ВВС и ПВО
ВВС и ПВО
Длинная рука

Стратегическая или, по отечественной терминологии, Дальняя авиация обладает уникальным свойством. Она является частью СЯС, но при этом, в отличие от РВСН и РПК СН в составе ВМФ, может весьма успешно и эффективно применяться в обычной войне.

Эта особенность объясняется тем, что стратегические бомбардировщики могут нести как ядерное, так и обычное оружие. Причем как первое, так и второе может быть либо высокоточным, либо обычным (т.е. свободнопадающими бомбами).

При этом стратегические бомбардировщики – очень сложные и дорогие системы. Поэтому в настоящее время они состоят на вооружении только у «большой тройки» наиболее сильных стран мира. Кроме ВКС РФ они имеются еще лишь в ВВС США и в ВВС НОАК. При этом китайские бомбардировщики Н-6 созданы на основе крайне устаревшего советского Ту-16. Хотя последние модификации Н-6 являются глубоко модернизированными машинами, считать их по-настоящему современными всё же нельзя. Новый же китайский «стратег» пока не вышел из стадии НИОКР. 

Стратегический бомбардировщик B-52

При выполнении боевой задачи на максимальную (межконтинентальную) дальность полета (несколько тысяч км) стратегический бомбардировщик именно из-за этой дальности не может иметь истребительного прикрытия. А против современных ЗРК этим огромным самолетам в любом случае не помогут никакие истребители. Выходов из данной ситуации на настоящий момент есть три, в США реализованы они все. Огромный по размерам тихоходный В-52 является носителем КРВБ, которые применяет, не заходя в зону ПВО противника. В-1 пользуется сочетанием малозаметности и способности к длительному полету на малых высотах, В-2 практически полностью невидим для современных РЛС, поэтому способен дойти до цели на большой высоте. Оба этих самолета должны доставлять авиабомбы или ракеты малой дальности почти непосредственно к цели. При этом американцы давно использовали «стратегов» в локальных войнах и пришли к выводу, что огромная боевая нагрузка этих машин позволяет использовать их в качестве «бомбовозов», способных сбросить на войска противника несколько десятков тонн бомб за один вылет, т.е. один стратегический бомбардировщик заменяет до 10 самолетов фронтовой (тактической) авиации. Правда, такой вариант боевого применения реализуется только при условии предварительного полного подавления ПВО противника (либо если у противника вообще нет полноценной ПВО).

Россия не имеет аналога «невидимке» В-2. Аналогом В-52 можно считать Ту-95МС – огромный тихоходный самолет, несущий от 6 до 16 КРВБ Х-55 (дальность полета этой ракеты с ядерной БЧ достигает 3,5 тыс. км). Другой российский «стратег», Ту-160, внешне очень похож на В-1, он также обладает малозаметностью и способен летать на малых высотах. При этом, однако, если В-1 имеет лишь небольшую сверхзвуковую скорость (1,2 М), то Ту-160 способен достигать 2,1 М. Кроме того, В-1 не может нести КРВБ, а Ту-160 несет до 12 тех же Х-55. Оба российских «стратега» могут также нести неядерные КРВБ Х-555 и Х-101 (в том же количестве, что и Х-55), а также обычные бомбы (до 40 т на Ту-160, до 21 т на Ту-95МС). 

Cамолет Ту-160

Кроме того, на вооружении российской Дальней авиации состоит сверхзвуковой Ту-22М3, который на сегодняшний день можно считать единственным в мире бомбардировщиком средней дальности. Он несет либо 3 сверхзвуковые ПКР Х-22 (предназначены для поражения крупных надводных кораблей, в первую очередь – авианосцев), либо до 24 т авиабомб. Нормальная боевая нагрузка составляет 12 т, боевой радиус Ту-22М3 при этой нагрузке составляет от 1,5 до 2,4 тыс. км в зависимости от скорости и профиля полета. Это позволяет бомбардировщику с российской территории (с учетом ее огромных размеров) достигать почти любой точки Евразии и Северной Африки.

Стратегические бомбардировщики ВКС РФ входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиадивизий. 22-я дивизия дислоцирована в Энгельсе Саратовской области. На ее вооружении – все 16 Ту-160 (в т.ч. 6-7 модернизированных Ту-160М) и 14 Ту-95МС (в т.ч. 7-8 модернизированных Ту-95МСМ). 326-я дивизия дислоцирована в пос. Украинка Амурской области. На ее вооружении – 28-29 Ту-95МС (в т.ч. 1-2 МСМ).

Бомбардировщики Ту-22М3 входят в состав двух тяжелых бомбардировочных авиаполков. 52-й полк дислоцирован на аэродроме Шайковка Калужской области, на его вооружении 17 Ту-22М3, из которых 3 оборудованы специализированной вычислительной системой СВП-24 «Гефест» (она позволяет применять обычные авиабомбы как высокоточные). 200-й полк дислоцирован на аэродроме Белая Иркутской области, в его составе от 17 до 24 Ту-22М3 (в т.ч. 1-2 с «Гефестом»), 5 разведывательных самолетов (1 Ту-22МР, 4 Ан-30) и 3 транспортных самолета. Кроме того, в составе 40-го смешанного авиаполка (аэродром Оленья Мурманской области) имеется 2 Ту-22М3, а также 2 транспортных самолета Ан-12, 3 транспортных вертолета Ми-26 и 1 многоцелевой Ми-8.

Cамолет Ту-22М3

На аэродроме Дягилево под Рязанью размещен 43-й центр боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации. На его вооружении состоят 7-8 Ту-95МС и 5-9 Ту-22М3 (в т.ч. 2-3 с «Гефестом»). Еще 3 Ту-22М3 имеются в других учебных центрах ВКС, не относящихся к Дальней авиации. 2 или 3 Ту-160 находятся в распоряжении ЛИИ им. Громова в подмосковном Жуковском, но они не считаются боевыми единицами. До 150 Ту-22М3 находятся на хранении.

В составе Дальней авиации имеется еще два авиаполка. 27-й смешанный полк (дислоцирован в Тамбове) имеет на вооружении 20 учебных самолетов Ту-134УБЛ и 8 транспортных самолетов. 203-й авиаполк (Дягилево) оснащен 18 заправщиками Ил-78 (в т.ч. 13 Ил-78М). Это единственные заправщики в ВКС РФ, что является главной «ахиллесовой пятой» нашей боевой авиации. Для сравнения – в ВВС США имеется 458 заправщиков (еще 175 на хранении), в авиации ВМС США – 77 заправщиков (еще 38 на хранении). 

Бомбардировщик Ту-95МС

Ту-22М3 в качестве «бомбовозов» применялись СССР и Россией в Афганистане, Чечне, Грузии, где один бомбардировщик был сбит, а также в Сирии. Сирийская война стала боевым дебютом для Ту-160 и Ту-95МС, «стратеги» применяли в этой войне КРВБ Х-101 и Х-555. Большая часть полетов осуществлялась с аэродромов Энгельс и Моздок (Северная Осетия) через воздушное пространство Ирана и Ирака. Один из полетов Ту-95МС и Ту-160 для удара по целям в Сирии был выполнен с аэродрома Оленья вокруг всей Европы. Прямой военной необходимости в такой траектории, разумеется, не было, полет вокруг Европы стал демонстрацией наличия у ВКС России «длинной руки», которая может быть использована в конфликтах и войнах любого типа и способна достать до кого угодно.

В ближайшее время предполагается начать серийное производство стратегического бомбардировщика Ту-160М2. Он будет выполнен в планере Ту-160, но с совершенно новым бортовым оборудованием и частично с новым вооружением. Планируется произвести до 50 таких самолетов, которые заменят часть нынешних «стратегов». Сирийская война позволила на практике оценить значение Дальней авиации во внешней и военной политике государства, поэтому ее развитие будет продолжаться.

 

Александр Храмчихин,
заместитель директора
Института политического и военного анализа
17 февраля 2017 00:00 1640
0
0