ВВС и ПВО
ВВС и ПВО
Настоящая ПРО

Про американскую ПРО, которой нас, вроде бы, окружили со всех сторон, знает в России, наверное, уже почти каждый младенец. Между тем, настоящая ПРО есть только у нас. 

Единственный более или менее реальный сегмент американской ПРО на сегодняшний день – ЗУР «Стандарт» нескольких модификаций на крейсерах типа «Тайкондерога» и эсминцах типа «Орли Бёрк» ВМС США, оснащенных системой «Иджис» и УВП Мк41 для ракет нескольких типов. Урезанная с 64 до 24 ячеек подобная УВП установлена на суше в Румынии. Ни с кораблей, ни с суши на данный момент эта система не может сбивать не только МБР, но даже БРСД. Система THAAD, состоящая в ограниченном количестве на вооружении сухопутных войск США, предназначена, в лучшем случае, для поражения БРСД. Только на тактические ракеты ориентирована и система ПРО в составе ВС Израиля. Китайские разработки в данной сфере пока не вышли из стадии НИОКР. 

СССР же оказался единственной страной в мире, создавшей полноценную ПРО для борьбы с МБР. По договору с США от 1972 г. эта система была развернута только в одном районе (вокруг Москвы). США вышли из договора по ПРО в 2002 г., чем развязали руки не только себе, но и нам. Правда, теперь надо создавать уже новую систему, продолжая пока пользоваться советским наследием.  


Запуск ЗУР «Стандарт» с эсминцев «Орли Бёрк»

Это наследие олицетворяет 9-я дивизия ПРО, штаб которой находится в подмосковном Софрино. В том же Софрино находится РЛС «Дон-2Н», а в пос. Чернецкое (также Московская область) – РЛС «Дунай-3У». Дивизия оснащена системой ПРО А-135, принятой на вооружение в 1995 г. В систему входят ракеты 51Т6 и 53Т6, способные поражать цели на высотах от 5 до 670 км и на дальностях от 10 до 350 км. Огневые комплексы находятся в Софрино, подмосковных поселках Внуково и Оболдино (по 12 ПУ), Развилка и Коростово (по 16 ПУ), а также в пос. Жуклово Владимирской области (8 ПУ). 

Фундаментальным недостатком системы А-135, как и предшествовавших ей систем ПРО Москвы, является то, что ее ракеты оснащены ядерной БЧ. Задачи, решаемые ПРО, исключительно сложны потому, что необходимо поразить БЧ вражеских МБР уже после их разделения перед входом в атмосферу или даже в атмосфере. В этот момент БЧ обладают очень малыми размерами и очень высокой скоростью, что делает прямое попадание в них почти невозможным. Ядерный заряд на ракете ПРО должен гарантированно уничтожить БЧ противника без прямого попадания. Однако это означает ядерный взрыв (пусть и малой мощности) над собственной территорией. Т.е. мы всё равно получаем ядерный удар по себе, пусть и с менее катастрофическими последствиями, чем удар со стороны противника. Поэтому необходима разработка мощных обычных БЧ или даже систем наведения, обеспечивающих таки прямое попадание в БЧ противника и полное ее разрушение за счет кинетической энергии удара. 


Система ПРО А-135

В силу данных обстоятельств даже нынешние ракеты ПРО с ядерными БЧ должны быть обеспечены очень совершенными средствами разведки. Время полета МБР ВВС США в Россию составляет примерно полчаса. За это время необходимо зафиксировать старт МБР, рассчитать их траектории и выдать целеуказание системам ПРО. Если же удар по России наносят американские ПЛАРБ или Ракетные войска НОАК, то время на обнаружение, расчет и выдачу целеуказания сокращается, как минимум, вдвое. Поэтому система предупреждения о ракетном нападении (СПРН), находящаяся в ведении Командования Космических войск РФ, не менее важна, чем собственно система ПРО. Создание этой системы (как и системы ПРО) началось в СССР в 60-е гг. В конечном варианте она представляла собой несколько огромных надгоризонтных РЛС, размещенных по периметру СССР. После распада СССР это создало для России большие проблемы, поскольку часть РЛС, причем наиболее современных, оказалась за пределами страны. 

Сначала были построены РЛС «Днестр», которые затем модернизировались в «Днестр-М», «Днепр» и «Днепр-М». Их дальность обнаружения составляла от 2,5 до 4 тыс. км. Все «Днестры» к настоящему времени устарели и демонтированы. «Днепры» остались в Севастополе и Мукачево (на Западной Украине). Россия отказалась от их использования в 2008 г., после чего обе РЛС были заброшены (Украина оказалась не способна их использовать, НАТО они были не нужны). После возвращения Крыма в состав России появилась возможность восстановления РЛС в Севастополе, но неясно, насколько это целесообразно (состояние РЛС очень плохое). РЛС «Днепр-М» функционируют сейчас в Оленегорске Мурманской области и на полигоне Сары-Шаган в Казахстане (около озера Балхаш). 


РЛС СПРН «Дарьял-У»

Вторым поколением РЛС СПРН стали «Дарьял» и «Дарьял-У» с дальностью обнаружения до 6 тыс. км. В настоящее время такие РЛС функционируют в том же Оленегорске и в Печоре (Республика Коми). От РЛС с азербайджанской Габале Россия отказалась в 2012 г. по той же причине, что от двух украинских РЛС в 2008 г. – из-за непомерных финансовых запросов Баку и Киева соответственно. 

Кроме того, в единственном числе существует РЛС «Волга», развернутая в пос. Ганцевичи около г. Барановичи в Белоруссии. 

Таким образом, в 2008 г. Россия имела всего три РЛС СПРН на своей территории, причем на одном и том же направлении (две в Оленегорске, одна в Печоре) и по одной пусть и в дружественных, но зарубежных государствах (Белоруссии и Казахстане). Данная ситуация была совершенно нетерпимой, к тому же вообще не просматриваемым оставались юго-западное и восточное направления. В связи с этим было начато строительство РЛС нового поколения «Воронеж» модификаций М и ДМ с дальностью обнаружения не менее 6 тыс. км. Благодаря модульной конструкции они строятся гораздо быстрее, чем РЛС предыдущих поколений. В настоящее время введены в строй РЛС «Воронеж» в пос. Лехтуси (Ленинградская область), в Армавире (Краснодарский край), в пос. Пионерский (Калининградская область), в Орске (Оренбургская область), в Барнауле (Алтайский край), в Енисейске (Красноярский край), в пос. Мишелевка рядом с г. Усолье-Сибирское (Иркутская область). Строится РЛС в пос. Воргашор рядом с Воркутой (Республика Коми). Возможно, она заменит «Дарьял» в Печоре, хотя не исключено, что там будет построен еще один «Воронеж». Также предполагается построить аналогичные РЛС в Оленегорске (для замены имеющихся) и в г. Зея Амурской области. 


ЗРС С-400

Дополнением к этим РЛС должны стать загоризонтные РЛС «Контейнер». Первая из них в 2013 г. была введена в строй в пос. Ковылкино в Мордовии, вторая строится у того же г. Зея Амурской области. Загоризонтные РЛС эффективнее надгоризонтных именно тем, что позволяют видеть цели под радиогоризонтом, а не только над ним, но они гораздо сложнее в изготовлении и эксплуатации. 

Большие проблемы у России имеют место с космическим эшелоном СПРН. ИСЗ предыдущего поколения «Око» вышли из строя, сейчас на орбите находится единственный ИСЗ нового поколения «Тундра». Но для надежного функционирования космического эшелона нужно иметь хотя бы 5-6 таких спутников. 


РЛС «Контейнер»

Принципиально новым шагом в создании системы ПРО должно стать принятие на вооружение ЗРС С-500. Считается, что она будет способна поражать БЧ МБР на нисходящем участке траектории, при этом не будет «привязана» к шахтным ПУ и к РЛС СПРН, а будет мобильной и с собственными средствами разведки целей, как и нынешние С-300 и С-400, что позволит создать систему ПРО всей страны, а не только столицы. По-видимому, БЧ ЗУР С-500 должна быть неядерной. Однако пока неясно, когда эта ЗРС будет принята на вооружение и удастся ли при ее создании добиться заявленных ТТХ. 

Несмотря на все описанные проблемы, Россия была и остается монополистом в сфере наличия стратегической ПРО. США, Китай и Израиль отстают от нее в данной области, а больше никто, видимо, даже не будет пытаться такую систему создать.


 Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
30 марта 2017 15:40 1898
0
0