Военно-транспортная авиация решает целый ряд важнейших
задач. Она осуществляет перевозки личного состава и грузов в интересах не
только ВКС, но и ВС в целом внутри страны и за ее пределами. Она также
обеспечивает переброску, а при необходимости и десантирование парашютным
способом частей ВДВ и спецназа. Она же обеспечивает функционирование
специальной авиации, созданной на основе транспортных самолетов.
Командование ВТА ВКС РФ включает 12-ю
авиадивизию со штабом в Твери и 18-ю со штабом в Оренбурге. В их составе шесть военно-транспортных
авиаполков. На вооружении 334-го втап (дислоцирован в Пскове) имеется 18
самолетов Ил-76МД (еще 6 на хранении). В 117-м втап (Оренбург) – 13 Ил-76МД (еще 2 на хранении) и 3
поисково-спасательных Ан-12ППС. 196-й втап (Тверь, аэродром Мигалово) оснащен
18 Ил-76МД (еще 9 на хранении), 5 Ан-22 (единственные оставшиеся в строю самолеты этого типа,
известного как «Антей»; еще 5 на хранении). На вооружении 235-го втап (Ульяновск) - 10 Ил-76МД. В 708-м втап (Таганрог
Ростовской области) имеется 21 Ил-76 (еще 5 на хранении). 566-й втап (аэродром Сеща
Брянской области) – единственный, имеющий на вооружении 9 сверхтяжелых Ан-124
«Руслан» (еще 14 на хранении). Кроме того, на
аэродроме Северный г. Иваново дислоцирован единственный в ВКС РФ 144-й полк
самолетов ДРЛО А-50, созданных на базе Ил-76. В полку имеется 17 А-50, в т.ч. 5
модернизированных А-50У (еще от 3 до 11 А-50 на хранении), а также 1 ВКП Ил-22М (создан на базе самолета Ил-18).
Самолет Ил-76МД
Еще 11 ВКП Ил-22М и 2 Ил-22 состоят на вооружении 8-й
авиадивизии особого назначения, дислоцированной на аэродроме Чкаловский Московской области.
Также здесь имеется 2 самолета РТР Ил-20, 30 транспортных самолетов (8 Ан-72, 9 Ан-148, по
5 Ан-12 и Ан-26, 3 Ан-140, 1 Ил-76), 12 многоцелевых вертолетов Ми-8.
Также в ВКС имеется 5 смешанных транспортных авиаполков – по
одному в каждом из военных округов (базируются в городах, где размещены штабы
округов) и в составе Дальней авиации. В ЗВО – 33-й полк (аэродром Левашово,
Санкт-Петербург, на вооружении – 1 Ту-134, 1 самолет оптической разведки Ан-30, 5 Ан-26, 3 Ан-12, 4 Ан-72, 2 Ан-148, 4 L-410, 18 Ми-8). В ЮВО – 30-й полк (аэродром Центральный,
Ростов-на-Дону, 2 Ил-20М, 7 Ан-12, 6 Ан-26, 2 Ан-148, 8 тяжелых транспортных вертолетов
Ми-26). В ЦВО – 390-й полк (аэродром Кольцово, Екатеринбург, 1 Ил-22М, по 5
Ан-12 и Ан-26, по 4 Ан-140 и L-410, 2 Ан-148, по 1 Ту-134 и Ту-154, 3 Ми-8). В ВВО –
257-й полк (аэродром Большой, Хабаровск, 1 Ил-20М, 12 Ан-12, 5 Ан-26). В
Дальней авиации – 27-й полк (Тамбов, 20 учебных Ту-134УБЛ, 7 Ан-26, 1 Ан-12).
Вертолет Ми-8
В 929-м летно-испытательном центре (аэродром Ахтубинск
Астраханской области), наряду с боевыми самолетами, имеется по 1 Ил-22, Ан-124,
Ил-76МД, Ан-26, а также 2 Ан-72 и 5 Ан-12 (4 БК, 1 ППС). На вооружении 610-го центра
боевого применения и переучивания летного состава ВТА (аэродром Северный,
Иваново) – по 1 Ил-22, А-50, А-50У, а также 5 Ил-76. В Саратовской области
размещены две учебные авиабазы – 205-я (аэродром Балашов, 7 Ан-26) и 217-я
(аэродром Ртищево, 27 L-410). На аэродроме Шагол в Челябинске развернута 221-я
учебная авиабаза с 5 Ту-134УБЛ, 1 Ан-72 и 7 Ан-26.
Таким образом, в ВТА ВКС РФ имеется (с учетом хранения) от 22 до 27 самолетов ДРЛО А-50
(в т.ч. 6 У), 17 ВКП Ил-22, 5 самолетов РТР Ил-20, 1 самолет оптической
разведки Ан-30, 25 учебных (для Дальней авиации) Ту-134УБЛ, 2 пассажирских
Ту-134 и 1 Ту-154. Собственно транспортные самолеты – 23 Ан-124, 10 Ан-22, 109 Ил-76, 41 Ан-12, 48 Ан-26, 15 Ан-72, 7 Ан-140, 15 Ан-148, 35 L-410. Кроме того, в
смешанных авиаполках военных округов имеется 33 вертолета Ми-8 и 8 Ми-26.
Самолет А-50
Много это или мало – вопрос достаточно философский. По
количеству транспортных и специальных самолетов российские ВКС существенно отстают
от ВВС США, хотя пока, немного превосходят ВВС НОАК. Много транспортных
самолетов имеется в ВС Индии, ВС Франции, ВС Бразилии, еще ряда стран, но там
это, в основном, средние и легкие самолеты. Однако дело ведь не в количестве
как таковом, а в том, какие задачи этим количеством предполагается решать.
Огромные размеры американской транспортной авиации
объясняются глобальностью задач, стоящих перед ВС США, тем более что все эти
задачи решаются за пределами Северной Америки. У нас такого размаха, вроде бы,
нет, хотя, как показывают, события в Сирии, он вполне может рано или поздно
появиться. Но и размер собственной страны в совокупности с конфигурацией
российской территории (сильно вытянута в широтном направлении, в отличие от
почти квадратных США) и труднодоступностью большей ее части требует наличия
очень большой ВТА. У нас между пунктом А и пунктом Б может быть 6-7 тыс. км
внутри собственной территории, причем пункт Б вполне может находиться в таком
месте, куда в прямом смысле «только самолетом можно долететь». Поэтому 250
транспортных самолетов (из которых, к тому же, больше половины – средние и
легкие) нам мало, тем более что большинство из них (все Ан-12 и Ан-22,
значительная часть Ил-76 и Ан-26) сильно устарели. К тому же ВТА у нас очень
странно размещена по территории страны – на гигантские Сибирь и Дальний Восток,
которые почти целиком представляют собой труднодоступные районы, приходится
единственный 257-й транспортный полк с 12 устаревшими средними самолетами
Ан-12, дислоцированный, к тому же, в крайнем юго-восточном «углу» данного
суперрегиона! Крупнейшие в мире ВДВ РФ также требуют гораздо большего
количества гораздо более современных транспортных самолетов.
Самолет Ан-70
Ситуация усугубляется тем, что военно-транспортными
самолетами занималось в СССР, в первую очередь, ОКБ Антонова – единственное
авиационное ОКБ, которое размещалось не в Москве. К сожалению, находится оно в
Киеве. Понятно, что в нынешней ситуации уже невозможно реализовать никакие
совместные проекты, главным из которых был Ан-70. Единственный самолет этого
типа, поступивший на вооружение ВС Украины, почти наверняка единственным и
останется. Более того, проблематичным становится техническое сопровождение уже
имеющихся Анов. В первую очередь речь идет о крупнейшем в мире транспортном
самолете Ан-124. Большая часть самолетов этого типа находится в распоряжении
коммерческих авиакомпаний, которые успели заработать очень большие деньги на
перевозках по всему миру крупногабаритных грузов. Причем главным источником
доходов была перевозка войск и техники НАТО в Афганистан и из него.
Сворачивание афганской операции и одновременный разрыв между Россией и Украиной
почти уничтожил этот источник. Возникают теперь проблемы и с обслуживанием
военных Ан-124, вряд ли России удастся наладить их отдельное производство, хотя
теоретически оно возможно. Более того, Россия чуть было не лишилась
производства своего основного транспортного самолета – Ил-76. В СССР оно велось
на Ташкентском авиазаводе, который в независимом Узбекистане вполне ожидаемо
развалился. К счастью, оснастку и персонал завода удалось вывести в Ульяновск,
где предполагается развернуть производство модернизированного Ил-476. Эти
самолеты тем более необходимы потому, что на их основе создаются заправщики и
самолеты ДРЛО, которых у нас очень мало (особенно по сравнению с теми же США).
Таким образом, настоящее и будущее транспортной и
специальной авиации в России неоднозначно. Возможно, впрочем, что развитие
боевой авиации и других видов ВС РФ сделает создание новых транспортных
самолетов в адекватном количестве обязательным. И придется таки их создавать.