранные владельцы этого танка интереса также не проявили (видимо, из-за недостаточного уровня броневой защиты и ограниченных размеров десантного отделения).
При этом сама по себе проблема создания высокозащищенной БМП для нас сегодня чрезвычайно актуальна. Для России существует угроза и крупномасштабной войны, причем в ней вполне возможны будут большие танковые сражения, и классические локальные войны, где тоже, однако, могут быть весьма интенсивные наземные бои (вспомним август 2008-го на Кавказе), и тяжелые противопартизанские войны с сильными диверсионно-террористическими формированиями. Только теперь, в отличие от советского времени, "разбрасываться" людьми мы позволить себе не можем, задача максимального сохранения личного состава становится крайне важной.
Тем не менее, проблема от этого никуда не денется, БМП в их нынешнем виде себя изжили. Если машина должна действовать в одних боевых порядках с танками, то и защищена она должна быть, как танк. В противном случае она не выполнит свою задачу "зачистки" поля боя. Собственно, возражений против создания БМП на базе танка (если не принимать ссылки на Боевой устав, в котором, страшно сказать, подобная машина не прописана, как и БМПТ) только две – она не плавает и у нее в борту нет бойниц для стрельбы пехотинцев из личного оружия. На это можно заметить, что танки тоже не плавают, но это никто не считает их слабым местом.
При стрельбе через бойницу из движущейся машины всё равно ни во что попасть нельзя. К тому же, сейчас этот вопрос снят автоматически, поскольку, как было сказано выше, внутри БМП пехотинцы не ездят, соответственно, изнутри не стреляют. Сейчас активно обсуждается проект создания нового единого шасси "Армата", которое и станет основой всех машин тяжелых бригад – танка, БМП, БМПТ, инженерных машин. Подобную программу под названием Future Combat System (боевая система будущего) пытались реализовать США. Недавно Пентагон отменил эту программу, поскольку она оказалась слишком сложной и дорогой. Возможно, Россия будет удачливее. По крайней мере, пока проект "Армата", вроде бы, активно развивается. Очевидно, довести его до успеха придется любой ценой, поскольку это необходимо еще и с точки зрения создания нового танка.