В ВВС различных стран мира остается еще довольно много истребителей 2-го и 3-го поколений. Они принимали участие во множестве локальных войн, описать их результаты в одной статье нет никакой возможности. Только на сюжет «F-4 против МиГ-21» можно написать брошюру. При этом в описании побед и потерь каждого типа самолета всегда есть множество противоречий, в зависимости от того, какая сторона занимается описанием. Слишком велика в этих описаниях роль пропаганды. Необходимо сопоставление множества источников для получения хотя бы относительно объективной картины.
«Лицом» современных ВВС являются истребители 4-го поколения. И останутся этим «лицом» еще очень надолго (5-е поколение строить очень тяжело). Поэтому наиболее интересно изучить их боевой опыт. Который гораздо меньше, чем у их предшественников. Так, ни в одном бою ни разу не участвовали китайские машины 4-го поколения J-11 («клон» Су-27) и J-10. Европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и шведский «Гриппен» участвовали лишь в «полигонной» войне в Ливии («Рафаль» еще воевал в столь же «полигонном» Мали), работая в отсутствии ПВО противника по наземным целям. Таким образом, реальный боевой опыт имеют всего 6 типов самолетов 4-го поколения: американские F-15, F-16, F/А-18, советские/российские Су-27 и МиГ-29, французский «Мираж-2000».
Первым истребителем 4-го поколения, поступившим на вооружение, стал F-15. Соответственно, он же первым и уйдет в историю: из 893 F-15А/В/С/D, состоявших на вооружении ВВС США, сейчас осталось 253 в строю и 187 на хранении, т.е. меньше половины первоначального количества. При этом данный самолет в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег» вместе взятых.
Впрочем, наибольших успехов F-15 добились в составе ВВС Израиля, а не США. Впервые они вступили в бой с ВВС Сирии в июне 1979 года до мая 1982 года они сбили от 9 до 14 сирийских МиГ-21 и 1-2 МиГ-25 (меньшие значения подтверждены сирийцами, большие – утверждения израильтян). При этом по советско-сирийским данным в воздушных боях сбито 3-4 F-15 (2 – МиГами-21, 1-2 – МиГами-25), еще 4 – ЗРК «Оса». Евреи категорически отрицают боевые потери F-15 по каким-либо причинам, сирийцы никаких практических доказательств своих побед не предоставляют.
В ходе наиболее интенсивных боев в июне 1982 года F-15 по первоначальным израильским заявлениям сбили 63 сирийских самолета. Впоследствии евреи выставили более реалистичную цифру – 32 самолета (18 МиГ-21, 12 МиГ-23, 2 самолета неопределенного типа). Сирийцы претендуют, как минимум, на 5 сбитых F-15, евреи это отрицают, признавая лишь серьезное повреждение одного самолета в бою с МиГ-21.
В конце 1983 года произошла новая вспышка боевых действий в Ливане и над ним, причем на этот раз сирийцы воевали не только против Израиля, но и против НАТО. По советским данным сирийские МиГ-23МЛ сбили 3 F-15. Евреи отрицают сам факт этих боев, не признавая потерь и не претендуя на победы.
Наконец, в июне 1989 года израильские F-15 сбили 2 сирийских МиГ-29.
Саудовские F-15С в июне 1984 года сбили 1 или 2 иранских истребителя F-4. Затем во время «Бури в пустыне» в январе 1991 года ими были сбиты 2 иракских истребителя «Мираж-F1». При этом в феврале (еще во время войны) был потерян один саудовский F-15С. По официальным заявлениям это произошло по техническим причинам.
Именно во время «Бури в пустыне» произошел боевой дебют F-15 ВВС США. Они и нанесли основные потери ВВС Ирака, сбив 4-5 МиГ-29, 2 МиГ-25, 6-8 МиГ-23, 2 МиГ-21, 1 Су-7, 4 Су-22, 2 Су-25, 6-7 "Миражей-F1", 3 вертолета.
Наконец, во время агрессии НАТО против Югославии в марте-июне 1999 года американские F-15С сбили 3 или 4 югославских МиГ-29.
Никаких потерь (по крайней мере, подтвержденных) F-15 не имели ни в воздушных боях, ни от наземной ПВО.
Все потери пришлись на F-15Е, при этом побед у него нет. Что, впрочем, естественно. Если F-15A/B/C/D создавался и эксплуатировался в качестве «чистого» истребителя, то F-15Е – это ударный самолет, хотя и теоретически способный вести воздушный бой. Строго говоря, его некорректно называть истребителем 4-го поколения. Тем не менее, это ведь F-15.
Еще перед началом «Бури в пустыне» (в конце 1990 года) разбился на Аравийском полуострове F-15Е с бортовым номером 87-0203. Непосредственно на войне были потеряны 2 F-15E: 88-1689 (сбит иракской зенитной артиллерией) и 88-1692 (сбит ЗРК С-75). Во время активной фазы второй иракской войны, в апреле 2003 года иракской ПВО был сбит 1 F-15Е (88-1694). В июле 2009 года в Афганистане разбился F-15Е (90-0231), причина гибели неизвестна. В марте 2011года в Ливии разбился F-15Е (91-0304). Он почти наверняка разбился по техническим причинам, поскольку силам Каддафи было просто нечем его сбивать, они и не претендовали на эту победу.
F-16 имеет гораздо более богатую боевую биографию, чем F-15, при этом побед у него гораздо меньше, а потерь гораздо больше.
С июля 1981 года по май 1982 года израильские F-16 сбили 4 сирийских МиГ-21 и 2 МиГ-23. При этом, якобы, сирийские ЗРК «Оса» сбили 3 F-16, чему доказательств нет. Евреи же полностью отрицают любые боевые потери как F-15, так и F-16.
В ходе интенсивных боев в июне 1982 года израильские F-16, якобы, сбили 45 сирийских самолетов, затем это число уменьшилось до 33, причем почти все они не были отождествлены по типам. Реально на их счету было 3-6 МиГ-23МФ и 9 ударных самолетов (7 Су-22 и 2 МиГ-23БН). При этом сирийцы претендуют на уничтожение 3-6 F-16 в боях с МиГ-23МФ, чего евреи, как было сказано выше, не подтверждают.
Во время последней ливанской войны в июле 2006 года разбился израильский F-16D (бортовой номер 489, он же 00-1045), но он упал сразу после взлета, поэтому в данном случае речь однозначно идет об аварии, а не о воздействии ПВО «Хезболлы».
Вслед за израильскими в бой вступили пакистанские F-16, участвовавшие на стороне душманов в необъявленной войне против СССР и тогдашнего афганского правительства. На их счету 2 истребителя ВВС Афганистана МиГ-23, 3-4 штурмовика Су-22, 2 пассажирских самолета (Ан-26 и Ан-32), причем уничтожение последних было, вообще-то, военным преступлением (Запад их почему-то не заметил), а также 1 штурмовик ВВС СССР Су-25 (его пилотировал А. Руцкой). Потеряли пакистанцы 1 F-16 (бортовой номер 81-0918, он же 85720). Он был сбит 29 апреля 1987 года, когда пакистанские истребители встретились с советскими МиГ-23МЛД (т.е. истребителями 3-го поколения). Впрочем, по официальной версии F-16 был по ошибке сбит его же собственным ведомым, но большинство независимых исследований считают, что он всё же стал жертвой МиГа.
Американские F-16 впервые вступили в бой во время «Бури в пустыне». Поскольку борьба с иракскими истребителями была полностью возложена на F-15, F-16 использовался как ударный самолет. Поэтому на его счету в той войне нет ни одной победы, зато есть значительные потери. Еще перед началом войны на Аравийском полуострове разбились 3 F-16 ВВС США (79-0040, 83-1151, 88-0483). Непосредственно во время войны были потеряны 7 F-16, из них сбитыми официально считаются три: 84-1390 (ПЗРК «Игла»), 87-0228 (ЗРК "Квадрат"), 87-0257 (ЗРК С-125). Почему погибли еще четыре (84-1218, 84-1379, 87-0224, 86-0329) не вполне ясно.
Первой победы в Ираке F-16 добился в декабре 1992 году: обеспечивая соблюдения «бесполетной зоны» он сбил иракский МиГ-25.
Во время второй иракской войны в 2003-2008 годах было потеряно 5 F-16 ВВС США. В ноябре 2006 года F-16CG (90-0776) погиб во время оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Официально считается, что он так увлекся погоней за целью (автомобилем боевиков), что потерял ориентацию и столкнулся с землей. О причинах гибели еще 4 F-16 (88-0424, 89-0231, 92-3901, 93-0554) «история умалчивает». Также неизвестна причина потери единственного F-16С ВВС США (00-0219) в Афганистане в апреле 2013 года.
Во время войны в Боснии и Герцеговине 28 февраля 1994 года американские F-16 сбили 4 сербских штурмовика J-21, причем 3 из 4 сбил один американский летчик. Боевые потери составили 1 F-16С (89-2032), который в июне 1995 года был сбит ЗРК «Квадрат». Еще 3 F-16 ВВС США в ходе той же войны считаются потерянными по техническим причинам.
Во время войны 1999 года американские F-16 сбили 1 или 2 сербских МиГ-29 (второй, возможно, был сбит своим же ЗРК «Квадрат»). Собственные потери составили 1 F-16С (88-0550), который в ночь с 1 на 2 мая был сбит ЗРК С-125.
Кроме того, во время той же агрессии НАТО против Югославии еще один сербский МиГ-29 был сбит F-16А голландских ВВС, причем, что крайне необычно, голландец сбил серба не ракетой «воздух – воздух», а противорадиолокационной ракетой (видимо, она навелась на РЛС МиГа). С другой стороны, в августе 2006 года ВВС Голландии по неизвестной причине потеряли F-16A (J-364) в Афганистане.
Боевые успехи имеют F-16 ВВС Венесуэлы. В ноябре 1992 года во время неудачного военного мятежа они сбили 3 легких штурмовика (2 OV-10 американского и 1 АТ-27 бразильского производства) собственных ВВС, оказывавших поддержку мятежникам.
Наконец, F-16 задействованы (причем с обеих сторон) в постоянной необъявленной холодной войне между «заклятыми союзниками» по НАТО – Грецией и Турцией. Иногда эта холодная война становится горячей. В частности, в октябре 1996 года турецкий F-16D был сбит греческим истребителем «Мираж-2000EG» (один из двух турецких летчиков погиб). А в мае 2006 года греческий и турецкий F-16 доманеврировались до того, что столкнулись. Оба самолета разбились, греческий летчик погиб.
В мае 2013 года турецкий F-16С по неизвестным причинам упал рядом с сирийской границей. Неясно, идет ли речь о потере по техническим причинам или от воздействия ПВО Сирии. В марте 2014 года турецкие F-16 сбили сирийский МиГ-23.
Палубный истребитель 4-го поколения морской авиации США F/А-18 имеет меньше всего побед и потерь. В первую ночь «Бури в пустыне» (с 17 на 18 января 1991 года) эти истребители сбили два иракских истребителя 2-го поколения МиГ-21. В ту же ночь F/А-18С (бортовой номер 163484) был сбит иракским истребителем-перехватчиком МиГ-25. Это единственная официально признанная потеря боевого самолета, принадлежащего ВС США, в воздушном бою за весь период после окончания Вьетнамской войны и единственная официально признанная потеря американского истребителя 4-го поколения в бою с самолетом советского производства. Кроме того, во время «Бури в пустыне» были потеряны по неясным причинам еще 2 F/А-18 (163096, 163121). Также по неясным причинам 1 F/А-18С был потерян в апреле 1994 года во время войны в Боснии. В начале второй иракской войны в апреле 2003 года F/А-18С (164974) был сбит своим ЗРК «Пэтриот». Кроме того, во время этой войны в зоне боевых действий были потеряны еще 4 F/А-18 в двух парных столкновениях: 2 F/A-18С в мае 2005 года, по 1 F/A-18E и F/А-18F в январе 2008 года.
Су-27 впервые вступил в бой уже в составе ВВС РФ над Абхазией во время войны 1992-1993 годов. Там имела место единственная боевая потеря этого самолета: 19 марта 1993 года российский Су-27 был сбит грузинским ЗРК С-75. Возможно, в ответ российские Су-27 сбили 1 или 2 грузинских штурмовика Су-25, но прямых подтверждений этого нет.
Во время войны 1998-2000 годов между Эфиопией и Эритреей эфиопские Су-27 сбили, по разным данным, от 1 до 4 эритрейских МиГ-29 и, возможно, до двух МиГ-23. Причем считается, что эфиопские Су-27 пилотировались российскими летчиками, а эритрейские МиГи – украинскими. Кроме того, в августе 1999 года эфиопский Су-27 сбил частный пассажирский «Лирджет-35», случайно залетевший в воздушное пространство страны.
Таким образом, успехи Су-27 весьма скромны, причем его жертвами становились исключительно наши же самолеты. Впрочем, возможности воевать с западными самолетами у него просто не было.
У МиГ-29 всё, к сожалению, гораздо хуже. Все бои со своими «коллегами», т.е. другими истребителями 4-го поколения он, как было показано выше, неизменно проигрывал с «сухим счетом». В боях с F-15 было потеряно 9-10 МиГ-29, с F-16 – 2-3, с Су-27 – 1-4. Т.е. всего было сбито 12-17 МиГ-29, они же не сбили ни одного «коллеги». Все победы МиГ-29 достигнуты над самолетами, по отношению к которым его превосходство очевидно. Во время «Бури в пустыне», возможно, иракский МиГ-29 сбил британский бомбардировщик «Торнадо» (ZA467), но западные источники этого не подтверждают. В 1996 году кубинские МиГ-29 сбили 2 Цессны-337 (легкие пассажирские самолеты, перевозившие какие-то грузы для кубинских диссидентов). Эритрейские МиГ-29, возможно, сбили 3-4 эфиопских МиГ-21, 3 МиГ-23БН, 1 Су-25, точных подтверждений этих побед нет. Т.е., не исключено, что все победы МиГ-29 за 25 лет – две «Цессны».
При этом, возможно, есть у МиГ-29 потери от наземной ПВО. В июне 1992 года российский ЗРК «Оса» сбил или подбил над Приднестровьем молдавский МиГ-29 (Молдавия не подтверждает потерю). В 2012 году ПВО Южного Судана, видимо, сбила суданский МиГ-29.
На счету «Миража-2000» один «коллега» есть, о чем уже было сказано выше: греческий «Мираж-2000EG» 8 октября 1996 года сбил турецкий F-16D. Подтвержденная боевая потеря у французского истребителя тоже одна: в августе 1995 году над Боснией сербским ПЗРК («Стрела-2» или «Игла») был сбит «Мираж-2000N» (бортовой номер 346) ВВС Франции. Надо отметить, что «Мираж-2000N» - это не истребитель, а ударный самолет, причем предназначенный для нанесения ядерных ударов. Поэтому его, как и F-15Е, не совсем корректно включать в данное описание. Тем не менее, это «Мираж-2000».
Кроме того, также над Боснией в апреле 1993 года был потерян «Мираж-2000С» (это, как раз, истребитель), причина гибели неясна. В Афганистане в мае 2011 года разбился «Мираж-2000D» (612) ВВС Франции. Впрочем, это тоже ударная, а не истребительная модификация данного самолета.
Нет особых сомнений, что всем описанным типам самолетов еще не раз придется вступать в бой, поэтому их результаты изменятся. Почти наверняка будут проверены в настоящем, а не полигонном бою остальные истребители 4-го, а затем и 5-го поколения. Последние еще не имели возможности повоевать и продемонстрировать свое абсолютное превосходство над предшественниками. Или показать, что никакого превосходства нет, а вся концепция истребителя 5-го поколения является ошибкой.