ВВС и ПВО
ВВС и ПВО
Дети горького опыта

Случившийся в 50-е – 60-е гг. ХХ в. всемирный ракетный фетишизм нанес тяжелый удар по тактической (фронтовой) авиации во всех основных странах мира. Особенно пострадала ударная авиация, которую, как решили многие политики и военные, ракеты заменят полностью.

По целому ряду причин, однако, замены не произошло. И главные ВВС мира по очереди стали на горьком военном опыте убеждаться, как плохо жить без бомбардировщиков и без штурмовиков. Более того, на этом самом военном опыте пришлось понять, что бомбардировщик, наносящий удары в глубине обороны противника, и штурмовик, работающий непосредственно над полем боя – это концептуально разные машины. Для первого важнее скорость (в т.ч. на малых и предельно малых высотах) и дальность полета (в т.ч. на тех же малых высотах, где расход топлива гораздо выше), для второго – защищенность, т.е. способность работать в условиях массированного применения противником разнообразных средств ПВО. Кроме того, военный опыт показал еще и то, что при попытке сделать универсальный самолет, истребитель-бомбардировщик, в подавляющем большинстве случаев получается посредственный бомбардировщик и плохой истребитель. Для США главным источником горького опыта стала Вьетнамская война, для СССР – Афганская. 

В СССР в 60-е – 70-е гг. почти все фронтовые ударные самолеты имели изменяемую стреловидность крыла, что обеспечивало хорошие летные характеристики как при взлете и посадке, так и при больших скоростях полета на различных высотах. Правда, при этом значительно усложнялась конструкция самого крыла. По этой схеме были построены истребители-бомбардировщики Су-17 (экспортные варианты – Су-20 и Су-22) и МиГ-23, а затем фронтовой бомбардировщик Су-24. При этом Су-17 ни в коей мере не был истребителем, это был чисто ударный самолет (иногда он классифицировался как штурмовик), а МиГ-23 разделился на несколько модификаций, одна из которых (МиГ-23БН) тоже стала чисто ударной, при дальнейшей модернизации из него родился бомбардировщик МиГ-27. Все эти самолеты прошли Афганскую войну, особенно интенсивно воевал Су-17, он же понес наибольшие потери – 29 или 30 машин. К началу 90-х они относительно устарели и после распада СССР были быстро сняты с вооружения не только в России, но и во всех постсоветских странах (хотя МиГ-27 остается главным ударным самолетом ВС Индии, Су-22 и МиГ-23БН очень активно воюют в составе ВС Сирии). 

Су-24М изначально классифицировался как фронтовой бомбардировщик без всяких претензий на «истребительность» (на его базе также был создан разведчик Су-24МР). Он обладал весьма высокими ТТХ, при этом был достаточно сложен в управлении и эксплуатации. В Афганской войне он применялся ограниченно, потери составили 1 самолет, причем по техническим причинам. «По полной программе» Су-24 воевали в обеих Чеченских войнах. В первой войне также был потерян один Су-24 по техническим причинам, во второй – два, причем, как минимум, один из них был сбит. На Су-24 легла основная тяжесть российской воздушной операции в Сирии. Там были потеряны два бомбардировщика: один сбит истребителем F-16С ВС Турции, второй разбился при взлете. 

Уже в ХХI в. часть Су-24М прошли модернизацию по варианту Су-24М2. Считать новым этот бомбардировщик уже никак нельзя, но пока основу фронтовой ударной авиации России составляет именно он.  

В настоящее время по 12 Су-24М и Су-24МР имеются в 98-м смешанном авиаполку ОСК «Север» в Мончегорске (Мурманская область) и в 11-м авиаполку ЮВО в Мариновке (Волгоградская область). В составе 2-го авиаполка ЦВО на аэродроме Шагол под Челябинском – до 12 Су-24М и 12 Су-24МР, в 43-м морском штурмовом авиаполку ЧФ (аэродром Саки, Крым) – 3 Су-24М и 6 Су-24МР. 12 Су-24М имеется в составе 37-го авиаполка ЮВО на севастопольском аэродроме Бельбек, 11 – в составе 4-го штурмового авиаполка 72-й авиабазы ЗВО на аэродроме Черняховск (Калининградская область), 12 Су-24МР – в составе 4-й разведывательной эскадрильи ЗВО на аэродроме Шаталово (Смоленская область). Еще 13 Су-24 разных модификаций имеется в 4-м Центре боевого применения и переучивания летного состава в Липецке. Всего, таким образом, в ВКС РФ имеется до 130 Су-24, в т.ч. не менее 54 МР. Еще несколько самолетов этого типа числятся в экспериментальных и учебных частях, не менее 100 Су-24 находятся на хранении, но большую их часть ожидает утилизация. 

Су-24

Для замены Су-24М с 2014 г. в войска стал поступать истребитель-бомбардировщик Су-34. Он был создан на базе истребителя Су-27, что стало повторением американского опыта – создания ударного самолета F-15Е на базе истребителя F-15. Благодаря своему происхождению Су-34, в отличие от Су-24, способен вести, по крайней мере, оборонительный воздушный бой, при этом очень значительно превосходит своего предшественника в плане решения основных, т.е. ударных задач. Он уже приобрел боевой опыт в Сирии, причем весьма успешный.

В настоящее время 7 Су-34 имеется в 4-м ЦБППЛС в Липецке. Полностью перевооружены на Су-34 три бомбардировочных авиаполка: 47-й ЗВО на аэродроме Балтимор (Воронеж) с 23 машинами, 559-й ЮВО на аэродроме Морозовск Ростовской области с 36 машинами, 277-й ВВО на аэродроме Хурба Хабаровского края с 24 машинами. 24 Су-34 поступило во 2-й бап в Шаголе. Всего уже имеется свыше 120 самолетов этого типа, в т.ч. несколько – в экспериментальных и учебных частях, производство Су-34 продолжается.

Су-25, поступивший на вооружение ВВС СССР почти одновременно с Су-24, в начале 80-х, стал первым отечественным (не считая Ил-2) и вторым в мире после американского А-10 специализированным штурмовиком, предназначенным для нанесения ударов по войскам противника непосредственно на поле боя и на ближайших подступах к нему. Больше таких самолетов ни у нас, ни в США, ни в других странах так и не появилось. 

Су-25 исключительно активно воевали в Афганистане, в Чечне, а сейчас воюют в Сирии. В Афганистане было потеряно от 23 до 37 самолетов этого типа (в т.ч. до 10 – на земле), в первую Чеченскую – 4, во вторую Чеченскую – 6. Еще 3 штурмовика было потеряно в августе 2008 г. в войне с Грузией. С учетом интенсивности эксплуатации эти потери нельзя считать слишком высокими, тем более что штурмовик вообще принято рассматривать «одноразовым» самолетом.

Сейчас в ВКС РФ осталось лишь три штурмовых авиаполка, полностью оснащенных Су-25СМ (последняя модернизация данной машины): 18-й в ВВО на аэродроме Черниговка (Приморский край) с 24 машинами и два в ЮВО – 368-й на аэродроме Буденновск (Ставропольский край) и 960-й на аэродроме Приморско-Ахтарск (Краснодарский край) с 21 машиной в каждом. 11 штурмовиками Су-25 оснащена 999-я авиабаза ЦВО Кант в Киргизии. 11 Су-25СМ имеется в вышеупомянутом 37-м авиаполку ЮВО в Бельбеке, 14 – в 4-м липецком ЦБППЛС. Еще 17 Су-25 имеется на двух учебных авиабазах – 2 на 195-й (Кущевская, Краснодарский край), 15 на 209-й (Борисоглебск, Воронежская область). Всего, таким образом, на вооружении ВКС РФ состоит 123 Су-25, включая учебно-боевые машины. Еще несколько десятков находятся на хранении, но их, скорее всего, ожидает утилизация. Замены Су-25 пока не просматривается. С точки зрения современных тенденций сменить штурмовики над полем боя должны ударные БПЛА, но таковых у нас пока нет. 

В ВВС США нет прямых аналогов Су-24. Аналогом Су-34 можно считать F-15Е, для Су-25 – А-10. В обоих случаях у США соответствующих самолетов гораздо больше, но Су-34 находится в производстве, т.е. их количество растет. В Китае, наоборот, нет аналогов Су-34 и Су-25 (штурмовик Q-5, скорее, является аналогом Су-17), зато есть аналог Су-24 – JH-7. В ВВС НОАК и морской авиации ВМС НОАК его почти вдвое больше, чем у нас Су-24. Впрочем, в России определенным дополнением к фронтовой ударной авиации можно считать бомбардировщики Ту-22М3 из состава Дальней авиации, аналогов которым нет ни в США, ни в Китае.

С учетом высокой стратегической мобильности и значительного боевого опыта нынешнего количества ударной авиации, вроде бы, достаточно, но поступление Су-34 не компенсирует выбывания Су-24, Су-25, а также Ту-22М3. Соответственно, в обозримом будущем дефицит бомбардировщиков и, в еще большей степени, штурмовиков в России, к сожалению, отнюдь не исключен. 

Александр Храмчихин,
заместитель директора 
Института политического и военного анализа

12 октября 2017 17:12 1516
0
0