Западный ВО
Западный ВО
Самый благополучный

Балтийский и Черноморский флоты до середины ХХ в. были главными отечественными флотами. Однако с началом холодной войны они стремительно утратили стратегическое значение, поскольку оказались в «бутылках, пробки от которых находятся в руках НАТО». Поэтому главными стали два океанских флота – СФ и ТОФ. В постсоветский период ситуация еще более усугубилась, поскольку СФ и ТОФ полностью сохранили «подведомственное» побережье и систему баз, а БФ и ЧФ понесли в этом плане очень серьезные потери. Главная база ЧФ вообще оказалась за границей, а главная база БФ – в маленьком Калининградском анклаве. Тем не менее, дальнейшие судьбы флотов сложились по-разному. ЧФ лихорадит до сих пор, его судьба неочевидна. БФ же в некотором смысле является самым благополучным из отечественных флотов. Во-первых, он базируется в наиболее спокойных, комфортных и развитых (по сравнению с остальными флотами) регионах РФ. Во-вторых, именно на его зону ответственности приходится основная кораблестроительная база постсоветской России (поэтому ему достаются наиболее новые и современные корабли). В-третьих, хотя формально БФ находится в самом «логове НАТО», в реальности именно на его ТВД геополитическая ситуация наиболее спокойная, а вероятность войны, на самом деле, равна нулю.

Сегодня в составе БФ находятся 3 ПЛ (2 пр. 877, обе в ремонте, 1 новейшая пр. 677), 2 эсминца пр. 956 (оба в ремонте), 2 наиболее современных в ВМФ РФ сторожевых корабля пр. 11540, 3 новейших корвета пр. 20380, 8 МПК пр. 1331 (построены в покойной ГДР), 4 МРК пр. 12341, 7 ракетных катеров пр. 12411, 20 тральщиков, 4 БДК пр. 775 (в т.ч. 1 775М), 2 ДКВП пр. 12322. БФ является самым молодым из четырех российских флотов, здесь нет ни одной единицы, построенной даже в 70-е гг., всего 3 корабля построены до 1985 г.

Нельзя не отметить, что новейшая ПЛ пр. 677 введена в состав флота чисто условно, поскольку у нее очень серьезные проблемы с двигательной установкой. А корветы пр. 20380 вообще не понятно, для чего построены. У них слишком сильное ударное вооружение, чтобы быть сторожевыми кораблями, и слишком слабая ПВО (а ПЛО – вообще нулевая) для «нормальной» войны. Однако, в тех геополитических условиях, в которых находится БФ, всё это нельзя считать большой проблемой.

Теоретическими конкурентами БФ на его ТВД выступают целых 6 стран НАТО и 2 нейтральные страны, тесно сотрудничающие с НАТО. Тем не менее, угроза с их стороны является чисто виртуальной как из-за тотального сокращения их флотов, так и, что гораздо важнее, из-за полной неготовности воевать.

ВМС Германии (Бундесмарине) насчитывают менее 50 боевых единиц. Подводный флот включает 4 ПЛ пр. 212 (еще 2 строятся), которые стали первыми в мире ПЛ с воздухонезависимой энергетической установкой. Кроме того, в отстое находятся 5 списанных ПЛ пр. 206 (их либо продадут, либо отправят на слом). Фрегатов сегодня у немцев имеется 13 – 3 новейших типа «Заксен», 4 современных типа «Бранденбург» и 6 старых типа «Бремен» (еще 2 корабля этого типа выведены из состава ВМС и, возможно, будут проданы, за ними последуют и остальные «Бремены»). Кроме того, в составе Бундесмарине имеется 5 корветов типа «Брауншвейг», 8 ракетных катеров типа «Гепард» (в отстое еще 2 «Гепарда» и 2 более старых «Альбатроса», которые служат источником запчастей для уцелевших катеров) и 20 тральщиков (10 пр. 332, 5 пр. 333, 5 пр. 352). Немецкий флот обладает нулевыми десантными возможностями и не способен наносить удары по целям в глубине суши.

В ВМС Польши имеется 5 ПЛ – 1 советской постройки пр. 877 и 4 норвежской типа «Коббен» (еще одна такая ПЛ используется как береговая станция для обучения курсантов). Надводный флот включает 2 бывших американских фрегата типа «Оливер Перри», корвет «Кажуб», 5 ракетных катеров (3 построенных в ГДР типа «Оркан» и 2 советских пр. 1241Т; еще 2 таких же катера списаны и находятся в отстое), 19 тральщиков и 5 средних десантных кораблей типа «Люблин». ПКР имеют на вооружении только фрегаты и ракетные катера, причем это ракеты трех разных типов: у фрегатов – «Гарпун», у пр. 1241Т – П-20, у «Орканов» - шведские RBS-15. Амбициозные планы строительства серии новых корветов были отменены из-за бюджетных ограничений. По данной причине перспективы польского флота сейчас вообще очень туманны: все его корабли построены до 1995 г. («Коббены» - вообще в 60-е), это самый возрастной флот на Балтике. Кроме «Орканов», все его корабли и катера должны быть списаны в ближайшие годы, никакой замены им не предвидится.

Дания с географической точки зрения относится к Северному морю, но на Балтике у нее есть целый Борнхольм, поэтому можно и ее включить в число балтийских стран. ВМС традиционно считались в Дании главным видом ВС и обладали значительной боевой мощью. В конце 80-х здесь были созданы уникальные модульные корветы типа «Флювефискен», которые, в зависимости от установленного вооружения, могли быть ракетными, либо патрульными кораблями, либо тральщиками. А уже в ХХI в. в состав датского флота вошли не менее уникальные корабли типа «Абсалон», которые имеют огневую мощь фрегата (ПКР «Гарпун», 127-мм орудие) и при этом являются десантными кораблями (могут нести 4 десантных катера и до 7 танков «Леопард-2»). Однако последние бюджетные сокращения нанесли датскому флоту больше потерь, чем любой противник. Реальным боевым потенциалом обладают лишь 5 единиц: 2 вышеупомянутых корабля типа «Абсалон» и 3 фрегата типа «Ивер Хютфельдт». 4 фрегата типа «Тетис» не имеют ракетного вооружения и, фактически, являются патрульными кораблями. Есть также 2 патрульных корабля типа «Кнуд Расмуссен» и 1 типа «Флювефискен» (еще 10 в отстое). Имеется 6 сторожевых катеров и 10 малых тральщиков.

ВМС Литвы имеют в своем составе 3 сторожевых корабля датской постройки типа «Флювефискен», 1 бывший норвежский ракетный катер «Сторм», не имеющий ракет и использующийся как патрульный, 1 бывший норвежский минзаг, 2 бывших английских тральщика типа «Хант» и 1 бывший немецкий тральщик типа «Линдау». Ни один из этих кораблей и катеров не имеет никакого ракетного вооружения. В начале 90-х Литва получила от России 2 МПК пр. 1124 (они стали платой за строительство литовцами жилья для офицеров в Калининградской области), которые в ее ВМС классифицировались как фрегаты. Литва собиралась продать их в Грузию, но после августовской войны 2008 г. НАТО ввело негласное, но предельно жесткое эмбарго на продажу Грузии любых вооружений, поэтому оба корабля пошли на слом.

ВМС Латвии включают бывший норвежский минзаг (аналогичный литовскому), 5 бывших голландских тральщиков, 2 бывших норвежских ракетных катеров типа «Сторм» (как и в Литве, не имеют ПКР и используются в качестве сторожевых) и десяток катеров береговой охраны, вооруженных только пулеметами.

ВМС Эстонии состоят из трех бывших английских тральщиков типа «Сэндаун». Единственный фрегат датской постройки (по сути, патрульный корабль, не имевший ракет) списан из-за отсутствия финансирования и, видимо, вернется в Данию, где отправится на слом.

Таким образом, флоты всех трех стран Балтии являются таковыми лишь формально. Фактически они подходят лишь для охраны экономической зоны в мирное время. В случае войны их боевая ценность (даже суммарная) равна нулю (тем более, что эти страны не имеют еще и боевой авиации).

В целом, из шести натовских флотов серьезной силой по меркам данного ТВД является лишь немецкий. Датские ВМС слишком маленькие, польские слишком старые, а флоты стран Балтии вообще являются фикцией.

ВМС Швеции включают три десятка единиц. В составе подводного флота имеются 3 ПЛ типа «Готланд» и 2 типа «Вестергетланд» («Сёдерманланд»). Кроме того, 3 ПЛ типа «Нэккен» находятся на хранении. Надводные силы представлены корветами типа «Стокгольм» (2), «Гётеборг» (2, еще 2 выведены и предлагаются на продажу), «Висбю» (2, еще 3 проходят модернизацию и испытания) и тральщиками типа «Ландсорт» (7) и «Стирсё» (4). Все шведские ПЛ, корабли и катера построены в самой Швеции по собственным проектам и традиционно отличаются очень высоким качеством.

Основу ВМС Финляндии составляют 8 ракетных катеров – по 4 типов «Раума» и «Хамина». Они вооружены ПКР RBS-15, а на катерах типа «Хамина» имеется такая экзотика, как южноафриканские ЗРК типа «Умконто». Кроме того, имеется 6 минзагов и 13 тральщиков, а также несколько десятков десантных катеров.

Таким образом, БФ сегодня вполне адекватен ситуации на своем ТВД, причем тенденции к ухудшению ситуации не наблюдается. Скорее наоборот. Темпы обновления БФ невелики, но у соседей, включая даже немцев, они еще ниже.

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа
04 сентября 2013 12:53 2209
2
0