Флот
Флот
Боевые паромы

Универсальный десантный корабль Белль Вуд

В развитии десантных кораблей наблюдаются две тенденции. Европейская подразумевает создание кораблей для миротворческих операций (возможно, они будут действовать в сопровождении патрульных кораблей океанской зоны). Американская (или американо-азиатская) – создание классических "штурмовых" ДК. При этом в обоих случаях налицо увеличение размеров и, соответственно, постепенное уменьшение количества.

В период после окончания холодной войны в европейских странах наблюдается значительный рост количества десантных кораблей. В Великобритании были построены УДК «Океан», 2 ДВКД типа «Альбион» и 4 ДТД типа «Бэй». В Италии была достроена (до 3 единиц) начатая в конце 80-х серия ДВКД типа "Сан Джорджио", кроме того, легкий авианосец «Кавур», по сути, является УДК. В Испании на смену устаревшим американским десантным кораблям были построены УДК типа «Хуан Карлос» и 2 ДВКД типа «Галисия». В Голландии, которая в годы холодной войны не имела десантных кораблей, в 2000-х были построены ДВКД "Роттердам" и "Йохан де Витт". Во Франции были построены 2 УДК типа «Мистраль» (ожидается постройка еще одного). Предполагается строительство 2-3 ДВКД или УДК для ВМС Германии. Причем если в начале 90-х на один большой десантный корабль в европейских ВМС приходилось более 13 эскортных кораблей (крейсеров, эсминцев, фрегатов), то сейчас – немногим более 5 эсминцев и фрегатов.

Большие европейские десантные корабли имеют крайне слабое (чисто символическое) собственное вооружение и также чисто символическую конструктивную защиту. Они построены со значительным использованием гражданских технологий и являются, по сути, "военизированными паромами". В совокупности с уменьшением количества эскортных кораблей это означает, что десантные корабли планируется применять не в классических военных, а в полицейско-миротворческих операциях, когда никакого реального сопротивления со стороны ВС противника не предполагается. В этом случае ДК выступают не как «штурмовые» корабли, а как плавучие базы (в т.ч. и базы отдыха) наземных сил и как потенциальные КП всей миротворческой операции. На всякий случай эти корабли будут охранять немногочисленные фрегаты, ориентированные на ПВО. В Дании данная концепция доведена до совершенства в виде кораблей типа "Абсалон", представляющих собой уникальный "гибрид" фрегата и десантного корабля. В будущем для сопровождения десантных кораблей, возможно, станут использоваться океанские патрульные корабли, не имеющие ракетного вооружения.

В США десантные корабли развиваются по гораздо более традиционной "штурмовой" концепции. Сейчас они включают 8 УДК типа "Уосп" и 1 типа "Тарава" (еще 2 в резерве), 8 ДВКД типа "Сан Антонио" и 2 типа "Остин" (еще 6 в резерве), 8 ДТД типа "Уидби Айленд" и 4 десантных транспорта типа "Харперс Ферри". В резерве также имеются 4 старых ТДК типа "Ньюпорт". При этом происходит постепенное размывание границы между авианосцами и УДК (особенно в условиях развития палубных БПЛА). Новые УДК типа "Америка", способные принимать палубные самолеты с обычным взлетом и посадкой, в любой другой стране считались бы авианосцами. Они будут дополняться скоростными ДК катамаранного типа, которые станут заменителями прежних ТДК. Это транспортные катамараны JHSV (Joint High Speed Vessel). Они построены по схеме SWATH (small waterplane area twin-hull, катамаран с малой площадью ватерлинии), имеют длину 90-100 м, ширину 26 м, максимальная скорость – 35-40 уз. Десантовместимость составляет 300-1000 чел., до 15 танков или до 250 ед. автомобильной техники. При этом подразумевается возможность высадки людей и техники на необорудованное побережье, как с обычного десантного корабля. Считается, что группа из 10-12 подобных кораблей (именно столько и предполагается построить для ВМС США) способна перебросить бригаду сухопутных войск или морской пехоты за 10 ч. на 900 км. Ни военно-транспортная авиация, ни обычные транспортные суда не способны решить данную задачу (первая – из-за низкой грузоподъемности, вторые – из-за низкой скорости).

В Австралии УДК «Канберра» строится по испанскому проекту

В том же направлении, что и США, разумеется, двинутся азиаты, строительство больших десантных кораблей ведется в Китае (4 ДВКД пр. 071, за которыми последуют УДК), Японии (3 ДТД типа "Осуми", за которыми последуют УДК типа «Идзумо») и Республике Корея (4 ДВКД типа "Докдо"). Индия свой первый и пока единственный ДВКД типа «Остин» купила в США. Всё это – корабли американского "штурмового" типа. Исключение составляет Австралия, где УДК "Канберра" строится по испанскому проекту. ДК на воздушной подушке, скорее всего, окажутся тупиковой ветвью развития, либо займут узкую нишу "тактических" ДК, предназначенных для проведения десантных операций на незначительном удалении от линии фронта и собственных баз (Эгейское море, Корейский полуостров, Юго-Восточная Азия). Проблема их в том, что для поддержания на весу тяжелого корабля нужно ставить очень мощные вентиляторы. А для движения корабля нужны огромные и мощные воздушные винты, занимающие очень много места и чрезвычайно уязвимые в бою. В итоге область применения таких КВП оказалась весьма ограниченной. В СССР построили довольно много ДКВП различных типов. Самыми крупными стали ДКВП пр. 12322 "Зубр" (водоизмещение более 500 т, длина 56 м, скорость до 60 уз., способны брать на борт 3 танка или 140 морпехов). У России сейчас осталось всего 2 таких корабля, зато 3 мы продали в Грецию. Есть у нас сейчас около 10 более маленьких и старых ДКВП пр. 12321, 1206 и 1205.

Кроме нас десантный катер на ВП LCAC (150 т, 50 уз., несёт 1 танк) создали в США. Таких катеров построено около 100, они базируются на американских УДК и ДВКД. Десантные катера пр. 724 в количестве примерно 30 шт. строились в КНР. Это, наверное, самые маленькие КВП в мире (6,5 т, длина 12 м, берут на борт 10 десантников).
Альтернативой ДКВП могут стать десантные катера катамаранного типа. Пока такие катера (L-cat) созданы только во Франции для УДК типа "Мистраль". Их водоизмещение 300 т, скорость 30 уз., перевозит до 100 т различных грузов.

Десантные силы ВМФ РФ до сих пор состоят лишь из устаревших ТДК (в основном – пр. 775 польской постройки, по нашей классификации они относятся к БДК), которые могут применяться либо против стран, не имеющих ни ВМС, ни ВВС, ни полноценной береговой обороны, либо использоваться в качестве транспортных судов для перевозки войск и грузов на берег, ранее уже занятый своими войсками без помощи таких кораблей. Как было сказано выше, в составе ВМФ осталось несколько ДКВП, однако они способны высаживать лишь небольшие тактические десанты вблизи линии фронта. С другой стороны, непонятно, куда вообще российский ВМФ может высаживать десанты, это не будет нам нужно ни при каком мыслимом сегодня варианте ведения Россией войны. Кроме того, у России почти не осталось кораблей, обеспечивающих охрану десанта на переходе морем. В связи с этим крайне скандальный характер приняла сделка по закупке во Франции четырех крайне дорогостоящих УДК типа "Мистраль". У России нет и не будет ни малейшей военной, политической или экономической необходимости в проведении миротворческо-полицейских операций на отдаленных ТВД, для которых предназначены подобные УДК. Совершенно бессмысленно использовать "Мистрали" и в качестве плавучих КП корабельных соединений, поскольку ВМФ РФ не способен ни на одном флоте сформировать ни одного подобного соединения, причем подобная ситуация сохранится еще, как минимум, лет 30.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

14 ноября 2013 11:34 2730
3
0