USS Abraham Lincoln (CVN 72)
После окончания холодной войны из состава морской авиации США были выведены сразу 4 типа палубных боевых самолетов: истребители F-14, штурмовики А-6 и А-7, противолодочные S-3. Последним даже формально не нашлось никакой замены (вертолеты нельзя считать заменой самолету), первые три типа были формально заменены истребителем-штурмовиком F/А-18. В 70-е гг. ХХ в. этот самолет проиграл конкурс F-16 и не был принят на вооружение ВВС США. По иронии судьбы, он вполне может пережить своего бывшего победителя и стать самым долгоживущим истребителем 4-го поколения в составе ВС США. Более того, сохранение производства этого самолета в модификациях Е и F, вполне вероятно, позволит морской авиации США избежать "проблемы F-35". Особенно учитывая тот факт, что F/A-18E/F стоят, как минимум, вдвое дешевле F-35. Количество F/A-18E/F и самолетов РЭБ EA-18G в ближайшие годы будет доведено до 515 и 114 соответственно (при наличии также более чем 500 F/А-18 ранних модификаций А-D). Кроме того, достаточно успешно ведется разработка палубного боевого БПЛА Х-47В с боевым радиусом до 2 тыс. км и 2 тоннами боевой нагрузки. Возможно, число боеготовых авианосцев будет сокращено с 10 до 8-9. Это никак не повлияет на возможности США вести войны ограниченного масштаба, но еще более снизит возможности для участия в крупномасштабных конфликтах.
AV-8B Harrier
Наличие у США 10 атомных авианосцев делает для других стран практически невозможным соревнование с ними. Впрочем, Китай попытается таки в это соревнование включиться (о крайней мере, на Тихом океане), пользуясь американскими экономическими проблемами. Об этом однозначно свидетельствует ввод в строй авианосца "Ляонин".
Авианосец "Ляонин"
Тяжелый авианесущий крейсер Северного флота России "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
Французский атомный авианосец «Шарль де Голль» (Charles De Gaulle).
INS Vikramaditya
Двумя и даже четырьмя авианосцами мы не сможем противостоять ВМС даже одних США, тем более – НАТО в целом. Можно отметить, что хотя в последние 20 лет общая тенденция сокращений затронула все виды ВС почти всех стран НАТО, именно ВМС в сравнении с ВВС и, тем более, с сухопутными войсками, менее всего сократились количественно, при этом больше всех обновились качественно. США, как было сказано выше, сейчас имеют 10 атомных авианосцев в строю и еще 1 атомный и 7 с обычной ЭУ в резерве. Против этого количества нельзя бороться двумя аналогичными кораблями.
В итоге единственным мыслимым вариантом использования авианосцев в случае «большой» войны (с НАТО или Китаем) становится отодвигание рубежа ПВО и ПДО на несколько сот миль от своих берегов. Есть подозрение, что такую задачу гораздо дешевле и эффективнее можно решить, развивая и совершенствуя ВВС, ПВО, береговые ПКРК и подводный флот. Особенно учитывая тот факт, что авианосцы при подобном варианте их использования окажутся «одноразовыми изделиями».
Остается еще вариант использования авианосцев для «набеговых» операций в странах «третьего мира». Однако достаточно сложно понять, зачем нам это надо. Нам ведь не нужно захватывать чужие ресурсы, свои бы удержать. Оказывать давление на некоторые исламские страны (типа Пакистана или Саудовской Аравии)? Теоретически это возможно, но совершенно неочевидно, что ради этой теоретической возможности надо идти на столь значительные практические затраты.
Таким образом, нам надо либо строить полноценный авианосный флот (по 3-4 корабля на СФ и ТОФ), что, однако, в обозримом будущем совершенно нереально, либо пока отложить данный проект. Если только не исходить из того, что первые два авианосца будут заведомо учебно-экспериментальными кораблями, предназначенными для приобретения опыта строительства и эксплуатации авианосцев и авианосных соединений. А также для решения всех тех проблем, которые перечислены выше. И только после того, как этот опыт будет приобретен, можно будет строить настоящий авианосный флот. Реально данный процесс может начаться не ранее середины 30-х гг. Если к тому времени он по какой-то причине вообще не утратит смысл.