В 80-е гг. ХХ в. истребители 4-го поколения начали уверенно
вытеснять из ВВС основных стран мира своих предшественников второго и третьего
поколений, а ученые, инженеры и военные уже работали над 5-м поколением.
Общие требования к истребителю 5-го поколения определялись
примерно так: малая заметность (не только радиолокационная, но и инфракрасная,
а также наличие пассивных средств разведки), сверхзвуковая крейсерская
скорость, высокая маневренность, многоканальность по целям и наводимым на них
ракетам, очень высокая степень автономности и автоматизации боевой работы.
Изначально рассматривалось и требование многофункциональности, т.е. способности
одинаково успешно работать по воздушным, наземным и надводным целям, но постепенно
оно отошло на задний план, хотя и не было снято совсем. Полностью умерло
требование иметь высокие взлетно-посадочные характеристики (т.е. возможность
эксплуатации с коротких полос). Все эти требования разрабатывались в конце
холодной войны с расчетом на крупномасштабные войны с участием тысяч машин.
Однако в железо машины начали воплощаться, когда холодная
война уже закончились и геополитические условия изменились кардинально. В этой
ситуации проявился главный недостаток истребителей 5-го поколения –
исключительно высокая цена. Самолеты были буквально дороже золота (т.е. они
стоили больше, чем кусок золота аналогичного веса). Для истребителя это
абсолютно ненормально, ибо самолеты этого класса – «расходный материал». Если
подобные машины рассчитаны на войну с противником, который не может их сбить,
то они избыточны, с таким противником прекрасно могут справиться гораздо более
дешевые машины 4-го поколения. Если воевать ими нужно с равным противником, то
самолетов нужно будет очень много, поскольку в такой войне темп потерь будет
чрезвычайно высоким. А очень много «золотых» истребителей потянет очень немного
стран. Или вообще ни одна.
Кроме того, из-за требований малозаметности оружие на
истребителе 5-го поколения должно быть убрано с внешних подвесок во внутренние
отсеки. Из-за чего самолет берет его в два-три раза меньше, чем машина 4-го
поколения. Создает малозаметность и еще одну проблему. Для современного
истребителя мощная РЛС чуть ли не более важна, чем оружие, поскольку главное в
современном воздушном бою – обнаружить противника первым. Но излучение РЛС
автоматически уничтожает невидимость самолета. В таком случае непонятно, зачем
невидимость вообще нужна.
Однако осознание всех этих недостатков пришло тогда, когда
работы над 5-м поколением шли уже полным ходом. Останавливать их не были готовы
ни военные, ни руководители ВПК. «Впереди планеты всей», разумеется, были США,
а их потенциальные оппоненты, естественно, не хотели отставать.
Первым стал F-22
«Рэптор». В конце 80-х для ВВС США планировалось произвести 750 таких
машин. Первый опытный экземпляр взлетел в 1997 г., серийное производство велось
с 2001 по 2011 гг. В ходе него и выяснилось, что машина «золотая». Стоимость
собственно истребителя составила почти 150 млн. долларов, а с учетом разработки
и различных косвенных затрат превысила 400 млн. Из-за этого программа
производства сокращалась несколько раз. Было выпущено 5 экспериментальных и
предсерийных машин (сейчас 2 из них в музеях, 3 являются наземными стендами), а
затем 192 серийных экземпляра. Из них к настоящему времени еще одна стала
наземным стендом, 4 потеряно в авариях. Осталось, соответственно, 187 – ровно в
4 раза меньше, чем по первоначальным планам. Назвать такое количество машин
достаточным для «нормальной» войны довольно сложно, а против заведомо
слабейшего противника «Рэпторы» совершенно не нужны.
Истребитель несет всего 8 ракет «воздух-воздух», почти вдвое
меньше, чем его предшественник 4-го поколения F-15. Очень высокими ТТХ обладает РЛС AN/APG-77, которая посылает не мощные
импульсы в узком диапазоне, как «нормальные» РЛС, а низкоэнергетические
импульсы в широком диапазоне частот. Это позволяет резко снизить опасность
обнаружения истребителя по излучению его собственной РЛС. Тем самым американцы
в значительной степени справились с одним из недостатков машин 5-го поколения,
но автоматически усугубили основной недостаток (высокую цену машины). При этом
ради снижения заметности F-22
лишен возможности обмениваться информацией с истребителями любых других типов.
Тем самым он практически полностью выпадает из концепции «сетецентрической
войны», на которой строятся нынешние ВС США. Таким образом, крайне
сложно однозначно ответит на вопрос, стал ли «Рэптор» триумфом или, наоборот,
провалом. И стоила ли игра свеч.
Самолет как бы проходит боевое крещение в Ираке и Сирии, но
лишь в несвойственной для него роли ударного самолета и, главное, заведомо вне
зоны действия ПВО какого-либо противника. Таким образом, данный боевой опыт
является весьма условным.
Американцы и для 5-го поколения решили не отказываться от
концепции сочетания тяжелого и легкого истребителей. Тяжелый F-22 должен был заменить F-15 (в реальности он заменил
только его ранние модификации А и В), а вместо легкого F-16 на вооружение ВВС должен был поступить
F-35А «Лайтнинг-2» в
количестве аж 1763 машин. Кроме F-16
он должен был заменить еще и штурмовик А-10. Для ВМС США разрабатывались
F-35В с вертикальным
взлетом и посадкой и F-35С
для традиционной горизонтальной посадки на авианосец. Авиация флота должна
получить 260 F-35С для
замены F/A-18A/B/C/D, авиация морской пехоты –
340 F-35В и 80 F-35С (сейчас эти планы
изменены на 353 и 67 соответственно) для замены тех же F/А-18 и «Харриеров».
Изначально предполагалось, что F-35 будет чуть ли не дешевле F-16, но жизнь
«откорректировала» эти планы. Цена каждого из вариантов «Лайтнинга-2» ушла
сильно за 100 млн. долларов за штуку. При развертывании массового производства
предполагается снизить цену до 83 млн. для F-35А, что всё равно будет сильно дороже даже самых дорогих
вариантов F-16. В связи
с этим совершенно удивительна мысль о том, что F-35А заменит А-10 – штурмовик,
предназначенный для действий непосредственно над полем боя, под огнем всех
возможных средств ПВО противника (в классической войне штурмовики считаются
«одноразовыми» машинами). Цена морских вариантов F-35 ниже 100 млн. явно не опустится. Вся
программа, видимо, обойдется Пентагону не менее чем в 1 трлн. долларов, став
самой дорогой в мировой истории. При этом по большинству параметров «Лайтнинг-2»
не соответствует требованиям к истребителю 5-го поколения. К тому же он в
типовом варианте может нести всего две ракеты «воздух-воздух» и две УАБ.
Впрочем, летчики хвалят самолет за очень хорошую управляемость.
Ко всему прочему, темпы производства F-35 сильно отстают от первоначального
графика. Мелкосерийное производство началось в 2006 г., полномасштабное
ожидается лишь с 2019 г. На данный момент ВВС имеют 145 F-35А, включая 4 предсерийных (еще 1
превращен в наземный стенд, 1 списан из-за пожара на земле), авиация флота – 30
F-35С, включая 4
предсерийных (кроме того, 1 опытовый самолет находится в музее), авиация
морской пехоты – 62 F-35В,
в т.ч. 5 предсерийных (еще 1 в музее) и 2 F-35С. При этом если авиация ВМС имеет альтернативу «Лайтнингу-2»
в лице F/A-18E/F «Супер Хорнет», то у ВВС альтернативы ему нет, самолет будет
«доводиться» любой ценой (в прямом и переносном смысле данного выражения).
Вашингтон категорически отказывается продавать F-22 даже ближайшим
союзникам, а вот F-35
должен широко пойти на экспорт, как в страны НАТО, так и в Азию. Причем, как и
у самих США, у большинства их союзников просто нет ему альтернативы.
ВС Великобритании должны получить 138 F-35B. В первую очередь, они должны летать с
авианосцев, но таковые пока не готовы. В настоящее время для англичан
произведено 15 F-35В,
из которых лишь 3 поступили в Великобританию и летают с наземных аэродромов.
Для ВС Италии планировалось приобрести 131 F-35, однако затем планы были
сокращены до 90 машин – 60 F-35А
для ВВС, 30 F-35В для
ВМС. Сейчас поставлены 9 и 1 соответственно, причем сборка самолетов ведется в
самой Италии.
Все остальные потенциальные клиенты получают или собираются
получить лишь F-35А для
ВВС.
ВС Голландии планировали получить 85 «Лайтнингов-2»,
затем планы были урезаны до 37 машин, из которых сейчас изготовлены 2. ВС
Норвегии закупают 52 машины, из которых сейчас изготовлены 12. Все
голландские и норвежские машины пока находятся на испытаниях в США. ВС
Канады должны получить 65 F-35А,
ВС Дании – 27 (изначально и те, и другие планировали закупку 30 машин), ВС
Турции – 100, их изготовление пока не началось. Всего, таким образом,
страны НАТО (кроме самих США) должны иметь 509 F-35, из которых пока изготовлено 39.
ВС Израиля изначально собирались приобрести 19 F-35А, затем планы были
расширены до 50. Сейчас на вооружение ВВС страны уже поступило 11 машин. 100 F-35А должны поступить в ВС
Австралии, сейчас изготовлены 6 машин. ВС Японии получили 8 F-35А из 42 запланированных.
40 истребителей должны поступить на вооружение ВС Республики Корея, пока
изготовлен один.
Насколько правильна вся указанная концепция – сказать крайне
сложно, хотя американские истребители 5-го поколения летают уже более 20 лет.
Однако пока прямо не доказано обратное, концепция должна считаться выдающейся.
Поэтому по американскому пути ожидаемо двинулись другие (кто имеет такую
возможность).
Лидером среди «других» оказался Китай с истребителем J-20. На данный момент
изготовлено 11 опытных и предсерийных образцов, за которыми последовали 6 строевых
машин с бортовыми номерами 78271-78276. Эти 6 самолетов поступили на вооружение
176-й авиационной бригады, находящейся в прямом подчинении штаба ВВС НОАК.
Проводить какие-либо сравнения J-20
с F-22 бессмысленно,
поскольку никаких подтвержденных данных о китайском самолете нет. Легким
истребителем 5-го поколения, т.е. alter ego F-35, должен был стать J-31. Он создавался параллельно с J-20, но, в отличие от него, на
вооружение до сих пор не поступил и остался в одном или двух опытных
экземплярах. Дальнейшая судьба самолета неясна.
Это же относится и к японскому самолету Х-2, который
существует в единственном опытном экземпляре. Факт закупки Токио F-35, скорее всего,
свидетельствует о том, что на данный момент Япония истребитель 5-го поколения
не потянула.
Россия отстала от Китая, поскольку ее истребитель 5-го
поколения, хотя и сменил «испытательное» название Т-50 на «строевое» Су-57, на
вооружение пока не поступил. Сейчас построено 3 наземных стенда и 10 летных
прототипов, один из которых потерпел аварию, но был восстановлен. При этом,
однако, то ли две, то ли четыре машины уже прошли сверхкороткие (менее недели)
испытания в Сирии.
О Су-57 известно, на самом деле, ненамного больше, чем о J-20, поэтому и его
сравнивать с «американцами» пока нет смысла. Основной «фишкой» истребителя
считается дополнительная РЛС, которая может размещаться на различных элементах
планера самолета. Ее наличие увеличивает помехозащищенность и способность
обнаруживать малозаметные самолеты противника. Собственная малозаметность «имеет
место быть», но, в отличие от США, в России авиаконструкторы традиционно
основное внимание обращают на маневренность самолета. Спор между американской
невидимостью и российской маневренностью, видимо, будет вечным.
Для ВВС РФ предполагается первоначально закупить всего 12
строевых Су-57. К такому количеству даже слово «мало» не получается применить.
Возникает лишь вопрос – не лучше ли вместо них купить, например, 24 Су-35С?
Под названием FGFA Су-57 должен поступить на вооружение ВС Индии, однако
пока судьба этого проекта не вполне ясна из-за постоянно меняющихся требований
и запросов Дели.
На данный момент пятое поколение истребителей исчерпывается описанной четверкой машин (F-22, F-35, J-20, Су-57). Не исключено, что пополнения у нее никогда не будет. В частности, стоит отметить, что ни одна европейская страна даже не рассматривает возможность создания собственного истребителя 5-го поколения. Европа в силу целого ряда причин экономического, политического и психологического характера постепенно выпадает из военной технологической гонки, в которой теперь участвуют США, Россия и ряд стран восточной половины Азии. Впрочем, не исключено, что в данном случае европейцы окажутся правы, отказавшись от создания «золотых истребителей», из-за своей дороговизны не способных воевать. Эти машины окупятся, только если им придется участвовать в большой войне против равного по силам противника. И не просто участвовать, а обеспечить в этой войне победу. Насколько велика вероятность подобного развития событий?
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа