ВВС и ПВО
ВВС и ПВО
Главная / Военная аналитика / Россия / ВВС и ПВО / Почти полвека без боя
Почти полвека без боя
МиГ-21

После Второй Мировой войны в СССР очень опасались массированных ударов американской авиации (подобных тем, которые разрушили Германию и Японию). И отдавали приоритет развитию собственной истребительной авиации.

Однако «неприоритетная» фронтовая ударная авиация приобрела очень значительный, причем, в целом, весьма успешный боевой опыт в Афганистане и в Чечне, а сейчас закрепляет его в Сирии. А вот истребительная авиация всерьез повоевала только в Корее в 1950-53 гг., но это, по сути, стало продолжением Второй Мировой. За последующие более чем шесть десятилетий отечественные истребители по-настоящему воевали лишь летом 1970 г. над Суэцким каналом (за Египет против Израиля), причем нельзя сказать, что успешно. В небе Вьетнама, вопреки распространенным и устойчивым мифам, в кабинах советских истребителей против американцев воевали исключительно вьетнамцы. Эта война стала триумфом советских самолетов (в первую очередь – МиГ-21), но не летчиков. При этом натерпевшиеся от «21-го» американцы создали F-15, который на голову превосходил по всем параметрам не только сам МиГ-21, но и его наследника МиГ-23. Перехватчик МиГ-25 обладал феноменальными (отчасти непревзойденными до сих пор) скоростными и высотными характеристиками, но он не мог вести маневренный воздушный бой, к тому же был дискредитирован перелетом в Японию на этом самолете предателя Беленко в 1976 г. 

МиГ-29

В рамках перехода к четвертому поколению истребителей в СССР было решено повторить американскую концепцию сочетания тяжелого и легкого истребителей при количественном отношении между ними примерно 1:3. Однако получилось не совсем то. Американский тяжелый F-15 был почти «чистым» истребителем, а легкий F-16 – многоцелевым истребителем-бомбардировщиком с большим уклоном в ударные функции. Т.е. самолеты, на самом деле, дополняли друг друга. Советские тяжелый Су-27 и легкий МиГ-29 оба стали «чистыми» истребителями с минимальными ударными возможностями. Т.е. они не дополняли, а дублировали друг друга. В итоге после развала СССР и резкого ухудшения экономической ситуации в России они стали, по сути, друг другу конкурентами. У МиГ-29 единственным преимуществом перед Су-27 была более низкая цена, по ТТХ же абсолютное превосходство имел Су-27. Просто за счет более крупных размеров он мог брать больше топлива (т.е. имел большую дальность полета), имел более мощные РЛС и средства РЭБ, а также, разумеется, большую боевую нагрузку во всех аспектах – массы, количества, номенклатуры боеприпасов. По этой же причине он имел гораздо большие возможности для модернизации. В частности, в начале 90-х на базе учебно-боевого Су-27УБ был создан двухместный Су-30, почти идеальный многоцелевой истребитель-бомбардировщик. В 90-е и начале 2000-х, когда российский ВПК работал почти исключительно на экспорт, Су-27 и Су-30 стали одними из наиболее успешных товаров. Эти самолеты поступили на вооружение ВВС НОАК и морской авиации ВМС НОАК, а затем - ВС Индии (в этой стране Су-30 производятся по лицензии), ВС Индонезии, ВС Вьетнама, ВС Алжира, ВС Малайзии, ВС Венесуэлы, ВС Казахстана, ВС Эфиопии, ВС Анголы и даже ВС Уганды. Очень значительные экспортные доходы позволили ОКБ Сухого разработать версии Су-30М2 и Су-30СМ для отечественных ВВС, а затем истребитель Су-35С, внешне почти неотличимый от Су-27, но имеющий принципиально другие боевые возможности. Единственным же удачным экспортным контрактом МиГ-29 стала поставка его палубного варианта в Индию. Продажи небольшого количества этих самолетов для ВС Судана, ВС Мьянмы и ВС Бангладеш ни в какое сравнение с успехами Су-27/30 не шли. Для собственных ВВС был создан МиГ-35, но гораздо позже, чем Су-30 и Су-35 и без каких-либо преимуществ над ними. В итоге, когда в конце 2000-х возобновились закупки самолетов для ВКС РФ в значительных количествах, они были полностью монополизированы «Сухими». 

Су-27

Сейчас истребительная авиация представляется собой сочетание произведенных еще в СССР Су-27 (часть из них модернизирована по варианту СМ) и МиГ-29 с новейшими Су-30СМ/М2 и Су-35С. Кроме того, остается на вооружении перехватчик МиГ-31, наследник МиГ-25, самолет еще более уникальный. Его летные ТТХ ненамного ниже, чем у МиГ-25, а возможности бортовой РЛС с ФАР не имеют аналогов в мире. 

В ОСК «Север» имеется единственный 98-й смешанный авиаполк (Мончегорск, Мурманская область), в составе которого, в частности, имеется 14 МиГ-31БМ.

В ЗВО имеются 72-я авиабаза (4-й штурмовой и 689-й истребительный авиаполки, аэродромы Чкаловск и Черняховск, Калининградская область) с 11 Су-27 и 8 Су-30СМ, 14-й истребительный авиаполк (иап) (Курск) с 24 Су-30СМ, 159-й иап (Бесовец, Карелия) с несколькии Су-27 и 27 Су-35С (из них, впрочем, 4 находятся в Сирии), 790-й иап (Хотилово, Тверская область) с 19-24 МиГ-31 (3-5 БМ, 16-19 БСМ), 14 Су-27 (в т.ч. 4 СМ, 2 УБ) и 6 Су-35С. Кроме того, в Липецке и в Саваслейке (Нижегородская область) развернут 4-й Центр боевого применения и переучивания летного состава. На его вооружении находятся 9 Су-27, 9 МиГ-29, 7 Су-30, 7 Су-35С, 13 МиГ-31; еще 93 МиГ-29 - на хранении.

В ЮВО имеются 3-й иап (Крымск, Краснодарский край) с 24 Су-27СМ3, 5 Су-27УБ/УП и 8 Су-30М2, 31-й иап (Миллерово, Ростовская область) с 10 МиГ-29 и 22 Су-30СМ, 38-й иап (Бельбек, Севастополь) с 24 Су-27 (в т.ч. 12 СМ) и 5 Су-30М2. Кроме того, в составе 43-го морского штурмового авиаполка (Саки, Крым) имеется 12 Су-30СМ. На 3624-й авиабазе (Эребуни, Армения) развернуты 18 МиГ-29 (в т.ч. 4 УБ). Кроме того, на территории ЮВО (в Краснодарском крае) размещены две учебные авиабазы. На 195-й авиабазе (Кущевская) – 12 Су-27, 12 МиГ-29, на 200-й авиабазе (Армавир) – 20 МиГ-29. 

В ЦВО имеется два иап с перехватчиками МиГ-31БМ: 712-й (Канск, Красноярский край) и 764-й (Большое Савино, Пермь), 21 и 24 машины соответственно.

В ВВО имеется 22-й иап (Центральная-Угловая, Приморский край) с 22 МиГ-31БСМ, 11 Су-27 (9 СМ, 2 УБ), 11 Су-35С и 4 Су-30М2, 23-й иап (Дзёмги, Хабаровский край) с 17 Су-27 (12 СМ, 4 УБ), 6 Су-30 (4 СМ, 2 М2) и 17 Су-35С, 120-й авиаполк (Домна, Забайкальский край) с 24 Су-30СМ, 7060-я авиабаза (Елизово, Петропавловск-Камчатский) с 10 МиГ-31. 

Всего, таким образом, в ВКС РФ имеется 69 МиГ-29 (и 93 на хранении), 120-130 МиГ-31, более 140 Су-27 (в т.ч. не менее 50 СМ), 68 Су-35С, 120 Су-30, причем поступление Су-35С и Су-30 продолжается, но при этом списываются МиГ-29 и ранние Су-27. На самом деле, на хранении находится еще не менее 100 МиГ-29, Су-27 и МиГ-31, но большая часть этих самолетов предназначена для утилизации. 

По количеству и качеству тяжелых истребителей (с учетом МиГ-31) ВКС РФ почти не уступают ВВС США и немного превосходят китайскую авиацию. По легким же истребителям наше отставание и от американцев (особенно с учетом морской авиации ВМС США), и от китайцев очень велико, причем только нарастает. Впрочем, если наращивать количество тяжелых истребителей, то отставание в легких проблемой не будет. Но именно если наращивать.   

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

30 октября 2017 13:39 583
0
0

КОММЕНТАРИИ:

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи