ВВС и ПВО
ВВС и ПВО
Армейская вертушка
Ми-24
В постсоветский период ВС РФ пережили множество разнообразных структурных реформ, из которых, пожалуй, самой спорной была передача в 2003 г. армейской авиации из сухопутных войск в ВВС.
Слишком очевидно, что армейская авиация потому и называется армейской, что действует исключительно в интересах сухопутных войск в качестве универсального транспортного средства и для обеспечения огневой поддержки. Причем, в отличие от наземной техники, вертолеты способны работать в любых природно-климатических условиях. Это очень ярко проявилось в ходе Афганской войны, где для 40-й Армии «тандем» боевого вертолета Ми-24 и многоцелевого Ми-8 был примерно тем же, чем танк Т-34 во время Великой Отечественной для Советской армии в целом. Очень похожей была ситуация в ходе обеих Чеченских войн.
Весьма показательно, что в сухопутных войсках США вертолетные батальоны входят непосредственно в состав дивизий (всех без исключения, а не только воздушно-десантной и воздушно-штурмовой). У нас же вертолеты были отняты у сухопутчиков по крайне сомнительному принципу «всё, что летает, должно быть в ВВС». Впрочем, ситуация несколько изменилась к лучшему после создания нынешних военных округов, имеющих статус объединенных стратегических командований на ТВД. Это, по крайней мере, теоретически, позволяет оперативно переподчинять вертолетчиков «кому надо».
Вышеупомянутые Ми-24 и Ми-8 остаются основой армейской авиации РФ, будучи машинами совершенно выдающимися. Достаточно сказать, что Ми-8 непрерывно выпускается с 1961 г., т.е. уже 56 лет, при этом о прекращении его выпуска (как для ВС и гражданских структур РФ, так и на экспорт) нет и речи! Ми-24, что интересно, был создан по концепции, оказавшейся ошибочной: из него пытались сделать ударно-десантный вертолет, для чего оснастили большим по объему грузо-пассажирским отсеком. В реальности Ми-24 никогда десант не возил, этим занимался исключительно Ми-8. Но наличие отсека оказалось, тем не менее, полезным: в нем можно перевозить полезные грузы, бортмеханика (который иногда становился еще одним стрелком), а также эвакуировать экипажи сбитых самолетов и вертолетов, чего не способны делать западные ударные вертолеты (у них нет места для «лишних людей»). Кроме того, большие размеры Ми-24 дали неожиданный эффект – крайне устрашающий внешний вид машины, очень угнетающе действующий на противника.
В своих войнах в составе отечественных ВС обе машины понесли очень большие потери. В Афганистане погибло 127 Ми-24 и 174 Ми-8, в Чечне – 28 и 41 соответственно. Тем не менее, «баланс» их боевого применения был однозначно положительным.
В конце 80-х для замены Ми-24 был объявлен конкурс на разработку нового ударного вертолета, на котором главными соперниками стали Ми-28 и Ка-50, затем превратившийся Ка-52. Конкурс сильно затянулся, из советского стал российским, в итоге «победила дружба», т.е. на вооружение были приняты обе машины. Более того, на вооружении при этом остались не только сам Ми-24 (в последней модификации Ми-24П), но и его глубоко модернизированный вариант Ми-35М, изначально предназначавшийся только для экспорта. Т.е. вместо одного вертолета армейская авиация получила четыре! Очевидно, по принципу «не пропадать же добру».
Действительно, в каждом вертолете было что-то положительное, лоббистские возможности производителей также весьма сильны, в итоге Минобороны не сумело отказать никому. Все указанные вертолеты уже прошли «боевое крещение» в Сирии, нанеся противнику очень серьезные потери. Собственные потери составили 2 Ми-35М (сбиты) и 2 Ми-28Н (разбились).
В настоящее время большая часть боевых и многоцелевых вертолетов распределена по вертолетным полкам, бригадам, базам и полкам армейской авиации. Вертолет Ми-8 имеет множество боевых, транспортных и специальных модификаций, которые далее не детализированы.
15-я бригада армейской авиации ЗВО (Остров, Псковская область) имеет в своем составе 10 Ми-24П, 6 Ми-35М, 12 Ми-28Н, 12 Ка-52, 20 Ми-8, 5 тяжелых транспортных вертолетов Ми-26.
16-я бригада армейской авиации ЮВО (Зерноград, Ростовская область) имеет на вооружении 21 Ми-28Н, 3 Ми-35М, 8 Ми-8.
17-я бригада армейской авиации ЦВО (Каменск-Уральский, Свердловская
область, Упрун, Челябинская область) оснащена 16 Ми-24П, 26 Ми-8, 5
Ми-26.
18-я бригада армейской авиации ВВО (аэродром Большой, Хабаровск) имеет в своем составе 16 Ми-24П, 13 Ка-52, 21 Ми-8, 6 Ми-26.
378-я база армейской авиации ЗВО (Вязьма, Смоленская область) имеет в своем составе 16 Ми-24П, 19 Ми-8.
439-я база армейской авиации ВВО (аэродром Черемушки, Чита) имеет на вооружении 16 Ми-24П, 16 Ми-8. В ближайшее время база преобразуется в 112-й вертолетный полк.
575-я база армейской авиации ВВО (Черниговка, Приморский край) имеет на вооружении 16 Ми-24П, 20 Ка-52, 19 Ми-8.
39-й вертолетный полк ЮВО (Джанкой, Крым) оснащен 12 Ми-35М, 17 Ка-52, 8 Ми-8.
55-й вертолетный полк ЮВО (Кореновск, Краснодарский край) имеет в своем составе 5 Ка-52, 12 Ми-28Н, 10 Ми-35М, 17 Ми-8.
337-й вертолетный полк ЦВО (аэродром Толмачево, Новосибирск) оснащен 14 Ми-24П, 20 Ми-8.
487-й вертолетный полк ЮВО (Буденновск, Ставропольский край) имеет на вооружении 17 Ми-28Н, 11 Ми-35М, 14 Ми-8.
549-й полк армейской авиации ЗВО (Пушкин и Прибылово, Ленинградская область) оснащен 10 Ми-24П, 6 Ми-35М, 3 Ми-28Н, 26 Ми-8.
Кроме того, боевые и многоцелевые вертолеты входят в состав ряда других авиационных частей. В 98-м смешанном авиаполку ОСК «Север» (Мончегорск, Мурманская область) имеется 8 Ми-24П, в 403-м смешанном авиаполку ОСК «Север» (Североморск) – 3 Ми-8 и 1 Ми-26, в 33-м смешанном авиаполку ЗВО (Левашово, Ленинградская область) – 18 Ми-8, в 318-м смешанном авиаполку ЧФ (Кача, Крым) – 4 Ми-8, в 390-м военно-транспортном авиаполку ЦВО (Кольцово, Екатеринбург) – 3 Ми-8. В составе 72-й авиабазы ЗВО (аэродромы Чкаловск и Черняховск, Калининградская область) – 8 Ми-24, 4 Ми-8, на 7060-й авиабазе ВВО (Елизово, Петропавловск-Камчатский) – 7 Ми-8, на 7062-й авиабазе ВВО (аэродром Николаевка, Находка, Приморский край) – 2 Ми-8. 1 Ми-8 и 1 Ми-26 входят в состав вертолетного отряда на острове Итуруп (южные Курильские о-ва), 12 Ми-8 – в состав 8-й авиадивизии особого назначения (аэродром Чкаловский, Московская область). На 3624-й авиабазе ЮВО (Эребуни, Армения) имеется 4 Ми-24П, 7 Ми-8, на 999-й авиабазе (Кант, Киргизия) – 2 Ми-8.
На вооружении 344-го Центра боевого применения и переучивания летного состава (Торжок, Тверская область) имеется 16 Ми-24, 4 Ми-35, 16 Ми-28 (в т.ч. 3 УБ), 8 Ка-52, 15 Ми-8, 6 Ми-26.
Всего на вооружении ВС РФ состоят 150 Ми-24П, 52 Ми-35М, 81 Ми-28Н, 75 Ка-52, 285 Ми-8, 24 Ми-26. Кроме того, значительное количество Ми-24 и Ми-8 ранних модификаций находится на хранении, но их возвращение в строй крайне маловероятно. В последние годы произошло очень серьезное обновление боевого состава армейской авиации, тем не менее, учитывая огромные размеры России и разноплановость существующих угроз, это количество ни в коем случае нельзя считать достаточным.
Американская армейская авиация заведомо остается крупнейшей в мире, догнать ее практически невозможно. Авиация сухопутных войск НОАК по количеству вертолетов уже значительно превзошла российскую армейскую авиацию, но пока имеет определенные проблемы с качеством. Значительное количество боевых, многоцелевых и транспортных вертолетов также имеется в составе ВС Великобритании, ВС Франции, ВС Германии, ВС Италии, ВС Турции, ВС Индии, ВС Японии и ряда других стран.
Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
02 ноября 2017 11:01
58810